ПЗФ Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание

Данная работа включает в себя три главы. В первой главе рассмотрены история создания природно-заповедного фонда, обозначены цели и задачи заповедного дела. Также представлена структура природно-заповедного фонда Украины и рассмотрены вопросы государственного регулирования использования объектов природно-заповедного фонда Украины.
Во второй главе рассмотрены биосферные и природные заповедники, национальные природные парки и заказники Украины и их современное использование в туристско-рекреационных целях. Третья глава посвящена изучению проблем современного использования ресурсов природно-заповедного фонда Украины и перспектив дальнейшего использования природоохранных территорий Украины в целях туризма и рекреации.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные понятия и структура природно-заповедного фонда Украины
1.1.Понятия туристско-рекреационных ресурсов
1.2. Основные понятия, цели и задачи природно-заповедного фонда Украины
1.3. Структура ПЗФ Украины, правовой режим природно-заповедных и особо охраняемых территорий
Глава 2. Туристско-рекреационные ресурсы природно-заповедного фонда Украины и особенности их использования
2.1. Заповедники Украины и возможности их использования в туристско-рекреационных целях
2.2. Национальные парки Украины и возможности их использования в туристко-рекреационных целях
2.3. Заказники и возможности их использования в туристско-рекреационных целях
Глава 3. Проблемы и перспективы использования объектов природно-заповедного фонда в туристско-рекреационных целях
3.1.Природопользование как фора охраны окружающей среды
3.2.Правовые механизмы управления природопользования
3.3. Проблемы и перспективы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

ПЗФ Украины.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

 Из хозяйственной деятельности не допускаются: 
-ведение геологоразведочных работ и добыча полезных ископаемых ,все виды лесопользования, в том числе и побочного, все виды пользования растительным миром, вообще все виды пользования животным миром, включая все виды деятельности, связанные с нарушением среды обитания, жилищ, все виды пользования, которые приводят к нарушению природных  комплексов;

 - охота,  рыболовство, интродукция новых  видов животных и растений, проведение  мероприятий по увеличению численности отдельных видов , сбор коллекций и гербариев, кроме необходимых для научно-исследовательской деятельности.

   Этой же статьей Закона допускается: 
   - производство восстановительных работ по восстановлению нарушенных коренных природных комплексов, а также по предупреждению смены природных комплексов природного заповедника, произошедших в результате антропогенного воздействия;

 - проведение  противопожарных и санитарных  мероприятий в режиме, который  не причиняет вреда природным  комплексам;

 -сооружение  строений и объектов, необходимых  для ведения заповедного дела;

   - сбор коллекций и проведение  научных исследований, предусмотренных  долгосрочными планами научных  исследований.

   На территории природных заповедников  допускается проведение мероприятий по ликвидации стихийных бедствий или последствие чрезвычайных ситуаций.

   Биосферные заповедники созданы  на базе природных заповедников, национальных природных заповедников, национальных природных парков  с включением в их  структуру  других особо охраняемых территорий.

   В структуру организации территории  национальных парков входит заповедная  зона, зона регулирования рекреации,  зона стационарной рекреации  и хозяйственная зона.

   Из искусственно созданных объектов  организационно деление предусмотрено законодательством только на территориях ботанических садов. Как правило, они разделены на заповедную, научную, экспозиционную, административно-хозяйственную зоны. Наиболее строгий режим пользования ботаническими садами установлен законодательством для заповедной и научной зон. И природные, и искусственно созданные объекты могут иметь охранные зоны, которые создаются в целях охраны заповедных  зон. В них  устанавливается особый режим, не допускающий промышленное строительство, а введение другой хозяйственной деятельности обосновывается положительными выводами экологической экспертизы.

 Охрана  территорий и объектов ПЗФ

    Охрана объектов и территорий общего значения возлагается, согласно ст. 60 Закона « О ПЗФ», на службы охраны, которые создаются в составе администраций объектов ПЗФ. Охрана объектов местного значения возлагается на предприятия и организации, в границах  кторых они расположены. В отдельных случаях охрана таких объектов может возлагаться на администрацию близлежащих природных и биосферных заповедников, национальных парков, региональных ландшафтных парков. Местные органы власти также обязаны способствовать охране природоохранных территорий.

   В состав служб охраны входят  руководители администраций природных  и биосферных заповедников и  других  природоохранных образований. Сотрудники охраны имеют право:

   - проверять документы на право  пребывания в ПЗФ, природопользования  или другой  деятельности;

   -требовать объяснений по нарушению  режима объектов ПЗФ;

   - устанавливать личность незаконно  пребывающих в границах  ПЗФ лиц;

   - составлять протоколы о нарушениях  законодательства о ПЗФ и направлять их в соответствующие инстанции для рассмотрения; 
  - производить досмотр ручной клади и транспортных средств, пребывающих на территориях ПЗФ.

      Пользование объектами ПЗФ.

    Пользование ПЗФ осуществляется  на основании выданных лимитов  на природопользование. Правовой  основой пользования является  Закон « О ПЗФ Украины»,  а также Инструкция, устанавливающая  единый порядок использования  природных ресурсов на территории ПЗФ, утвержденная приказом Минприроды в 1994 г. за № 43. Инструкция устанавливает цели использования природных ресурсов, они те же, что установлены законом «О ПЗФ».

   Итак, для природных и биосферных  заповедников и национальных  парков размер лимита на пользование природными ресурсами устанавливается «Проектами организации» их  территорий,  в которых обозначен объем природных  ресурсов, в границах которых может быть предоставлено право на специальное пользование ими.

    Обоснование необходимости специального природопользования готовят государственные структуры,  в чьем подчинении  пребывают те или иные территории ПЗФ. Материалы по обоснованию должны содержать:

   - заявку на получение лимитов  на природопользование;

   - решение научно-технического совета объекта ПЗФ.

 При установлении лимитов на природопользование должны быть перечислены темы научных  исследований, указано количество изъятий  объектов из среды обитания ПЗФ. При  установлении лимитов на пользование  ресурсами и рекреационных, оздоровительных  ил  учебно-воспитательных целях в разрешениях а природопользование указывается количество рекреантов с учетом степени рекреационной нагрузки на территорий ПЗФ. Указывается срок, на который выдается лимит для этих  целей. Он может быть  краткосрочным – до одного года и долгосрочным – от одного до 10 лет.

   Установление лимитов на использование  природных ресурсов в порядке  заготовки древесины производится  на основе лесоустройства и  устанавливается ежегодно.

     Ежегодно устанавливается лимиты  на заготовку лекарственного сырья, плодов, сенокошения, выпас скота, добычу животных, рыболовство.

    Разрешение на добычу или сбор  животных и растений, занесенных  в Красную книгу Украины, выдается  в соответствии с Инструкцией  о них, утвержденной приказом  Минприроды в 1993 г. за № 3.Рзаоешение на добычу животных, стадий их  развития, их жилищ, красно-книжных растений выдается научно-исследовательским организациям исключительно для удовлетворения научно-исследовательских потребностей именно с этими объектами, занесенными в Красную книгу Украины. Заявки на пользование красно-книжными объектами от частных лиц не рассматриваются. Разрешение выдается Министерством охраны окружающей природной среды и высылается в адрес местных его органов.

    Особое значение приобретают  объекты ПЗФ в связи с созданием единой экологической сети на территории государства. Правовой основой её формирования является Конституция Украины, закон « Об экологической сети Украины». Экологическая сеть создается в целях сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, мест обитания редких и исчезающих видов животных и растений, путей миграции животных  и птиц, сохранения генетического фонда. Цели и задачи формирования единой экологической права, но и на выполнение требований национального экологического права, но и на выполнение международных соглашений, стороной которых является Украина. Организация территории экологической сети будет включать в себя ключевые территории, соединительные коридоры, буферные зоны и восстановительные территории. Ключевыми территориями могут стать объекты ПЗФ, экологические  коридоры будут связывать ключевые территории и обеспечивать сохранение типичных для региона видов растений и животных и путей их миграции. Буферные структуры создаются в целях охраны от внешнего воздействия двух охранных единиц. Единую экологическую сеть предполагается формировать не только из объектов ПЗФ, но из других территорий, наделенных особым режимом пользования. В единую экологическую сеть на основании проектов могут быть включены земли лесного фонда или земли сельскохозяйственного назначения с экстенсивным ведением хозяйства [11].

 Исходя  из сказанного выше, можно сделать  вывод, что туристические ресурсы как социально-культурные, природные и исторические факторы, включают в себя объекты демонстрации и изучения, а также иные объекты, которые способны удовлетворить потребности людей, содействуя восстановлению и развитию их физических и нравственных сил.

   Дабы не повторить печальный опыт некоторых европейских государств, где вообще не осталось дикой природы, новой и важной задачей заповедного дела Украины является организация экологических сетей, а также создание особого Государственного реестра территорий дикой природы (старо-возрастные леса, болота, целинные степи, горные области, дюны и т.п.) и повсеместная защита как заповеданных участков дикой природы, так и не входящих в природно-заповедный фонд Украины.

   Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе человеком[12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Туристско-рекреационые ресурсы природно-заповедного  фонда Украины  и особенности  их использования.

 В соответствии с мировыми экологическими стандартами, доля объектов ПЗФ должна составлять не менее 10% от площади территории страны.

 Расширение  природоохранно-рекреационных территорий в Украине предусматривается  также в контексте формирования национальной экологической сети как составной части паневропейской программы ECONECT.[13, с.52]

 2.1. Заповедники Украины  и возможности  их использования  в туристско-рекреационных  целях.

            Природа Украины необычайно щедра, богата и разнообразна. Мягкий умеренный климат, плодородная почва, большое количество рек и водоемов способствуют произрастания луговой, степной и лесной растительности и получению высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Освоение человеком природных земель и потребление природных ресурсов постоянно возрастает. Для того чтобы сохранить уникальные ландшафты, редчайшие и исчезающие виды растений и животных с целью обеспечения научно-технического прогресса и улучшения экологической ситуации в стране создана сеть природно-заповедных объектов [26]. 

 Биосферные  заповедники.

       Согласно действующему в Украине законодательству на территории биосферных заповедников и национальных природных парков согласно их функциональному зонированию устанавливается дифференцированный режим охраны. Биосферные заповедники Украины имеют площади более 30 тыс. га. Около половины их территории выделено под заповедную зону, 5% – занимает зона регулированного заповедного режима, 26% – буферная зона и 19% – зона антропогенных ландшафтов. 
 

 Аскания-Нова

 Аска́ния-Но́ва—Биосферный заповедник «Аскания-Нова» имени Ф. Э. Фальц-Фейна УААН, расположенный в Херсонской области Украины, вблизи одноименного посёлка городского типа, в 60 км к юго-востоку от Каховки. Дата основания 1874  год. Площадь заповедника составляет 33 307,6 га, из них 11 054 га — «абсолютно заповедная» степная зона, то есть это девственная территория, которой никогда не касался плуг. Асканийская степь считается типчаково-ковылевой. В густых травах есть не менее 1155 видов членистоногих, 7 видов земноводных и пресмыкающихся, 18 видов млекопитающих, в разные времена года пролетает более 270 видов птиц, из которых 107 видов остаются на гнездование. Кроме того, здесь растут 478 высших растений. В «Красную книгу Украины» занесено 13 видов высших растений, 3 вида грибов и 4 — лишайников. В экскурсионный маршрут входят: Осмотр парка, осмотр зоопарка, экскурсии в Большой Чапельский под, экскурсия на микроавтобусе "Газель" в заповедную степь, где содержатся стада диких животных, экскурсия в конном экипаже к стадам диких животных, сафари[24].

Информация о работе ПЗФ Украины