Оценка туристско-рекреационного потенциала Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 01:52, контрольная работа

Описание

Целью данного исследования является: изучение туристско-рекреационного потенциала и особенностей развития туризма Германии.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретических и методологических основ туризма и туристско-
рекреационного потенциала
- изучение общей характеристики экономики
- выявление особенностей рекреационных ресурсов

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала
2. Общая характеристика экономики Германии
3. Оценка туристско-рекреационного потенциала Германии
3.1 Рекреационные ресурсы
3.2 Инфраструктура туризма
4. Особенности развития туризма Германии
4.1 Основные виды туризма
4.2 Туристские маршруты
4.3 Современное состояние туризма и перспективы развития
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Германия.docx

— 90.15 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение

1.  Теоретические и  методологические основы изучения  туризма и туристско-рекреационного  потенциала

2. Общая характеристика  экономики Германии

3. Оценка туристско-рекреационного  потенциала Германии

3.1 Рекреационные ресурсы

3.2 Инфраструктура туризма

4. Особенности развития  туризма Германии

4.1 Основные виды туризма

4.2 Туристские маршруты

4.3 Современное состояние  туризма и перспективы развития

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности  для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дает доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является еще  и один из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества.

Туризм – не только крупнейший, но и один из наиболее динамично  развивающихся секторов мировой  экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Потенциальный динамизм развития туризма обусловлен целым рядом  объективных факторов:

- это важная сфера притяжения  рабочей силы, фактор обеспечения  занятости населения;

- мощный стимул развития  таких отраслей экономики, как  транспорт, связь, торговля, строительство,  сельское хозяйство, производство  сувенирной и сопутствующей продукции;

- это условие для развития  социальной и производственной  инфраструктуры;

- это возможное средство  увеличения валютных поступлений  в регион;

- это фактор развития  национальных и народных промыслов,  самобытной культуры коренных  народов;

- условие для развития  международных контактов и обмена  культур.

Актуальность данного  исследования: в последние десятилетия  туризм и рекреация вышли на позиции  одной из ведущих отраслей мирового хозяйства и стали важной частью национальной экономики и источником благосостояния самых разных стран  мира. Новые тенденции развития экономики  страны диктуют иное отношение к  формированию регионального туристско-рекреационного продукта. В этих условиях появилась  вполне очевидная необходимость  в выполнении специального рекреационного исследования территории Германии.

Целью данного исследования является: изучение туристско-рекреационного потенциала и особенностей развития туризма Германии.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

- изучение теоретических  и методологических основ туризма  и туристско-

рекреационного потенциала

- изучение общей характеристики  экономики

- выявление особенностей  рекреационных ресурсов 

 

- изучение туристской  инфраструктуры

- формирование туристских  маршрутов 

- изучение современного  состояния туристской отрасли  и перспективы 

развития.

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы: статистический, аналитический, картографический, фондовый, сравнительный, методы экспертных оценок, метод районирования, а так  же описательный метод.

Объектом исследования служит Федеративная Республика Германия - достигнувшая в последние два десятилетия  определенных успехов: в туризме, экономике, реализации программы структурных  реформ и сходные по целому ряду показателей, важнейшими из которых  являются темпы прироста ВВП и  его структура, доля занятых в  туризме, уровень дохода на душу населения, индикаторы рождаемости, смертности, средней  продолжительности жизни.

Предметом исследования является анализ состояния туризма.

Научная новизна работы состоит  в том, что в проведенном исследовании выполнена комплексная оценка современного состояния туризма в Германии.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы туристскими фирмами работающими с данным направлением.

В качестве информационной базы использовались: статистические сборники, учебно-методические материалы  и литературные источники, демографические  словари и энциклопедии, различные  картографические материалы, журналы, интернет-ресурсы, а также научная  и научно-популярная литература.

Теоретической базой исследования явились труды отечественных  и зарубежных ученых по вопросам экономического, социально-демографического и туристского  развития Германии.

Существенное влияние  на содержание выполненного исследования, особенно в части раскрытия сущности и особенностей влияния экономических  процессов на социально-демографическое и туристское развитие страны оказали работы видных российских ученых: Квартальнов В.А., Максаковский В.П., Лаврова С.Б., Радионова И.А., Вольский В.В., Александрова А.Ю., Гуляева В.Г., Фролова Б.И., Лебедева В.Б., Кускова А.С., Наумова Н.Н., Ревякина Е.В. Дополнительный материал взят из российской и зарубежной экономической периодической печати. Использовались статьи и публикации в БИКИ, журналах «Европа для всех», «Тонкости продаж», а также материалы информационного агентства «Travel Daily News». Среди других источников фигурируют свободно доступные во всемирной сети Интернет публикации и статьи по заявленной тематике.  Эмпирическая база исследования представлена сводными таблицами с экономическими и

демографическими, туристскими  показателями в стране в 1970-2009 годах, графиками и диаграммами и  картами.

 

Глава 1. Теоретические  и методологические основы изучения туризма и туристско-рекреационного потенциала

Рекреация (в переводе с  польского языка rekreacja – отдых, с латыни recreation – восстановление) – это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведения; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Н.Ф. Реймерс добавляет при этом, что восстановление здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т. е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (санаториях, домах отдыха и т. п.). [39]

Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровления. Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной практике получило отождествление рекреации с отдыхом, в задачу которого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме этого, учитывая степень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорганизованный.

В частности, В.А. Квартальнов  в одной из своих последних  работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному  понятию.

Рекреация – это:

-  расширенное воспроизводство  физических, интеллектуальных и  эмоциональных сил человека;

-  любая игра, развлечение  и т. п., используемые для восстановления  физических и умственных сил;

-  наиболее быстро развивающийся  сегмент индустрии досуга, связанный  с участием населения в активном  отдыхе на открытом воздухе,  приходящийся преимущественно на  уик-энд;

-  перестройка организма  и человеческих популяций, обеспечивающая  возможность активной деятельности  при различных условиях, характере  и изменениях окружающей среды;  цивилизованный отдых, обеспечиваемый  различными видами профилактики  заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно- туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями. [28]

Для проведения какой-либо деятельности, в том числе рекреационной, необходимо наличие определенных ресурсов. В  эту категорию включают природные  и антропогенные объекты (или  часть природных и культурных ресурсов), которые при современном  уровне развития производственных сил  могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества и организации  отрасли, специализирующейся на рекреационном  обслуживании населения. Учитывая природную  и антропогенную составляющие рекреационных  ресурсов, их подразделяют на соответствующие  виды, группы, характеризующие климатические, гидроминеральные, водные, лесные, горные ресурсы, и ресурсы морских побережий. Антропогенная составляющая рекреационных  ресурсов включает культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.

Под рекреационным потенциалом  понимается вся совокупность природных, культурно-исторических предпосылок  для организации рекреационной  деятельности на определенной территории (Т.В. Николаенко). Очень часто, под  рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей  объектов.

Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социально – культурного образования, в пределах которого она расположена. [36]

Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала является далеко не самой  сложной задачей, так как в  настоящее время практически  для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала. Она должна учитывать:

1)  Уникальность имеющихся  объектов;

2)  Различия в доступности  объектов;

3)  Различия в плотности  размещения объектов в пределах  региона;

4)  Разнообразие и комплексность  имеющихся объектов;

5)  Физическое состояние  объектов.

Оценка современного состояния  использования объектов туристско-рекреационной  сферы вполне осуществима на основе имеющихся показателей посещаемости данных объектов и сопоставление  их с возможностями приема туристов.

Возможности интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала связаны с решением целого ряда задач. Это поиск финансовых средств должны быть направлены как на развитие объектов социальной сферы в целом, так и туристской инфраструктуры в частности. Это подготовка кадров, способных работать в сфере на

новом, современном уровне. Это и новые подходы в работе с туристами и отдыхающими. Это рекламная деятельность, позволяющая построить приоритеты в выборе места отдыха.

По мнению Т.В. Николаенко, отдых (рекреация) – любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая  может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так  и за ее пределами. Одним из распространенных видов отдыха является туризм. [3]

В современной научной  литературе дается несколько точек  зрения на понятие «туризм». Согласно одной из них, туризм рассматривается  как путешествие в свободное  время, предпринятое с определенной целью. Существует подход, который характеризует  туризм как отрасль хозяйства  по обслуживанию людей, находящихся  временно вне места постоянного  жительства или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов на товары и услуги.

Так в настоящем Федеральном  законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 1996г. используются следующие  основные понятия:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц  без гражданства (далее - граждане) с  постоянного места жительства в  оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных  и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - путешествия  в пределах Российской Федерации  лиц, постоянно проживающих в  Российской Федерации;

туризм выездной - путешествия  лиц, постоянно проживающих в  Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - путешествия  в пределах Российской Федерации  лиц, не проживающих постоянно в  Российской Федерации;

турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без  занятия оплачиваемой деятельностью  в период от 24 часов до 6 месяцев  подряд или осуществляющий не менее  одной ночевки;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского  показа, а также иные объекты, способные  удовлетворить духовные потребности  туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также

организаций, предоставляющих  экскурсионные услуги и услуги гидов  – переводчиков. [49]

Функции туризма:

Способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и соответственно психо - физиологических ресурсов общества;

Способствует рациональному  использованию свободного времени  людей;

Способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения;

Туризм обогащает социально  – экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств, народов.

Основными базовыми элементами понятия «туризм» являются:

а) турист – субъект туризма, человек, стремящийся удовлетворить  свои рекреационные потребности; характеризуется  значительным разнообразием.

б) туристский бизнес – означает вид предпринимательской деятельности по производству продуктов и услуг  на туристском рынке с целью извлечения прибыли;

Информация о работе Оценка туристско-рекреационного потенциала Германии