Охрана культурно-исторического наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение понятия культурно-историческое наследие и методы охраны объектов наследия. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

- изучение понятия культурно-исторического наследия, его виды и классификация.

-исследование состояния и проблем использования культурно-исторического наследия в туризме.

-изучение объектов, находящихся под охраной, и методов охраны культурно-исторического наследия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3

1 Понятие и классификация культурно-исторического наследия4

1.1 Понятие культурно-исторического наследия4

1.2 Виды и классификация культурно-исторического наследия6

1.3 Культурно-историческое наследие в туризме9

2 Состояние и проблемы использования культурно-исторического

наследия 13

2.1 Состояние и проблемы использования памятников истории и культуры…. 13

2.2 Состояние и проблемы использования археологических памятников…….. 15

2.3 Влияние туристической деятельности на объекты культурно-исторического наследия в туризме …………………………………………................................. 19

3 Охрана культурно-исторического наследия …………………………………. 21

3.1 Присвоение статуса «культурно-историческое наследие» и его наиболее интересные объекты …………………………………………………………....... 21

3.2 Охрана культурно-исторического наследия в России …………………........ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 250.73 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ3

1 Понятие и  классификация культурно-исторического  наследия4

1.1 Понятие культурно-исторического  наследия4

1.2 Виды и классификация  культурно-исторического наследия6

1.3 Культурно-историческое  наследие в туризме9

2 Состояние и  проблемы использования культурно-исторического 

наследия  13

2.1 Состояние и проблемы использования памятников истории и культуры…. 13

2.2 Состояние и проблемы использования археологических памятников…….. 15

2.3 Влияние туристической деятельности на объекты культурно-исторического наследия в туризме …………………………………………................................. 19

3 Охрана культурно-исторического  наследия  …………………………………. 21

3.1 Присвоение  статуса «культурно-историческое  наследие» и его наиболее интересные объекты  …………………………………………………………....... 21

3.2 Охрана культурно-исторического  наследия в России …………………........ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Культурно-историческое наследие - это достояние нации. Прежде всего, оно играет огромную роль в  развитии истории своей страны. Так  же влияет на миграционные процессы, являясь  одним из факторов побуждающих туристическую  деятельность.

      Охрана  культурно-исторического наследия – на данный момент весьма актуальная тема. Во-первых, сохранение культурно-исторического  наследия - это сохранение национальной истории, которую оно в себе несет. Во-вторых, реставрация объектов наследия – это сохранение рекреационных  ресурсов.

      Совокупность  природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и  иного свойства, способных вызвать  туристский интерес, является  туристскими  ресурсами  – национальным наследием  государств-участников СНГ.

     Целью курсовой работы является изучение понятия  культурно-историческое наследие и  методы охраны объектов наследия. В  рамках поставленной цели решались следующие  задачи:

     - изучение понятия культурно-исторического  наследия, его виды и классификация.

     -исследование  состояния и проблем использования  культурно-исторического наследия  в туризме.

     -изучение  объектов, находящихся под охраной,  и методов охраны культурно-исторического  наследия.

                                   3 

      Глава 1. Понятие и классификация культурно-исторического наследия 

    1. Понятие культурно-исторического наследия
 

     Особое  значение в комплексе туристско-рекреационных  ресурсов занимают культурно - исторические ресурсы, определяющие особенности  культурно-исторического потенциала территории. Ресурсный потенциал  позволяет развивать различные  виды отдыха, но территория с многовековой историей и культурными памятниками  обращает наше внимание на развитие здесь, прежде всего, культурно-познавательного туризма, т.е. туризма, целью которого является ознакомление и познание культурного наследия.

     Цели  туристического путешествия определяют выбор места туристского назначения, например, забота о здоровье, спортивный интерес, возможность заняться любимым  делом или повышение культурного  уровня. Знание объектов культурного наследия, понимание ценности этого общего достояния людей и его сохранение - является сегодня необходимой составляющей общей культуры каждого человека. В литературе, при общей характеристике культурно-исторических ресурсов, часто используются словосочетания: «историческое наследие», «культурное наследие», «историко-культурная наследство» и т. д. Так как культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое копилось на данной территории, то мы пришли к выводу, что одинаково правильно использовать эти понятия, как вместе, так и раздельно, так как формирование человеческой культуры происходит с течением времени, т. е. складывается исторически, аналогично история человечества подразумевает становление человеческой культуры.

     Зорин И. В. и Квартальнов В. А. (2000) дают следующее определение

                                   4

культурному наследию: культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл  существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования  и т. п. Новым в вышеприведенном  определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.

     Культурное  наследие представляет собой уникальную историко-культурную территорию, обладающую особой ценностью для страны, мира, региона, где множество памятников истории и культуры составляют единый комплекс, тесно связанный с современной  культурной средой и сохраняемый  для передачи последующим поколениям. Значение сохранения и регенерации  культурного и исторического  наследия для развития, как городов, так и страны в целом раскрывается тремя основными тезисами.

     Во-первых, наследие несет в себе культурные и цивилизационные коды нации. На нем основывается идентичность, как отдельных городских обществ, так и нации в целом. Утрата наследия неизбежно ведет к тому, что общество теряет опору и корни, без которых невозможно никакое развитие. Вне этой среды нация теряет свой интеллектуальный и творческий потенциал. Для русских сохранение материальных носителей наследия – памятников – особенно значимо, поскольку наша историческая и культурная память максимально предметна и не существует без привязки к «малой родине».

     Во-вторых, объекты культурного и исторического  наследия являются важным активом современных  городов, который может приносить  прибыль и существенно влияет на их экономическое развитие.

                                   5

     Наконец, как это весьма наглядно показало «ЭКСПО-2010», все больше стран осознает значение «культурной ренты». Речь идет не только о стремлении стран-участниц «ЭКСПО» перераспределить в свою пользу туристические потоки или  повысить привлекательность своих  рынков недвижимости для зарубежных инвесторов. Культурное и историческое богатство, «брендирование» культурного  и исторического наследия все  чаще используются в качестве эффективного инструмента утверждения лидерства, той самой «мягкой силы», которая  необходима для продвижения национальных интересов на международной арене. В первую очередь это справедливо  для стран Старого Света, для  которых богатое и пользующееся всемирной известностью культурное и историческое наследие наряду с  образованием, высокими стандартами  жизни и высокими технологиями становится основным конкурентным преимуществом  в глобализирующемся мире. Не случайно, например, Франция привезла на «ЭКСПО»  полтора десятка шедевров из музея  Д’Орсэ, а Дания на полгода перенесла  из Копенгагена в свой национальный павильон в Шанхае знаменитую статую Русалочки. 

    1. Виды и  классификация культурно-исторического наследия
 

     На  основе  принципов Хартии культурного туризма принятой на Международном семинаре по туризму (1976 г.) предложена следующая классификация использования культурного наследия:

     - достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);

     - достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места посещаемые экскурсантами, заповедники и т.д.);

                                   6

     - достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и др.). 

     Типы  объектов культурного наследия:

     - сооружения (творения) - произведения архитектуры и инженерного искусства вместе с естественными или созданными человеком элементами, произведения монументальной скульптуры и монументального занятия живописью, археологические объекты, пещеры, с имеющимися свидетельствами жизнедеятельности человека, здания или помещения, в них, что сохранили аутентичные свидетельства о примечательных исторических событиях, жизнях и деятельности известных лиц;

     - комплексы (ансамбли) - топографическое определенная совокупность отдельных или соединенных между собой сооружений разного назначения, которые отмечаются своей архитектурой и органической связью с ландшафтом;

     - выдающиеся места - топографическое определенные зоны или ландшафты, естественные, естественно антропогенные творения, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, художественной, научной или художественной точки зрения.

     Виды  объектов культурного наследия:

     - археологические - городища, курганы, остатки древних поселений, стоянок, укреплений, военных лагерей, производств, ирригационных сооружений, путей, могильщики, культовые места и сооружения, мегалиты, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя, поля давних битв, остатки жизнедеятельности первобытных и древних людей;

     - исторические - дома, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения и некрополи, выдающиеся места, связанные с важными

                                   7

историческими событиями, с жизнью и деятельностью  известных лиц, культурой и бытом  народов;

     - монументального искусства - произведения изобразительного искусства, как самостоятельные (отдельные), так и те, которые связаны с архитектурными, археологическими или другими достопримечательностями или с образуемыми ими комплексами (ансамблями);

     - архитектуры и градостроительства - исторические центры, улицы, кварталы, площади, архитектурные ансамбли, остатки давнего планирования и застройки, отдельные архитектурные сооружения, а также связанные с ними произведения монументального, декоративного и изобразительного искусства;

     - садово-паркового искусства - сочетания паркового строительства с естественными или созданными человеком ландшафтами;

     - ландшафтные - естественные территории, которые имеют историческую ценность.

       Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы – движимые и недвижимые.

     Первую  группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые  можно легко перемещать. Потребление  рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек  и архивов, где они обычно концентрируются.

     Ко  второй группе относятся памятники  истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства  и другие сооружения, в том числе  и те памятники искусства, которые  составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно - то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные

                                   8

     одиночные или групповые образования. Анализ огромного количества разнородных объектов, составляющих культурно-исторические рекреационные ресурсы, с позиций рекреационной отрасли хозяйства должен включать их учет, характеристику и типологию. При учете и характеристике культурно-исторических объектов надо указать название объекта, его местоположение, маркировку, обладателя, литературные и прочие источники по объекту, схему местоположения и дать краткую характеристику объекта. 

Информация о работе Охрана культурно-исторического наследия