Направления государственной демографической политики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:42, лекция

Описание

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.
Основные направления государственной демографической политики в современных условиях.
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Работа состоит из  1 файл

Концепция демографического развития Российской Федерации на .doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, средства для реализации данного  федерального закона, в случае его  принятия, потребуются только к 2010 г. и, следовательно, будут заложены в  проекте федерального бюджета именно на этот год.

  1. Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на первого ребенка до 1500 рублей, на второго и последующих — до 3000 рублей.

     Статьей 3 Федерального закона № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 г. внесены изменения в отдельные нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

     Согласно  нормам Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, работающие матери будут получать пособие до достижения ребенком возраста полутора лет в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей. Матерям, имеющим право на отпуск по беременности и родам, в период после родов предоставлено право выбора со дня рождения ребенка получать пособие по беременности и родам или ежемесячное пособие по уходу за ребенком. При этом, на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет производиться с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

     В районах и местностях, в которых  в установленном порядке применяются  районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

     В случае ухода за двумя и более  детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100% размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут увеличивать  установленные настоящим Федеральным  законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

  1. Увеличение стоимости родового сертификата в период беременности до 3000,0 рублей, в период родов – до 7000,0 рублей.
  2. Компенсация затрат родителей на детское дошкольное воспитание для первого ребенка – на сумму, равную 20,0%, для второго – 50,0%, для третьего – 70,0% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения.

     Статьей 3 Федерального закона № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 г. внесены изменения в отдельные нормы Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об Образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).

     Согласно  нормам Закона «Об образовании» в целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы (далее - компенсация) на первого ребенка в размере 20% размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50% и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70% размера указанной родительской платы.

     Право на получение компенсации имеет  один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном  учреждении. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок  ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Финансирование  расходов, связанных с предоставлением  компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Федеральный  бюджет обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, рассчитываемых исходя из среднего сложившегося в субъекте Российской Федерации размера родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Предоставление субсидий осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

  1. Стимулирование передачи детей, лишившихся попечения родителей, на воспитание в семью.

     С 1 января 2007 года вступило в силу «Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», разработанное в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2006 № 207-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ установлено помимо существовавших ранее пособий, введен новый вид пособия – единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Его размер, так же, как и размер единовременного пособия при рождении ребенка, составит 8000 рублей. Право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью имеют один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей органом, уполномоченным производить назначение и выплату данного пособия в соответствии с законодательством субъекта РФ. Источник финансирования выплат – средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субвенций субъектам РФ из Федерального фонда компенсаций.

  1. Увеличение размеров выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 тыс. рублей и заработной платы приемному родителю до 2,5 тыс. рублей ежемесячно.
  2. Диспансеризация детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах системы здравоохранения, образования, а также учреждениях системы исполнения наказаний.

     Помимо  предусмотренных законодательством  РФ мер поддержки семьи, материнства  и детства, в 2007 г., в соответствии с поставленными в Послании Президента задачами, предусматривается выделение дополнительно из федерального бюджета 32,3 млрд. руб. с учетом же расходов, которые запланированы на материнский базовый капитал, обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составят около 165 млрд. рублей ежегодно. С учетом расходов на повышение пособий по уходу за ребенком, осуществляемых за счет средств фонда социального страхования, расходы на программу составят более 220 млрд. рублей, или почти 0,7% ВВП (табл. 1).

     Таблица 1 – Финансирование демографической программы из бюджетов всех уровней в 2007 г.

Мероприятие Дополнительное  финансирование в 2007 г., млрд. рублей
Увеличение  размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  на первого ребенка до1500,0 рублей, на второго и последующих —  до 3000,0 рублей. 53
Диспансеризация детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах системы  здравоохранения, образования, а также  учреждениях системы исполнения наказаний.       
Увеличение  стоимости родового сертификата  в период беременности до 3000,0 рублей, в период родов – до 7000,0 рублей. 4,5
Компенсация затрат родителей на детское дошкольное воспитание для первого ребенка  – на сумму, равную 20,0%, для второго  – 50,0%, для третьего – 70,0% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей  за посещение ребенком дошкольного учреждения. 8,0
Стимулирование  передачи детей, лишившихся попечения  родителей, на воспитание в семью, в  виде единовременного пособия в  сумме 8000,0 рублей. 0,7
Увеличение  размеров выплат на содержание ребенка  в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4000,0 рублей и заработной платы приемному родителю до 2500,0 рублей ежемесячно. 6,2
Кроме того:

Выплаты базового материнского капитала.

131,8
Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. 17,0
Итого: 221,2

 

     В целях создания системы государственной  поддержки молодых семей в  решении жилищной проблемы и улучшения  демографической ситуации Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года № 6384 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 гг. Одним из ожидаемых результатов реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 гг. является создание условий для улучшения демографической ситуации в стране.  

     В направлении снижения уровня смертности населения  были внесены изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вступившие в силу с 1 января 2006 г. Важнейшими из них стали повышение минимально необходимого уставного капитала для производителей и продавцов этилового спирта и алкогольной продукции, а также для многих розничных торговцев алкоголем (что заставило многих продавцов суррогатной продукции покинуть рынок). Ужесточены требования к производству и обороту денатурированного этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции с целью уменьшения потребления населением алкогольных суррогатов, изготовленных на основе денатурированного этилового спирта.

     В результате, только за первые 6 месяцев 2006 г. смертность снизилась на 53 тыс. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, или на 4,0%. Смертность от алкогольных отравлений снизилась на 18,0%, также наибольшее снижение смертности отмечено по причинам, прямо или косвенно связанных с злоупотреблением алкоголем.

     Необходимо  отметить, что с января 2006 года реализуется  приоритетный национальный проект «Здоровье», который направлен на реализацию основной стратегической цели – повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи населению.

     Основными целями национального проекта являются:

  • укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • повышение доступности и качества медицинской помощи;
  • укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
  • развитие профилактической направленности здравоохранения;
  • удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

     К основным направлениям приоритетного  национального проекта в сфере  здравоохранения относятся:

  • Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

     – подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых  врачей-терапевтов и педиатров; 

     – увеличение заработной платы медицинским  работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; 

     – укрепление материально-технической  базы диагностической службы первичной  медицинской помощи, скорой медицинской  помощи;

     – профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов  В и С, выявление и лечение  больных ВИЧ;

     – дополнительная иммунизация населения  в рамках национального календаря прививок;

     – введение новых программ обследования новорожденных детей;

     – дополнительная диспансеризация работающего  населения;

     – оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов  в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения. 

  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

     – увеличение объемов оказания высокотехнологичной  медицинской помощи;

     – строительство новых центров  высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

     Ориентация  отечественной системы здравоохранения  на развитие стационарной медицинской  помощи привела к недофинансированию первичной медико-санитарной помощи, в том числе к недостаточной  обеспеченности участковыми врачами, низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь. Следствие этого – рост хронических и запущенных заболеваний, что, в свою очередь, приводит к высоким уровням госпитализаций и вызовам скорой медицинской помощи. Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Меры, направленные на развитие первичной медицинской помощи, призваны повлиять на своевременное выявление и предупреждение многих заболеваний. Кроме того, значительное число граждан не могут получить необходимую дорогостоящую (высокотехнологичную) медицинскую помощь из-за отсутствия эффективного механизма ее финансирования, а также из-за ограниченности бюджетных средств. Цель национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения – сделать дорогостоящую (высокотехнологичную) помощь доступной как можно большему числу граждан.

Информация о работе Направления государственной демографической политики в современных условиях