По экономической географии России.Развитие и размещение железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:17, реферат

Описание

В данном реферате на тему «Развитие и размещение железнодорожного транспорта» мной ставится цель показать место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития.

Работа состоит из  1 файл

Реферат(по экономической географии России.Развитие и размещение железнодорожного транспорта).docx

— 40.32 Кб (Скачать документ)

Муниципальное образовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная школа  №2  п.Бисерть

Свердловской  области

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по экономической  географии России

Развитие  и размещение железнодорожного транспорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:  Ахматшина Альбина

                   ученица  9 класса.

Руководитель: Никитина Г.Р.

                                           учитель географии I категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Бисерть

2011г.

 

Введение.

 

Транспорт- важнейшая сфера общественного  производства. В системе единого  народно-хозяйственного комплекса  страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих  инфроструктуру народного хозяйства.

Транспорт служит материальной основой разделения труда  в обществе и осуществляет многообразную  связь между производством и  потреблением, промышленностью и  сельским хозяйством, добывающей и  обрабатывающей промышленнстью, экономическими районами.                           Транспорт оказывает большое  влияние на развитие и размещение общественного производства и в  свою очередь отражает развитие и  размещение производительных сил по территории страны.

В данном реферате на тему «Развитие и размещение железнодорожного транспорта» мной  ставится цель показать место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития.

В конце реферата приводится карта-схема «Размещение  железнодорожных путей на территории Российской Федерации».

I. Научные основы развития и размещения   транспорта на

территории страны.

1.1. Роль транспорта в  воспроизводственном процессе.

Общественное  производство всегда развивается в  конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим  участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная  организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между  предприятиями и районами. Для  его осуществления функционирует  сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования.

Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтегазопроводный) и воздушный виды транспорта.

Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций.

Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного  цикла, запасы сырья, топлива, вместимости  складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д.     

Транспорт является продолжением процесса воспроизводства  в сфере обращения. Сам он не создает  новых вещественных продуктов, а  только перемещает продукцию, созданную  другими отраслями народного  хозяйства. Но это перемещение продукции  с места производства в место  потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс  завершенным.

Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем  важным элементом, без которого не может  осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция  транспорта не может накапливаться  «про запас».

 

Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность  работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено  производство и 

потребление и как в связи  с этим формируются потоки грузов и пассажиров.

Данные особенности  подчеркивают взаимодействие, размещение производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать  при планировании народного хозяйства.

Транспортная  сеть России включает: 162 тыс. км магистральных  железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым  покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов  России объединяющих около 160 тыс. предприятий  всех видов собственности, на которых  занято более 4.5 млн. человек (8% от общей численности рабочих и служащих страны).

Основные  производственные фонды транспортно-дорожного  комплекса составляют 13.6% стоимости  всех производственных фондов народного  хозяйства.[1]

1.2. Структура единой транспортной системы и место в ней         

        железнодорожного  транспорта по  территории страны.

 

Современная транспортная система РФ включает следующие  основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и  трубопроводный (нефте- и газопроводный). При формировании единой транспортной системы (ЕТС), обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический.

Социально-экономический  аспект связан с основной целью развития транспортной системы, а именно –  качественным и полным удовлетворением  потребностей народного хозяйства  и населения в перевозках грузов и пассажиров.

Другой основой  развития различных видов транспорта выступает технология перевозочного  процесса грузов и людей, которая  видоизменяется на различных путях  сообщения в соответствии с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обусловливающими наиболее выгодными  условия перемещения их в едином перевозочном процессе страны. Благодаря  учету этих особенностей удается  обеспечить кооперацию различных видов  транспорта в транспортной системе  страны.

 

Многие исследователи  транспортных проблем ограничиваются этими двумя аспектами единой транспортной системы.

Главная задача – отыскание оптимальных пропорций  в развитии производства и транспорта применительно планируемому этапу  экономического развития страны. С  решением важных вопросов территориальной  организации производственных сил  связан экономико-географический аспект проблемы единой транспортной системы, учитывающий взаимоотношения между  природной средой, производством  и транспортом.

Экономико-географические особенности нашей страны выдвигает  железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе.        Вытянутой главной хозяйственной  полосы на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения  массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может  обеспечить, прежде всего, из-за меридионального  направления речных путей.

 Железнодорожный  транспорт отличается регулярностью  движения во все времена года  и большой скоростью (по сравнению  с водным транспортом), способностью  осваивать массовые потоки грузов  и пассажиров, низкой себестоимостью  перевозок. Он принимает на  себя основную часть потоков  массовых грузов (угля, руды, леса, зерна,  металла и т.д.). На долю железнодорожного  транспорта приходится 37% грузооборота  страны на 2005г.[1]

 

Таблица 1.       Доля транспорта в грузообороте страны (%).

Вид транспорта                                                          

%

Железнодорожный

37

Трубопроводный

24,0

Морской

2,3

Внутренний водный

5,9

Автомобильный

30,5

Воздушный

0,3


 

 

 

Таблица 2.      Доля транспорта в пассажирообороте страны (%).  

 

Вид транспорта                           

%

автобусный

50,1 

железнодорожный

4,8

троллейбусный

18,9 

трамвайный

16,9 

метрополитенный

8,7

таксомоторный

0,3

морской

0,1

внутренний водный

0,1


 

Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой  степенью интенсивности перевозного  процесса. Он выполняет 35% мирового грузооборота и около 18% пассажирооборота при  наличии 7% протяженности железных дорог  мира. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях, в то время как стоимость  основных фондов железнодорожного транспорта в транспортной инфраструктуре – 1/3.[1]

Современный уровень организации учета и  статистического наблюдения за наличием и использованием основных средств  железнодорожного транспорта, перевозки  грузов и пассажиров не имеет аналогов в других отраслях народного хозяйства  России. Эксплуатационная длина путей  сообщения в 2003г. составила по железнодорожному транспорту - 158,1 тыс. км, в том числе  общего пользования – 86,8 тыс. км, не общего пользования – 71,3 тыс. км.2

Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок, который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько  тысяч наименований, но ведущее место  занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота.

 К этим  грузам относятся: каменный и  коксовый уголь, черные металлы,  нефтяные, лесные, хлебные, руда всякая, минеральные строительные материалы,  минеральные удобрения.

 

Таблица 3.      Основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта.[1]

 

Показатель

1995г.

2001г.

2005г.

Грузооборот, млрд. т. км

Перевезено грузов, млн. т

Пассажирооборот, млрд.

Перевезено пассажиров, млн.

Эксплуатационная длина, тыс. км

Протяженность электрифицированных  линий, тыс. км

Численность работников, занятых  на перевозках, тыс. чел.

Производительность труда  одного работника, занятого на перевозках, т. км

3718,4

3951

374

4166

144,9

 

48,4

 

2074

 

1973

2316

5789

254,7

2696

151,5

 

49,2

 

2065

 

1956

1210,9

1030

255,2

2790

158,1

 

48,3

 

1079

 

1852


 

 

Значение  железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного  хозяйства и населения определяется такими свойствами и особенностями  этого универсального вида транспорта, как:

  • возможностью сооружения эксплуатационных дорог в любом направлении и в любом районе страны;
  • обеспечение устойчивых связей между районами;
  • высокой пропускной и провозной способностью;
  • высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, времени суток, погодных условий;
  • возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов;
  • более коротким путем перевозки грузов по сравнению с водным транспортом;
  • способностью перевозить самые разнообразные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью;
  • невысокой себестоимостью перевозок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести значительную потребность в капиталовложениях  и трудовых ресурсах. Кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла не считая подвижного состава).

 

II. Развитие и размещение железнодорожного транспорта

по  территории страны.

2.1. Факторы, определяющие развитие  и размещение железнодорожного  транспорта страны.

Железнодорожный транспорт, как и любой другой имеет следующие свойства.[2]

1) Свойства, характеризующие функционирование  транспорта:

  • платность и доступность транспортной системы.
  • пропускная и провозная способность.
  • техническое обеспечение транспортных объектов.

       2) Свойства, характеризующие функционирование транспорта:

  • организационно-технологический уровень  перевозного процесса .
  • эффективность работы и экономический механизм используемый на транспорте.
  • уровень научно-технического прогресса.

3) Свойства, характеризующие взаимосвязи с  территориальными социально-экономическими  системами:

  • территориально-экономические связи.
  • расселение населения и пассажиропотоки.
  • взаимосвязь транспорта с социально-экономическими системами по материальным, трудовым и финансовым ресурсам.
  • транспорт и природная среда.

Информация о работе По экономической географии России.Развитие и размещение железнодорожного транспорта