Поэтапное снижение таможенных
тарифов в рамках НАФТА происходит
исходя из базовых ставок, действовавших
на 1 июля 1991 года. В отношении правил
происхождения товаров НАФТА
устанавливает следующие требования:
товар должен быть полностью
произведен в североамериканской
зоне свободной торговли или
существенно преобразован в новый
товар и соответственно попадать
под другую тарифную позицию
Гармонизированной системы. Для
некоторых товаров (автомобили, химические
продукты, обувь), кроме того, требуется
чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены
в странах – участницах соглашения.
Кроме того, в НАФТА устраняются
другие барьеры в торговле, такие
как требования по импортному
лицензированию и сбору по
таможенному оформлению товаров.
В НАФТА фактически устанавливается
национальный режим в торговле,
причем он распространяется не
только на товары, но и на
услуги, включая право инвестировать
в сферу услуг и продавать
услуги через границы. К примеру,
в сфере финансовых услуг НАФТА
дает возможность банкам США
и фирмам, действующим на рынке
ценных бумаг, учреждать в Мексике
впервые за последние полвека
представительства с полным набором
функций.
Соглашение о создании НАФТА устанавливает
5 основных принципов защиты иностранных
инвесторов и их инвестиций в зоне свободной
торговли: недискриминационный режим;
снятие особых требований к инвестициям
или инвесторам (эти требования обычно
относятся к видам деятельности, осуществляемым
по распоряжению государства или одобренным
им, в качестве условия учреждения или
функционирования иностранных предприятий
в конкретной стране); свободное перемещение
финансовых средств, имеющих отношение
к инвестициям; экспроприация только в
соответствии с международным правом;
право обращаться в международный суд
в случае нарушения Соглашения.
Наконец, в рамках НАФТА
учреждаются самые высокие в
мире нормы защиты прав на
интеллектуальную собственность,
включая авторские права, патенты
и товарные знаки.
Отдавая должное важному значению
НАФТА для развития регионального сотрудничества,
американские эксперты отмечают, что соглашение
приносит относительно скромные результаты
экономикам США и Канады, поскольку между
обеими странами и до соглашения были
сравнительно небольшие ограничения в
торговле и в области трансграничных инвестиций.
Однако оно принесет выгоды
экономике Мексики. Одной из
главных целей соглашения, с позиций
интересов США, является обеспечение
дельнейшего проведения экономических
реформ в этой стране. Эти реформы,
как ожидается, создадут более
предсказуемый, стабильный предпринимательский
климат для американских и
канадских экспортеров и инвесторов.
Мексика надеется, что с созданием
благоприятного климата в области
торговли и инвестиций можно
ожидать притока капиталов и
увеличения занятости. Помимо
этого Мексика заинтересована
в ослаблении протекционизма
США и расширении экспорта
в США и Канаду, а также в
получении доступа к новым
технологиям и природным ресурсам.
Канаде НАФТА может создать
возможности для дальнейшего
расширения экспорта, во-первых, гарантируя
и усиливая уже достигнутые
результаты соглашения о либерализации
торговли, ранее заключенного с
США, во вторых, улучшая доступ
к рынку Мексики, и, в-третьих,
увеличивая привлекательность Канады
для инвесторов, прежде всего
американских.
В целом реализация НАФТА,
как считают эксперты, приведет
к повышению темпов роста США
и Канады максимум на 0,5 процентного
пункта при условии одновременного
выполнения всех его положений.
Такой скромный эффект объясняется,
с одной стороны, сравнительно
низкими барьерами в торговле
и активной инвестиционной деятельности
между США и Канадой еще
до заключения соглашения, что
благоприятствовало взаимному перемещению
товаров и услуг, а с другой
– относительно небольшим размером
экономики Мексики по сравнению
с американской и канадской. Для Мексики
выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу,
оценивается в 11% роста ВВП.
Таким образом, интеграционные
процессы в НАФТА в сравнении
с ЕС отличают доминирующее
положение США в североамериканском
экономическом регионе, слабая
взаимозависимость экономик Канады
и Мексики и связанная с
этими процессами асимметричность
экономического взаимодействия
США, Канады и Мексики.
Карибское сообщество и общий
рынок (Caribbean Community and Common Market)
Карибское сообщество и общий рынок
(КАРИКОМ, по-английски - Caribbean Community and Common
Market, CARICOM) года представляет собой интеграционный
блок, созданный в соответствии с
договором, подписанным Барбадосом,
Гайаной, Ямайкой, Тринидадом и Тобаго
в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго)
4 июля 1973 г. КАРИКОМ заменил существовавшую
с 1968 года Карибскую ассоциацию свободной
торговли.
В последующем к договору
примкнули другие англоязычные
страны Карибского бассейна - это
Антигуа и Барбуда, Белиз, Доминика,
Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины,
Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия.
Багамские о-ва. принадлежат к политической
части организации - Карибскому Сообществу
и не входят в экономический союз - Общий
Рынок. В 1995 г. четырнадцатым членом организации
и первой неанглоязычной страной в ней
стал Суринам.
Новое сообщество было создано
для "координирования экономической
и политической деятельности
карибских стран". В задачи
организации также входила совместная
торговая и промышленная политика
и программы технической и
финансовой помощи ее отстающим
членам.
В рамках сообщества предусматривается
развитие экономического сотрудничества
стран-членов, осуществляется координация
внешней политики; налажено сотрудничество
в таких областях, как здравоохранение,
образование, культура, наука и
техника, налогообложение. В рамках
общего рынка предусмотрены следующие
мероприятия: введение общего
внешнего тарифа; проведение единой
протекционистской политики; усиление
координации внешнеторговой политики;
согласование программы налоговых стимулов
для промышленности и другие мероприятия.
Полноправными членами Карибского
сообщества и общего рынка
по состоянию на 2005 год являлись
15 государств:
- Антигуа и Барбуда (присоединилась 4 июля 1974 года)
- Багамские острова (присоединились 4 июля 1983 года) - являются членами сообщества, но не принимают участия в программах в рамках общего рынка
- Барбадос (присоединился 1 августа 1973 года)
- Белиз (присоединился 1 мая 1974 года)
- Доминика (присоединилась 1 мая 1974 года)
- Гренада (присоединилась 1 мая 1974 года)
- Гайана (присоединилась 1 августа 1973 года)
- Гаити (временный член сообщества с 4 июля 1998 года, постоянный член сообщества со 2 июля 2002 года)
- Ямайка (присоединилась 1 августа 1973 года)
- Монтсеррат (территория Великобритании, присоединилась 1 мая 1974 года)
- Сент-Китс и Невис (присоединились 26 июля 1974 года)
- Сент-Люсия (присоединилась 1 мая 1974 года)
- Сент-Винсент и Гренадины (присоединилась 1 мая 1974 года)
- Суринам (присоединился 4 июля 1995 года)
- Тринидад и Тобаго (присоединились 1 августа 1973 года)
Статусом ассоциированных членов
КАРИКОМ по состоянию на 2005 год
обладали:
- Британские Виргинские острова (июль 1991 года)
- острова Теркс и Кайкос (июль 1991 года)
- Ангилья (июль 1999 года)
- Каймановы острова (16 мая 2002 года)
- Бермудские острова (2 июля 2003 года)
Странами наблюдателями в сообщества
в 2005 году являлись:
- Аруба
- Колумбия
- Доминиканская республика
- Мексика
- Нидерландские Антильские острова
- Пуэрто Рико
- Венесуэла
Одним из способов повышения конкурентоспособности
КАРИКОМ стало расширение экономического
блока этой организации и создание
на его основе Ассоциации Карибских
Государств (Association of Caribbean States, ACS), которая
включила в себя 25 государств Карибского
бассейна и Центральной Америки,
среди которых помимо членов КАРИКОМ
государства, входящие в Группу Трех,
шесть центрально-американских государств,
Доминиканская Республика и Куба. Таким
образом, страны Латинской Америки пытаются
найти пути для стабильного экономического
развития, создания более широкой зоны
свободной торговли.
В то же время, в самом
Карибском сообществе дела не
всегда обстоят гладко. Так, 29 февраля
2004 года членство Гаити - одного
из полноправных членов КАРИКОМ
- в организации было приостановлено
по политическим мотивам. Однако
в начале июня 2006 года членство
страны в сообществе и участие
в общем рынке было восстановлено.
В июле 1999 года членом КАРИКОМ
снова стала Ангилья, которая
уже являлась участницей сообщества
в 1974-1980 годах как часть другой
страны - Сант-Кристофор-Невис-Ангилья.
В 2005 году с просьбой о
членстве в Карибском сообществе
обратилась Доминиканская Республика,
однако этот вопрос пока не
решен, по политическим и экономическим
мотивам.
Структура Карибского сообщества
Высшим органом КАРИКОМ является
Конференция глав правительств, проводящаяся
обычно раз в год. Она утверждает
основные принципы и направления
деятельности сообщества, улаживает
конфликты между его членами,
заключает от имени сообщества международные
договоры. Решения принимаются единогласно.
Государства-члены имеют право
вето.
Бюро Конференции руководит
организацией между сессиями
и контролирует созданные в
1992 г. силы быстрого реагирования.
Совет министров КАРИКОМ
является вторым по значимости
органом сообщества, отвечающим
за развитие политического, экономического
и финансового сотрудничества. В
его структуре действуют 4 совета
министров (по торговле и экономическому
развитию, иностранным делам, гуманитарному
и социальному развитию, финансам
и планированию) и 13 постоянных
отраслевых комитетов.
Секретариат Карибского сообщества,
возглавляемый Генеральным секретарем,
имеет 5 департаментов (торговля
и сельское хозяйство, экономика
и промышленность, функциональное
сотрудничество, правовые вопросы,
общие вопросы и администрация).
Наряду с организационной работой
по проведению конференций и
совещаний секретариат осуществляет
контроль за реализацией принятых решений,
проводит исследование по проблемам интеграции,
выполняет поручения органов сообщества.
Место пребывания Секретариата - Джорджтаун
(Гайана).
В рамках КАРИКОМ действуют
ассоциированные институты: Карибский
банк развития, Карибский инвестиционный
фонд, Карибская метеорологическая
организация, Совет правового
образования, Вест-Индский университет,
Вест-Индская судоходная компания,
Ассамблея парламентариев Карибского
сообщества и Карибский суд.
Экономическое положение
в регионе
Несмотря экономическую интеграцию
экономики стран-членов КАРИКОМ
продолжают испытывать существенные трудности.
Уровень безработицы и внешний
долг на фоне растущего ВВП этих
стран не только не уменьшились, но
и возросли. К тому же создание мощных
региональных интеграционных объединений
таких как НАФТА или ЕС только уменьшили
конкурентные возможности стран КАРИКОМ
на мировом рынке.
Показатели экономического
роста в регионе колебались
за последние три десятилетия
в пределах от 8,4 процента в
год в 1973 году до 2,2 процента
в 1983 году. В результате ВВП
на душу населения возрастал в среднем
лишь на 1 процент в год – от 2827 долл. США
в 1972 году до 3819 долл. в 1999 году.
Экономический рост, наблюдавшийся
в 90-х годах, стал возможен
благодаря проведению крупных
реформ, коснувшихся в первую
очередь либерализации торговли
и инвестиций. Процессы интеграции,
включая заключение соглашений о свободной
торговле и образование таможенных союзов
начали приносить дивиденды.
Однако большинство государств региона,
за исключением нескольких, оказались
неспособны восстановить свой экономический
уровень, имевшийся до 80-х годов, и в целом
за последние 30 лет в регионе наблюдался
лишь скромный экономический рост. Основу
экспорта по-прежнему составляют в основном
потребительские товары и сырье, особенно
нефть и нефтепродукты, минеральные полезные
ископаемые, продукция сельского и лесного
хозяйства. В этом отношении традиционная
уязвимость региона и его внешняя зависимость
еще более возросли в связи с неустойчивым
характером экономической деятельности,
обусловленным нестабильностью рынков
и ограниченностью природных ресурсов.
Во многих странах импорт продолжает расти
быстрее, чем экспорт.
Уровень неравенства в регионе
является самым высоким в мире,
продолжая расти во всех субрегионах.
В регионе в целом минимальный
размер заработной платы в
1998 году был в среднем на 28 процентов
ниже, чем в 1980 году. Ограниченная
возможность создания рабочих
мест, связанная с особенностями
экономики региона, и тот факт,
что в результате увеличения
спроса на рабочую силу в
наибольшей степени выигрывают
люди с высшим образованием, являются
возможными причинами продолжающейся
концентрации доходов, хотя основные
причины этого явления все
еще обсуждаются.
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
ИНТЕГРАЦИИ (ЛАИ)
Латиноамериканская ассоциация интеграции
(ЛАИ) - объединение экономического
сотрудничества 12 государств Латинской
Америки: Аргентины, Боливии, Бразилии,
Венесуэлы, Колумбии, Кубы (с 1999 г.), Мексики,
Парагвая, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора.
Юридическая основа ЛАИ - Договор Монтевидео
(1980 г.).
Высший орган - Совет Министров
иностранных дел, в компетенцию
которого входит определение основных
направлений интеграционного процесса.
Постоянный политический орган - Комитет
представителей государств-членов ЛАИ,
который рассматривает вопросы,
связанные с реализацией Договора
Монтевидео.
Генеральный секретариат выполняет
функции технического органа, предоставляет
консультационную и техническую
поддержку государствам-членам в
ходе переговоров в рамках ЛАИ. В
его задачи входит изучение и оценка
хода интеграционного процесса, а
также выработка и внесение предложений
по выполнению Договора Монтевидео. В
октябре 2004 г. на 13-й сессии СМИД ЛАИ
на пост Генсекретаря избран на трехлетний
срок Д.Опертти (бывший мининдел Уругвая).