Направления государственной демографической политики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:42, лекция

Описание

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.
Основные направления государственной демографической политики в современных условиях.
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Работа состоит из  1 файл

Концепция демографического развития Российской Федерации на .doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Реализация  проекта в 2006 году будет осуществляться из средств федерального бюджета  и государственных внебюджетных фондов в соответствии с федеральными законами – от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», от 22 декабря 2005 года № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и от 22 декабря 2005 года № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2006 год». На реализацию мероприятий проекта выделены  в 2006 году денежные средства  в объеме 88,4 млрд рублей.

     Средства  федерального бюджета, выделенные на первоочередные меры в сфере здравоохранения, не просто помощь муниципальному здравоохранению на текущие нужды. Это целевые ресурсы, которые направлены на решение приоритетных государственных задач.

     Минздравсоцразвития России заключает соглашения между  федеральным центром и регионами, в которых будут определены «встречные обязательства» территорий по уровню финансирования здравоохранения, обеспечению целевого использования выделяемых средств, обеспечению взаимодействия при реализации данного проекта.

     Основные  ожидаемые результаты проекта:

  • повышение престижа труда медицинских работников первичного звена здравоохранения;
  • повышение доступности и качества первичной медицинской помощи;
  • повышение квалификации участковых врачей;
  • оснащение необходимым диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений, что приведет к снижению сроков ожидания диагностических исследований;
  • поставка в регионы 12 120 новых машин «скорой помощи», вследствие чего повысится оперативность работы службы «скорой помощи»;
  • организация дополнительной бесплатной иммунизации населения;
  • организация массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания;
  • снижение сроков ожидания и повышение доступности дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, особенно для жителей удаленных районов благодаря строительству новых  медицинских центров;
  • обеспечение прозрачности очереди на получение высокотехнологичной помощи за счет введения системы «листов ожидания».

     При условии успешной реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ожидаются следующие долгосрочные социально-экономические последствия:

  • снижение показателей смертности и инвалидности населения Российской Федерации за счёт повышения доступности и качества медицинской помощи;
  • удовлетворение потребности населения Российской Федерации в бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи;
  • приближение отечественного здравоохранения к европейским стандартам оказания медицинской помощи населению (оборудование, технологии, уровень медицинского сервиса, квалификация медицинских работников);
  • укрепление позиций России на внутреннем и международном рынке медицинских услуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы для реализации  отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники);
  • улучшение качества жизни больных, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи (снижение времени ожидания услуги до минимума; сохранение частичной или полной трудоспособности);
  • решение социальных проблем в части медицинского обеспечения граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке.

     В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006 – 2008 годы) обозначены следующие  приоритетные направления  государственной  политики по улучшению  положения детей в Российской Федерации:

  • охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
  • профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
  • повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

     В Послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

     Правительство Российской Федерации распоряжением от 26 января 2007 г. № 79-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Дети России»5 на 2007 – 2010 годы (далее – Программа). Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.

     Программа «Дети России» призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми. Отличие Программы от ранее действовавших федеральных целевых программ будет состоять в следующем:

  • ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами;
  • применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и детей в частности;
  • направленность целей и задач, а также мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями Программы.

     Ранее действовавшие федеральные целевые программы, направленные на улучшение положения детей в Российской Федерации, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях.

     Программно-целевой  метод в реализации мер по улучшению  положения детей доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях. Во всех субъектах Российской Федерации  приняты региональные программы, направленные на улучшение положения детей.

     В результате выполнения федеральной  целевой программы «Дети России»  на 2003 - 2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4‰ в 2003 году до 11,0‰  в 2005 году), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 году до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 году), снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации - на 274 тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 года.

     В рамках указанной федеральной целевой  программы осуществлялись строительство  и реконструкция 42 учреждений родовспоможения  и детства, 77 учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, 60 детских домов-интернатов для детей-инвалидов и реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.

     Реализация  программы позволила укрепить материально-техническую  базу более 600 учреждений родовспоможения и детства, 1200 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в том числе центров помощи семьям с детьми и кризисных центров помощи женщинам, более 500 образовательных учреждений, 92 центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, более 50 воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, более 300 специализированных учреждений для детей-инвалидов, более 400 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (оснащение автотранспортом, сельскохозяйственной техникой, современным лечебно-профилактическим, реабилитационным, компьютерным, технологическим и бытовым оборудованием).

     Сеть  специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, расширилась до 1300 учреждений, число реабилитационных центров для детей-инвалидов увеличилось до 324 учреждений.

     Одаренным детям ежегодно выплачивались до 120 единовременных стипендий, обеспечивалась поддержка 12 всероссийских и международных предметных олимпиад для детей с целью выявления юных талантов.

     Благодаря развитию новых форм устройства в  семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост доли детей, переданных на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека, приемная семья), составил 9,1 процента за период реализации программы.

     Реализация  программы на федеральном уровне позволила ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения  около 4 млн. детей, в том числе каждого четвертого ребенка-инвалида, каждого десятого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и каждого двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.

     Несмотря  на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много  проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.

     Из-за низкого уровня здоровья женщин детородного  возраста продолжает увеличиваться  количество случаев беременности и  родов, протекающих с различными осложнениями.

     Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие  проведения лечебно-коррекционных  и реабилитационных мероприятий.

     Социальная  значимость ряда проблем, связанных  с состоянием здоровья детей в  Российской Федерации, говорит о  необходимости их решения только программно-целевым методом.

     Выявление и развитие природных задатков детей  должно осуществляться на всех ступенях их воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных  возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения.

     В последние годы наметилась тенденция  к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о  полном устранении этого негативного  социального явления преждевременно, поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

     В настоящее время сохраняется  тенденция роста детской инвалидности. В связи с тем, что подавляющее  большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усиления профилактической направленности.

     Проблема  социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Однако развитие альтернативных семейных форм происходит медленно. Активное внедрение таких форм устройства детей позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших федеральных целевых программ, наличие не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.

Информация о работе Направления государственной демографической политики в современных условиях