Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 10:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия культурно-историческое наследие и методы охраны объектов наследия. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- изучение понятия культурно-исторического наследия, его виды и классификация.
-исследование состояния и проблем использования культурно-исторического наследия в туризме.
-изучение объектов, находящихся под охраной, и методов охраны культурно-исторического наследия.
ВВЕДЕНИЕ3
1 Понятие и классификация культурно-исторического наследия4
1.1 Понятие культурно-исторического наследия4
1.2 Виды и классификация культурно-исторического наследия6
1.3 Культурно-историческое наследие в туризме9
2 Состояние и проблемы использования культурно-исторического
наследия 13
2.1 Состояние и проблемы использования памятников истории и культуры…. 13
2.2 Состояние и проблемы использования археологических памятников…….. 15
2.3 Влияние туристической деятельности на объекты культурно-исторического наследия в туризме …………………………………………................................. 19
3 Охрана культурно-исторического наследия …………………………………. 21
3.1 Присвоение статуса «культурно-историческое наследие» и его наиболее интересные объекты …………………………………………………………....... 21
3.2 Охрана культурно-исторического наследия в России …………………........ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 Понятие и
классификация культурно-
1.1 Понятие культурно-
1.2 Виды и классификация
культурно-исторического
1.3 Культурно-историческое наследие в туризме9
2 Состояние и
проблемы использования
наследия 13
2.1 Состояние и проблемы использования памятников истории и культуры…. 13
2.2 Состояние и проблемы использования археологических памятников…….. 15
2.3 Влияние туристической
деятельности на объекты культурно-исторического
наследия в туризме …………………………………………..............
3 Охрана культурно-
3.1 Присвоение
статуса «культурно-
3.2 Охрана культурно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Культурно-историческое наследие - это достояние нации. Прежде всего, оно играет огромную роль в развитии истории своей страны. Так же влияет на миграционные процессы, являясь одним из факторов побуждающих туристическую деятельность.
Охрана
культурно-исторического
Совокупность
природных и антропогенных
Целью курсовой работы является изучение понятия культурно-историческое наследие и методы охраны объектов наследия. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
-
изучение понятия культурно-
-исследование
состояния и проблем
-изучение
объектов, находящихся под охраной,
и методов охраны культурно-
Глава
1. Понятие и классификация культурно-исторического
наследия
Особое
значение в комплексе туристско-
Цели
туристического путешествия определяют
выбор места туристского
Зорин И. В. и Квартальнов В. А. (2000) дают следующее определение
культурному
наследию: культурное наследие народа
составляют произведения художников,
архитекторов, музыкантов, писателей,
ученых, мастеров народного творчества
- совокупность ценностей, дающих смысл
существованию человека. Оно охватывает
как материальные, так и нематериальные
произведения, выражающие творчество
народа, его язык, обычаи, верования
и т. п. Новым в вышеприведенном
определении является нематериальное
достояние, включающее фольклор, промыслы,
технические и другие традиционные
профессии, развлечения, народные фестивали,
церемонии и религиозные
Культурное наследие представляет собой уникальную историко-культурную территорию, обладающую особой ценностью для страны, мира, региона, где множество памятников истории и культуры составляют единый комплекс, тесно связанный с современной культурной средой и сохраняемый для передачи последующим поколениям. Значение сохранения и регенерации культурного и исторического наследия для развития, как городов, так и страны в целом раскрывается тремя основными тезисами.
Во-первых, наследие несет в себе культурные и цивилизационные коды нации. На нем основывается идентичность, как отдельных городских обществ, так и нации в целом. Утрата наследия неизбежно ведет к тому, что общество теряет опору и корни, без которых невозможно никакое развитие. Вне этой среды нация теряет свой интеллектуальный и творческий потенциал. Для русских сохранение материальных носителей наследия – памятников – особенно значимо, поскольку наша историческая и культурная память максимально предметна и не существует без привязки к «малой родине».
Во-вторых,
объекты культурного и
Наконец,
как это весьма наглядно показало
«ЭКСПО-2010», все больше стран осознает
значение «культурной ренты». Речь
идет не только о стремлении стран-участниц
«ЭКСПО» перераспределить в свою
пользу туристические потоки или
повысить привлекательность своих
рынков недвижимости для зарубежных
инвесторов. Культурное и историческое
богатство, «брендирование» культурного
и исторического наследия все
чаще используются в качестве эффективного
инструмента утверждения
На основе принципов Хартии культурного туризма принятой на Международном семинаре по туризму (1976 г.) предложена следующая классификация использования культурного наследия:
- достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);
- достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места посещаемые экскурсантами, заповедники и т.д.);
-
достояние, в основном используемое местным
населением (объекты религиозного культа
и гражданские сооружения, кинотеатры,
библиотеки и др.).
Типы объектов культурного наследия:
- сооружения (творения) - произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами, произведения монументальной скульптуры и монументального занятия живописью, археологические объекты, пещеры, с имеющимися свидетельствами жизнедеятельности человека, здания или помещения, в них, что сохранили аутентичные свидетельства о примечательных исторических событиях, жизнях и деятельности известных лиц;
- комплексы (ансамбли) - топографическое определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом;
- выдающиеся места - топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, художественной, научной или художественной точки зрения.
Виды объектов культурного наследия:
- археологические - городища, курганы, остатки древних поселений, стоянок, укреплений, военных лагерей, производств, ирригационных сооружений, путей, могильщики, культовые места и сооружения, мегалиты, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя, поля давних битв, остатки жизнедеятельности первобытных и древних людей;
- исторические - дома, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения и некрополи, выдающиеся места, связанные с важными
историческими событиями, с жизнью и деятельностью известных лиц, культурой и бытом народов;
- монументального искусства - произведения изобразительного искусства, как самостоятельные (отдельные), так и те, которые связаны с архитектурными, археологическими или другими достопримечательностями или с образуемыми ими комплексами (ансамблями);
- архитектуры и градостроительства - исторические центры, улицы, кварталы, площади, архитектурные ансамбли, остатки давнего планирования и застройки, отдельные архитектурные сооружения, а также связанные с ними произведения монументального, декоративного и изобразительного искусства;
- садово-паркового искусства - сочетания паркового строительства с естественными или созданными человеком ландшафтами;
- ландшафтные - естественные территории, которые имеют историческую ценность.
Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы – движимые и недвижимые.
Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.
Ко
второй группе относятся памятники
истории, градостроительства и архитектуры,
археологии и монументального искусства
и другие сооружения, в том числе
и те памятники искусства, которые
составляют неотъемлемую часть архитектуры.
С позиций познавательно-
одиночные
или групповые образования. Анализ
огромного количества разнородных объектов,
составляющих культурно-исторические
рекреационные ресурсы, с позиций рекреационной
отрасли хозяйства должен включать их
учет, характеристику и типологию. При
учете и характеристике культурно-исторических
объектов надо указать название объекта,
его местоположение, маркировку, обладателя,
литературные и прочие источники по объекту,
схему местоположения и дать краткую характеристику
объекта.