Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:37, доклад
Размещение производства не может быть осуществлено в абстрактном пространстве, подобно тому, как распределяются отдельные элементы природной (географической) среды — климат, почвы, полезные ископаемые и пр. Размещение отраслей хозяйства, формирование межотраслевых сочетаний возможно и осуществляется лишь по политически и административно организованной территории. Политико-административное устройство территории — границы между государствами и районами, дифференциация стран по государственному строю, уровню развития и характеру экономики — важнейший фактор территориальной организации производства.
В 1869 г. французская
компания закончила
сооружение проходящего
по территории
Египта Суэцкого
канала, открывшего
кратчайший путь
из Средиземного
моря в Индийский
океан. Суэцкий
канал сразу же
превратился в
ключевую позицию
в борьбе европейских
держав за колонии.
К 70-м годам
XIX в. Франции удалось
заложить фундамент
новой большой
колониальной империи.
Голландия, несмотря
на значительное
ослабление ее
колониальной мощи
и потерю целого
ряда колоний,
все еще оставалась
крупной колониальной
державой. После
Венского конгресса
голландцам были
возвращены Ява
и ряд других
владений в Индонезии.
Однако в этой
стране, ставшей основой
всей Голландской
колониальной империи,
Голландии приходилось
сталкиваться с
угрожавшим ее
позициям проникновением
англичан.
К середине XIX в.
относится начало
экспансии Соединенных
Штатов Америки
в страны Латинской
Америки, Китай,
Японию, на острова
Тихого океана.
Активную колониальную
политику в XIX в.
проводила и царская
Россия.
Как уже отмечалось,
ограбление колоний
было одним из
главных источников
первоначального
накопления капитала
в Англии, а также
в других европейских
странах. Ограбление
Индии - один из
важнейших факторов,
способствовавших
промышленному перевороту
в Англии в XVIII
в. Благодаря притоку
ценностей из Индии
в Англии образовались
крупные капиталы
и возникли условия
для широкого использования
изобретений Харгрейвса,
Уатта, Аркрайта
и др. Английская
буржуазия в то
время выдвинула
из своей среды
«рыцарей» колониальных
захватов и грабежа.
В истории колониализма
известен такой,
например, «строитель
империи», как Р.
Клайв.
Роберт Клайв (1725-1774)
начал свою карьеру
в Ост-Индской
компании в 18 лет
в качестве писца,
а закончил ее
губернатором Бенгалии.
Клайв выдвинулся
благодаря неразборчивости
в средствах и
жестокости. В 1757
г. он командовал
армией Ост-Индской
компании в битве
при Плесси. После
поражения бенгальского
наваба столица
Бенгалии Муршидабад
была подвергнута
разграблению. Сам
Клайв забрал из
сокровищ наваба
драгоценностей на 200
тыс. ф. ст. К
1760 г. личное состояние
Клайва превысило
1 млн. ф. ст. На
посту губернатора
Бенгалии он допустил
настолько вопиющие
злоупотребления, что
даже английское
правительство вынуждено
было возбудить
против нега судебное
дело. Отвечая перед
судом парламента (он
был членом палаты
общин), Клайв заявил:
«Богатый город
был у моих ног,
могущественное государство
было в моей
власти, мне одному
были открыты сокровищницы,
полные слитков
золота и серебра,
драгоценных камней.
Я взял всего
200 тыс. ф. ст. Джентльмены,
до сих пор я
не перестаю удивляться
собственной скромности».
Суд признал Клайва
виновным в злоупотреблении
властью и вымогательстве
подарков, но отметил,
что «Роберт Клайв
оказал великие
и достойные услуги
Англии». Преступления
Клайва были так
велики, что английский
суд не счел
возможным его
оправдать. Израсходовав
огромные средства
на подкуп членов
суда, Клайв в 1774
г. покончил жизнь
самоубийством.
Важным источником
первоначального
накопления для
европейской, и
прежде всего английской,
буржуазии служила
работорговля. С начала
европейской работорговли
в середине XV в.
до середины XIX в.
Африка потеряла,
по разным подсчетам,
от 65 до 100 млн. человек,
включая, помимо
вывезенных в
Америку рабов,
убитых во время
охоты за рабами
и умерших при
перевозке за океан.
Только в английские
колонии в Америке
и Вест-Индии с
1680 по 1786 г. были
вывезены свыше
2 млн. африканцев.
Захват европейцами
первых опорных
пунктов на побережье
Африки был прежде
всего вызван потребностями
работорговли.
Варварство и жестокость
работорговцев не
знали предела.
Работорговля была
вполне узаконенным
«бизнесом» того
времени. Вспомним
подсчеты работорговца
в известном стихотворении
Г. Гейне «Невольничий
корабль»:
Работорговля служила
источником обогащения
Англии, Франции и
ряда других европейских
стран. С ней
был связан экономический
расцвет таких
городов, как Ливерпуль,
Бристоль, Лондон, Бордо,
Нант.
В первой половине XIX
в. изменились
содержание и форма
эксплуатации колоний.
Были проведены
крупные реформы
колониального управления (ограничение,
а затем ликвидация
торговой монополии
колониальных компаний,
изменение системы
продажи земли
в колониях и
др.). Если ранее
эксплуатация колониальной
империи была привилегией
аристократии и
верхушки торгово-финансовой.
Политика
С 1978 года по настоящее время Испания является конституционной монархией. Глава государства — король Хуан Карлос I. Высший орган исполнитеьной власти — правительство. Законодательные функции и, соответственно, контроль за деятельностью правительства осуществляют Генеральные Кортесы (парламент), состоящие из двух палат: Сената и Конгресса депутатов. Король представляет страну в международных отношениях, имеет право роспуска Кортесов, с также наделен прочими важными полномочиями.
Согласно Конституции, одобренной в Кортесах (парламенте Испании) 31 октября 1978 г., Испания — социал — демократическое государство, чья политическая форма — парламентская монархия, представляющая собой объединение 17 автономных сообществ. Руководство государством занимает король дон Хуан Карлос I де Бурбон (из династии Бурбонов) (el rey don Juan Carlos I de Borbon), правит страной с 22 ноября 1975 г., внук последнего короля Испании, Альфонсо XIII. Исполнительную власть народа осуществляет президент (presidente) правительства (Gobierno), избираемый на срок в 4 года и возглавляющий Совет Министров (Consejo de Ministros). Законодательную власть осуществляют Кортесы (Cortes), состоящие из двух палат, Конгресса депутатов (Congreso de los Diputados) и Сената (Senado).
Национальный флаг Испании образован тремя горизонтальными полосами: красной, желтой и еще одной красной, причем желтая полоса по ширине равна двум красным.
Независимым государством Испания стала в 1492 г. после изгнания мавров и объединения страны. Национальный праздник — 12 октября — День испанской нации (дата открытия Х. Колумбом Америки в 1492 г.).
Административное деление Испании включает 17 автономных сообществ и 2 автономных города — Сеута и Мелилья в Северной Африке, разделенных на 50 провинций. Территориально Испания делится на автономные сообщества (Comunidades Autonomas): Андалусия (с Сеутой и Мелильей в Африке), Арагон, Астуриас (Княжество Астурия), Балеарес (Балеарские острова), Канариас (Канарские острова), Кантабрия, Кастилия Леон, Кастилия Ла Манча, Каталунья (Каталония), Эстремадура, Галисия, Мадрид, Мурсия, Наварра, Страна Басков (Эускади) (Pais vasco), Ла Риоха, Сообщество Валенсия.
Сохраняется также
разделение национальной
территории на
исторические районы,
которых 15 и которые
практически совпадают
с недавно образованными
автономиями.
Испания — Конституционная монархия. Глава государства — король. Законодательный орган двухпалатный парламент — Генеральные кортесы (конгресс депутатов и сенат). Состоит из Сената (256 мест — 208 депутатов избираются прямым всеобщим голосованием и 48 назначаются законодательными органами провинций; все сенаторы избираются на 4-летний срок) и Конгресса Депутатов (350 мест — избираются по партийным спискам на 4-летний срок). Исполнительную власть возглавляет премьер-министр — лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.
Партии
Народная партия,
ИСРП,
Левые,
Регионалисты
Форма
правления и административное
устройство
Испания -
последнее государство
современной Европы,
где фашистская диктатура
существовала наиболее
длительное время. Это
единственная страна,
в которой идеология
фашизма пережила
Вторую мировую войну,
и в которой
авторитарный режим
исчез естественным
путем в результате
смерти Франко.
Год
смерти Франко (1975) знаменует
собой демократическое
начало современной,
просвещенной Испании.
Свободно избранные
правительства при
Адольфо Суаресе
и Фелипе Гонсалесе,
а с 1996 г. при Хосе
Мария Аснаре осмотрительно
и целенаправленно
"открывали" страну
в политическом и экономическом
смысле. Хотя вступление
в ЕС и НАТО не обошлось
без споров, сегодня
это решение разделяет
большинство испанцев.
Имеется немало примеров,
свидетельствующих
о действительном переходе
к демократии: референдум
по поводу принятия
новой конституции,
гарантия прав областной
автономии, введение
права на развод, а также
отмена смертной казни.
Показательной для произошедших
изменений в общественной
жизни стала плюралистская
структура прежде централизованного
государства.
В
административном отношении
Испания разделена
на 52 провинции, объединенных
в 17 автономных областей,
которые в значительной
степени самостоятельно
решают вопросы развития.
Каждая область имеет
свой парламент и
правительство. Члены
муниципалитетов
провинций избираются
общинами и вместе
с областными парламентами
посылают своих представителей
в сенат Национального
Законодательного собрания
в Мадриде (Кортесы; Cortes Generales}.
Вторая же палата Кортесов
состоит из депутатов,
избираемых прямым общенародным
голосованием. С 1982 по 1996
гг. правящей политической
партией Испании
оставалась PSOE (Partido Socialista Obrero Espanol),
возглавляемая премьер-
Главой государства, представляющего собой конституционную монархию, является король Хуан Карлос I. По представлению премьер-министра он утверждает членов кабинета министров. Получив от Франко власть в наследство в абсолютистском смысле слова, представитель династии Бурбонов уже в исторической тронной речи 22 ноября 1975 г. расставил акценты совсем не так, как ожидалось. Он заявил, что хочет быть "королем всех испанцев в свободном и современном обществе". Серьезность своих намерений король подтвердил шесть лет спустя, когда смелым приказом вернул в казармы восставших военных. В отличие от других европейских монархов, не только "представительное лицо", но и влиятельный политик. По конституции он наделен большими полномочиями.
Испания
Государство на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские и Канарские острова.
Территория - 504,8 тыс. кв. км. Столица - г. Мадрид.
Население - 40 млн. чел. (1998 г.).
Официальный государственный язык - кастильский (диалект испанского языка). Остальные языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных сообществах согласно их статутам.
Религия - подавляющее большинство - католики. По Конституции церковь отделена от государства, отношения между ними регулируются Конкордатом с Ватиканом 1979 г.
Во II
в. до н.э. Испания
была завоевана римлянами
и подверглась
романизации. В V в. здесь
сложилось варварское
Королевство вестготов.
В 711-718 гг. территория
Испании завоевана
арабами (маврами). В VIII-XV
вв. шла борьба за
освобождение страны
от арабов, в ходе
которой возникли
ряд христианских
королевств: Астурия,
Наварра, Кастилия, Арагон.
В 1479 г. создано единое
Испанское Королевство.
В 1492 г. завершилось
изгнание арабов из
страны и началась
испанская колонизация
Центральной и
Южной Америки. В XIX
в. Испания пережила
четыре буржуазные революции.
В результате революции 1931
г. был низложен Король
и провозглашена
республика. В 1936 г. вспыхнул
мятеж реакционных
сил. С поражением
республиканцев в
гражданской войне 1936-1939
гг. в стране установилась
диктатура генерала
Франко. После смерти
Франко в 1975 г. осуществлен
мирный переход к
демократии. В 1986 г. Испания
вступила в Европейское
экономическое сообщество.
Государственное
устройство
Испания -
унитарное государство
с высокой степенью
децентрализации. В
административно-
Действует Конституция 1978 г. По форме правления Испания является конституционной парламентской монархией. Политический режим демократический.
Глава государства - Король, являющийся, согласно Конституции, символом государственного единства и постоянства, "гарантом правильного функционирования государственных институтов". Достаточно обширные полномочия Короля могут быть осуществлены им только с контрасигнации Председателя Правительства или соответствующего министра. К их числу относятся: санкционирование и промульгация законов, созыв и роспуск Генеральных кортесов, объявление всеобщих выборов, назначение и увольнение членов Правительства. Король является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, представляет страну в международных отношениях. Что касается его отношений с парламентом, то здесь нужно отметить следующее. Король не обладает даже таким традиционным для главы государства правом, как право вето. Статья 91 Конституции закрепляет, что "в течение 15 дней после одобрения Генеральными кортесами законопроекты утверждаются Королем". Король может назначить референдум, но только по предложению Председателя Правительства, одобренному Конгрессом депутатов. После предварительного совещания с представителями политических партий в парламенте Король предлагает Конгрессу депутатов кандидатуру главы Правительства. Эта кандидатура должна быть одобрена председателем Конгресса. Члены Правительства назначаются и увольняются Королем по предложению главы Правительства.
Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту Генеральным кортесам. Нижняя палата - Конгресс депутатов (350 депутатов) и верхняя палата - Сенат (256 членов), которая является палатой территориального представительства, избираются сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых выборов (Конгресс - по пропорциональной системе, Сенат - по мажоритарной). Сессии парламента созываются 2 раза в год и длятся по 4-5 месяцев. По требованию Правительства, постоянной комиссии парламента или абсолютного большинства членов палат могут проводиться чрезвычайные сессии, которые созываются по определенной повестке дня. Депутаты работают на пленарных заседаниях и в комиссиях. Пленарные заседания палат являются открытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов обеих палат. К компетенции парламента Испании относится выработка законов, принятие бюджета, контроль за деятельностью Правительства, установление регентства, опекунства. Круг вопросов, по которым парламент может принимать законы, не очерчен, однако его законодательная деятельность заключается прежде всего в издании законов, относящихся, согласно ст.81, к развитию основных прав и свобод, законов, одобряющих статуты об автономии, устанавливающих порядок всеобщих выборов, а также иных законов, специально предусмотренных Конституцией. По всем другим вопросам парламент может делегировать Правительству право издавать "законодательные декреты". Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, Конгрессу, Сенату.