Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:17, реферат
В данном реферате на тему «Развитие и размещение железнодорожного транспорта» мной ставится цель показать место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п.Бисерть
Свердловской области
РЕФЕРАТ
по экономической географии России
Развитие и размещение железнодорожного транспорта
Исполнитель: Ахматшина Альбина
ученица 9 класса.
Руководитель: Никитина Г.Р.
п. Бисерть
2011г.
Введение.
Транспорт- важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфроструктуру народного хозяйства.
Транспорт служит
материальной основой разделения труда
в обществе и осуществляет многообразную
связь между производством и
потреблением, промышленностью и
сельским хозяйством, добывающей и
обрабатывающей промышленнстью, экономическими
районами.
В данном реферате на тему «Развитие и размещение железнодорожного транспорта» мной ставится цель показать место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития.
В конце реферата приводится карта-схема «Размещение железнодорожных путей на территории Российской Федерации».
I. Научные основы развития и размещения транспорта на
территории страны.
1.1. Роль транспорта в воспроизводственном процессе.
Общественное
производство всегда развивается в
конкретном географическом пространстве
при определенном сочетании производственных
сил. Подобно тому, как при размещении
отдельного предприятия необходим
участок земли, на котором располагается,
и взаимодействуют его
Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтегазопроводный) и воздушный виды транспорта.
Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций.
Транспорт воздействует
на весь процесс расширенного воспроизводства:
продолжительность
Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным.
Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться «про запас».
Она выражается самим перемещением
грузов и людей и поэтому
потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров.
Данные особенности подчеркивают взаимодействие, размещение производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании народного хозяйства.
Транспортная
сеть России включает: 162 тыс. км магистральных
железнодорожных линий и
Основные производственные фонды транспортно-дорожного комплекса составляют 13.6% стоимости всех производственных фондов народного хозяйства.[1]
1.2. Структура единой транспортной системы и место в ней
железнодорожного транспорта по территории страны.
Современная транспортная система РФ включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефте- и газопроводный). При формировании единой транспортной системы (ЕТС), обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический.
Социально-экономический аспект связан с основной целью развития транспортной системы, а именно – качественным и полным удовлетворением потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Другой основой развития различных видов транспорта выступает технология перевозочного процесса грузов и людей, которая видоизменяется на различных путях сообщения в соответствии с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обусловливающими наиболее выгодными условия перемещения их в едином перевозочном процессе страны. Благодаря учету этих особенностей удается обеспечить кооперацию различных видов транспорта в транспортной системе страны.
Многие исследователи транспортных проблем ограничиваются этими двумя аспектами единой транспортной системы.
Главная задача
– отыскание оптимальных
Экономико-географические
особенности нашей страны выдвигает
железнодорожный транспорт на первый
план в транспортной системе.
Вытянутой главной
Железнодорожный
транспорт отличается
Таблица 1. Доля транспорта в грузообороте страны (%).
Вид транспорта |
% |
Железнодорожный |
37 |
Трубопроводный |
24,0 |
Морской |
2,3 |
Внутренний водный |
5,9 |
Автомобильный |
30,5 |
Воздушный |
0,3 |
Таблица 2. Доля транспорта в пассажирообороте страны (%).
Вид транспорта |
% | |
автобусный |
50,1 | |
железнодорожный |
4,8 | |
троллейбусный |
18,9 | |
трамвайный |
16,9 | |
метрополитенный |
8,7 | |
таксомоторный |
0,3 | |
морской |
0,1 | |
внутренний водный |
0,1 |
Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Он выполняет 35% мирового грузооборота и около 18% пассажирооборота при наличии 7% протяженности железных дорог мира. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях, в то время как стоимость основных фондов железнодорожного транспорта в транспортной инфраструктуре – 1/3.[1]
Современный уровень организации учета и статистического наблюдения за наличием и использованием основных средств железнодорожного транспорта, перевозки грузов и пассажиров не имеет аналогов в других отраслях народного хозяйства России. Эксплуатационная длина путей сообщения в 2003г. составила по железнодорожному транспорту - 158,1 тыс. км, в том числе общего пользования – 86,8 тыс. км, не общего пользования – 71,3 тыс. км.2
Для железнодорожного
транспорта характерен постоянный рост
грузовых и пассажирских перевозок,
который значительно отражает увеличение
протяженности сети железных дорог.
В структуре перевозок
К этим
грузам относятся: каменный и
коксовый уголь, черные
Таблица 3. Основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта.[1]
Показатель |
1995г. |
2001г. |
2005г. |
Грузооборот, млрд. т. км Перевезено грузов, млн. т Пассажирооборот, млрд. Перевезено пассажиров, млн. Эксплуатационная длина, тыс. км Протяженность электрифицированных линий, тыс. км Численность работников, занятых на перевозках, тыс. чел. Производительность труда одного работника, занятого на перевозках, т. км |
3718,4 3951 374 4166 144,9
48,4
2074
1973 |
2316 5789 254,7 2696 151,5
49,2
2065
1956 |
1210,9 1030 255,2 2790 158,1
48,3
1079
1852 |
Значение
железнодорожного транспорта в удовлетворении
транспортных потребностей народного
хозяйства и населения
К недостаткам железнодорожного
транспорта следует отнести значительную
потребность в
II. Развитие и размещение железнодорожного транспорта
по территории страны.
2.1.
Факторы, определяющие
Железнодорожный транспорт, как и любой другой имеет следующие свойства.[2]
1) Свойства,
характеризующие
2) Свойства, характеризующие функционирование транспорта:
3) Свойства,
характеризующие взаимосвязи с
территориальными социально-