ПЗФ Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание

Данная работа включает в себя три главы. В первой главе рассмотрены история создания природно-заповедного фонда, обозначены цели и задачи заповедного дела. Также представлена структура природно-заповедного фонда Украины и рассмотрены вопросы государственного регулирования использования объектов природно-заповедного фонда Украины.
Во второй главе рассмотрены биосферные и природные заповедники, национальные природные парки и заказники Украины и их современное использование в туристско-рекреационных целях. Третья глава посвящена изучению проблем современного использования ресурсов природно-заповедного фонда Украины и перспектив дальнейшего использования природоохранных территорий Украины в целях туризма и рекреации.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные понятия и структура природно-заповедного фонда Украины
1.1.Понятия туристско-рекреационных ресурсов
1.2. Основные понятия, цели и задачи природно-заповедного фонда Украины
1.3. Структура ПЗФ Украины, правовой режим природно-заповедных и особо охраняемых территорий
Глава 2. Туристско-рекреационные ресурсы природно-заповедного фонда Украины и особенности их использования
2.1. Заповедники Украины и возможности их использования в туристско-рекреационных целях
2.2. Национальные парки Украины и возможности их использования в туристко-рекреационных целях
2.3. Заказники и возможности их использования в туристско-рекреационных целях
Глава 3. Проблемы и перспективы использования объектов природно-заповедного фонда в туристско-рекреационных целях
3.1.Природопользование как фора охраны окружающей среды
3.2.Правовые механизмы управления природопользования
3.3. Проблемы и перспективы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

ПЗФ Украины.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

 В данный момент с этой экологической проблемой  столкнулись все страны мира. Считается, что наиболее подвержены проблеме загрязнения  окружающей среды индустриальные страны Америки и Европы, но пройдет совсем немного времени, когда эта же проблема охватит и развивающиеся страны, поэтому уже сейчас следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия.

 Под термином «охрана окружающей среды» понимаются все экономические, правовые, социально – политические и организационно – хозяйственные механизмы, которые  подводят окружающую среду к «пределу прочности». Но нельзя же ждать пока загрязнение не достигнет высшей степени. Нужно предотвратить угрозу уничтожения мира[25].

 Приоритетные направления природоохранной деятельности 
Экологическая безопасность производства и охрана окружающей среды являются одними из основных приоритетов деятельности стран мира, которая осознает весь масштаб задач в этой области. 
  Сложность и объем экологических проблем   являются результатом и наследием советского индустриального подхода, в соответствии с которым   промышленные объекты строились без должного учета требований охраны окружающей среды. 
  Повышение экологической безопасности производства, снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты в соответствии с требованиями природоохранного законодательства было определено Стратегией развития производства до 2015 года (и подтверждено в Стратегии развития производства до 2020 года)  в качестве одной из долгосрочных целей деятельности Компании. 
В соответствии с одобренной странами мира Экологической политикой приоритетными направлениями природоохранной деятельности являются:

  • поэтапное сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в т.ч. диоксида серы и твердых веществ;
  • последовательное снижение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты;
  • обустройство мест размещения отходов.

 Помимо  перечисленных направлений природоохранной  деятельности, страны уделяют внимание вопросам энергоэффективности и  развитию альтернативных источников энергии  и сохранению биоразнообразия территорий хозяйствования.

 3.2. Правовые механизмы  управления природопользованием.

 Механизм хозяйствования в сфере природопользования и охраны окружающей среды представляет собой систему мер по управлению, экологического законодательства и экономического стимулирования, направленную на рациональное природопользование (см. схему 1).

   

  
 
 
 
 
 
 
 
 

 Все рычаги народнохозяйственной природозащитной системы составляют единое целое и дополняют друг друга. Вместе с тем каждый из них имеет самостоятельные функции, решает определенный круг задач и, в зависимости от уровня сформированности, стимулирует или тормозит работу системы в целом. 
Государственное управление в области охраны окружающей природной среды осуществляют Кабинет Министров Украины, Совета народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, а также специальные уполномоченные на то государственные органы по вопросам охраны природной среды и использования природных ресурсов. 
Специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в Украине является Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности (сокращенно Минприроды). 
Сейчас Минприроды осуществляет координацию всех природоохранных работ в Украине, готовит для Кабинета Министров предложения по вопросам охраны природы и рационального использования водных ресурсов, разрабатывает предложения по совершенствованию хозяйственного механизма управления процессом природопользования, экологические нормативы, правила и стандарты; готовит долгосрочные государственные целевые программы по охраны окружающей среды, утверждает ТерКСОП *, осуществляет экологическую экспертизу схем развития и размещения производительных сил Украины, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии и материалов, экологическую экспертизу проектов всех новостроек и действующих промышленных объектов. 
Минприроды имеет право запретить строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного назначения, проведения работ по эксплуатации природных ресурсов, если они нарушают природоохранное законодательство, а также привлечь к ответственности как организации, так и отдельных граждан в случае нарушения природоохранного законодательства. 
Минприроды Украины работает в тесной связи с Министерством здравоохранения и подчиненными ему санитарно-эпидемиологическими службами, Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по гидрометеорологии, Государственным комитетом водного хозяйства, Государственным комитетом по геологии, Государственным комитетом земельного хозяйства, Национальным комитетом авиации Украина. 
Решение Минприроды, вынесенные в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми министерствами, объединениями, предприятиями и организациями. 
При этом Министерстве была создана Государственная экологическая инспекция, в состав которой входят Главная экологическая инспекция, инспекции охраны Черного и Азовского морей, экологические инспекции Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Основной задачей Государственной экологической инспекции является осуществление государственного контроля в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Эта структура имеет право: обследовать предприятия, их объединения, военные и оборонные объекты с целью проверки соблюдения требований экологической безопасности, выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; ограничивать и останавливать строительство, реконструкцию, расширение объектом объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и т.п., если их деятельность осуществляется с нарушением природоохранного законодательства; подавать иски о возмещении ущерба и потери, причиненные вследствие нарушения законодательства, и т.д. 
Правовое регулирование природопользования является одним из основных рычагов хозяйственного механизма управления этим процессом. 
К правовым основам охраны окружающей среды и рационального природопользования относится система государственных мероприятий, она закреплена в праве и направлен на сохранение и восстановления природных ресурсов и улучшения условий, необходимых для жизни человека и развития материального производства. 
К системе права в сфере рационального природопользования входят: 
1) правовое регулирование, сохранение и восстановление природных ресурсов; 
2) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы и рационального природопользования; 
3) юридическая ответственность правонарушителей. 
Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предмета, работников и цели правовой охраны природы, образует природоохранное законодательство. 
Юридическую базу природоохранного обязательства составляет Конституция Украины, где в ст. 16 записано: «Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа являются обязанностью государства». Статья 50 гласит: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда». 
Существуют определенные формы каждого законодательства, в том числе и природоохранного; частности, таковыми являются нормативные акты, содержащие нормы права по охране природы и рационального природопользования. Они разделяются на законы и подзаконные акты. 
Природоохранное законодательство как рычаг управления процессом природопользования, начало формироваться с 1991 г., когда был принят Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», где сформулированы задачи природоохранного законодательства. Это – регулирование отношений в сфере охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, предупреждения и ликвидации отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и объектов, связанных с историко-культурным наследием. 
К объектам государственной охраны и регулирования использования на территории Украины принадлежат: окружающая природная среда как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов, природные ресурсы – как вовлечены в хозяйственный оборот, так и те, которые не используются в народном хозяйстве в течение какого времени (земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и другая растительность, животный мир), ландшафты и другие природные комплексы. 
Особой охране подлежат территории и объекты природно-заповеднный фонд Украины. Кроме того, государство должно охранять от негативного воздействия неблагоприятных экологических факторов также здоровья и жизни людей. 
Все 16 разделов Закона фактически предусматривают формирование рычагов хозяйственного механизма управления процессом природопользования для выхода Украины из критической экологической ситуации. 
В 90-х годах Верховной Радой Украины был принят также Закон Украины «Об экологической экспертизе» (1995), Земельный кодекс (1990), Водный кодекс (1995), Лесной кодекс (1994), Кодекс о недрах (1994), Законы Украины: «О плате за землю» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1992), «О природно-заповедном фонде» (1992), «О животном мире» (1993), «О пестицидах и агрохимикатах» (1995) и др. 
Украина ратифицировала международные конвенции «О биологическом разнообразии» (1994), «Об охране дикой природы, фауны и природных сред обитания в Европе» (1996),«О веществах, разрушающих озоновый слой» (1996).

 Подзаконными актами служат нормативно-правовые акты государственных органов Украины. Они выдаются на основе законодательных актов. Прежде всего это постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины: «Об утверждении порядка определения платы и взыскания платежей и Положения о республиканском внебюджетном фонде охраны окружающей природной среды» (1992) и «Об утверждении Положения о государственном мониторинге окружающей природной среды» (1993). К подзаконным актам относятся также ведомственные нормативные акты, например, «Базовые нормативные платы за загрязнение окружающей среды Украины», утвержденные приказом Минприроды Украины (1993). 
Контроль за соблюдением природоохранного законодательства в Украине осуществляют различные государственные и общественные организации. Среди них выделяются государственные органы общей, социальной и отраслевой компетенции. 
Для первой группы органов природоохранный контроль – это часть их общих контрольных полномочий, осуществляемых в различных сферах жизни общества. К этим органам относятся Верховная Рада, Кабинет Министров, исполнительные комитеты местных советов народных депутатов, местные администрации. 
Важная роль в охране окружающей среды принадлежит правоохранительным органам. Органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и гражданами. Судом рассматриваются уголовные, гражданские и административные дела, связанные, в частности, с нарушением требований природоохранного законодательства. Государственные органы специальной компетенции уполномоченные контролировать деятельность предприятий, учреждений, организаций и граждан только по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это, в частности, органы контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов – земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха и т.д., которые действуют в составе соответствующих министерств и ведомств. Некоторые из этих органов имеют внутриведомственные, другие – надведомственный контрольные полномочия. 
Как первичный документ при решении вопросов о применении юридической ответственности используется акт о нарушении правил охраны природы. Он составляется на месте правонарушения государственной или другим уполномоченным на то должностным лицом вместе с причастными к нарушению лицами и свидетелями. 
В области окружающей среды основном применяются четыре вида юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная. 
Уголовная ответственность применяется только судами за наиболее серьезные нарушения природоохранных правил, то есть за преступления. Уголовно-правовые санкции: лишение свободы, исправительные работы, штраф, конфискация орудий, средств и предметов преступления. 
Административная ответственность заключается в применении предусмотренных законом мер взыскания или воздействия административными комиссиями при исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов или специально уполномоченными на то должностными лицами дердарственных органов без рассмотрения дел в суде. Мер административного взыскания употребляют только к гражданам и должностным лицам. Это – предупреждение, денежный штраф, конфискация ружей и других средств охоты, лишение права охоты на срок до трех лет. Мер административного воздействия употребляют относительно предприятий, учреждений и организаций. Это – прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов и других хозяйственно-технических объектов, которые систематически загрязняют окружающую среду сточными водами и выбросами в атмосферный воздух; запрет использований отдельных машин и механизмов, приборов, являющихся источниками загрязнения, шума, вибраций, излучение выше допустимых норм. 
Гражданско-правовая ответственность предусматривает арбитражные дела об охране природы – дела по решению хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями. Компетенция органов государственного арбитража по рассмотрению хозяйственных споров разграничивается с учетом территориального признака и стоимости иска. Чаще арбитражные суды рассматривают дела о возмещении убытков: рыбном и лесному хозяйству, землепользователем. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взыскания дирекцией предприятия, учреждения или организации посредством издания соответствующего приказа. За допущенные нарушения могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или понижение в должности, увольнение с работы[25].

 3.3. Перспективы и  проблемы использования  объектов ПЗФ в  туристско-рекреационных  целях.

 Перспективы использования объектов ПЗФ в  туристско-рекреационных целях.

 Техногенное давление на окружающую среду Украины  проявилось на всех уровнях, в т. Ч. И на природном генетическом фонде. Обедняется видовой состав флоры, наблюдается резкая дестабилизация лесных экосистем. Долгое бесконтрольное использование лекарственных растений, неблагоприятная экологическая ситуация привели к кризисному состоянию ресурсов большинства дикорастущих лекарственных растений. Всего за 20 лет число видов животных и растений, занесенных в Красную книгу, увеличилось в 4 раза. Сохранение генетических ресурсов Украины, разнообразных ландшафтов – одна из важнейших задач природоохранительной деятельности государства. Одним из основных направлений в области охраны природы является формирование научно обоснованной сети территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины. Согласно принципам заповедного дела, сеть природных заповедных территорий и объектов должна обеспечить сохранение в естественном состоянии типичных и уникальных природно-территориальных комплексов в различных их динамических состояниях, генетических ресурсов, биосферных и других природных объектов. В создании первых природных заповедников воплотилась идея комплексной охраны природы. Заповедники охраняют не отдельные виды растений и животных, или отдельные элементы ландшафта, а все огромное биоразнообразие Земли вместе с типовыми и уникальными ландшафтами. Именно в заповедниках собран бесценный материал для познания экологических законов, функционирования природных экосистем, возможностей их восстановления после сильных антропогенных вмешательств. Сеть территорий и объектов природно-заповедного фонда можно рассматривать как основу для изучения взаимоотношений между обществом и природой на пути устойчивого развития при сохранении способности природных систем к самовосстановлению. При рассмотрении функций заповедных объектов выявляется следующая эволюция взглядов: охрана части популяции отдельных видов охрана популяции охрана раритетных ценозов охрана экосистем (биоценозов) охрана растительного и животного мира  охрана природно-территориальных комплексов. Концентрация развития заповедного дела в Украине предусматривает оптимизацию и совершенствование сети территорий и объектов природно-заповедного фонда с целью обеспечения охраны биоразнообразия, типичных и уникальных ландшафтов Украины, способствования поддержанию экологического равновесия на ее территории, укрепления базы для проведения мониторинга окружающей природной среды, научных исследований, экологического и патриотического воспитания граждан. Процент заповедности является важным экологическим и социальным показателем, повышение которого способствует экологической стабильности, сохранению генофонда страны. С целью реализации требований Закона «О природно-заповедном фонде Украины» в 1998 г. был подготовлен и принят ряд постановлений Кабинета Министров Украины и приказов по Министерству, которые касаются совершенствования механизма компенсации ущерба, нанесенного нарушением природоохранного законодательства в рамках ПЗФ, организации эколого-образовательной деятельности и научных исследований и др. Развитие системы ПЗФ осуществляется в соответствии с Программой перспективного развития заповедного дела в Украине, утвержденной постановлением Верховного Совета 1994 г. Дальнейший рост городских агломераций обусловливает рост потребностей населения в рекреационных ресурсах. В связи с этим перспективной формой организации охраны и рационального использования отдельных территорий являются национальные природные парки. На них возлагается выполнение следующих задач: сохранение ценных природных и историко-культурных комплексов, создание условий для организации туризма, отдыха и других форм рекреационной деятельности в природных условиях, проведение научных исследований и экологической образовательно-воспитательной работы. В целях удовлетворения рекреационных потребностей населения и охраны природы национальные природные парки занимают значительное место в структуре ПЗФ Украины. Новой формой рекреационного пользования и создания условий для эффективного туризма и отдыха в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов выступают региональные ландшафтные парки. В 1988 г. был подготовлен проект Программы формирования национальной экосети Украины на 2000-2015 гг. Этой Программой предусмотрено формирование едино-территориальной системы участников природных ландшафтов в форме природных регионов и природных коридоров для сохранения биологического разнообразия, устойчивости биогеоценозов и экологического равновесия на территории Украины. Одними из основных элементов экосети, ее сердцевинными природными ядрами должны стать территории и объекты ПЗФ, общую площадь которых, в процессе выполнения Программы, планируется увеличить до 10,4% от площади страны. Главными задачами развития заповедного дела в последующие годы остаются: увеличение площади объектов ПЗФ; повышение флористической, ценотической, фаунистической и ландшафтной репрезентативности ПЗФ; активизация работы по созданию в приграничных местностях межгосударственных природно-заповедных территорий; разработка национального плана действий по сохранению и рациональному использованию водно-болотных угодий; совершенствование системы государственного управления, прежде всего, заповедниками и национальными природными парками; разработка и внедрение эффективного экономического механизма функционирования системы территорий ПЗФ; внедрение единого порядка формирования государственного бюджета на сохранение и развитие ПЗФ Украины[28].

 Проблемы  использования объектов ПЗФ в  туристско-рекреационных целях.

 Проблемами ПЗФ Украины на данный момент является: экологическое загрязнение, вызванное взрывом в 1986 году на Чернобыльской АЭС, это один из основных факторов загрязнения природной окружающей среды. Так же к проблемам ПЗФ относятся загрязнения окружающей среды  промышленными предприятиями, расположенными в основном в Центральной Украине. Существуют экономические проблемы, связанные с тем, что правительство Украины, выделяет мало финансовых средств на усовершенствование инфраструктуры природно-заповедного фонда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение

        Туризм сегодня превратился в бурно развивающуюся отрасль мирового хозяйства. Во многих странах туризм занимает значительное место в формирование валового внутреннего продукта, создания дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оптимизации внешнеторгового баланса. Для целого ряда стран  туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует расширению международных контактов и т.п. [4].

       Сохранение природного биологического и ландшафтного разнообразия в Украине определено как одно из приоритетных направлений природоохранной деятельности государства, а создание развитой сети территорий и объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ) рассматривается как наиболее эффективный путь сохранения генофонда растительного и животного мира, типичных и редких ландшафтов, поддержания благоприятных экологических условий и равновесия.

       Проблема оценки и оптимизации существующей сети ПЗФ актуальна в связи с принятием международных конвенций по устойчивому развитию и программ по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, а также законов Украины об утверждении государственной программы формирования национальной экологической сети Украины и об охране культурного наследия, принятых в 2000 г. [28]. 
 
 
 
 
 

Литература.

  1. Багров Н.В. Региональное геополитика устойчивого развития. К.: Лыбидь, 2002. – 256 с.
  2. Багрова Л.А. Багров Н.В., Преображенский В.С. Рекреационные ресурсы. М, 1997
  3. Вернадский В.И., размышление натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе.- М.: Наука, 1975. – 173с.
  4. Воронин И.Н., Бугрова О.В., Лукьяненко Е.А. и др. Турбизнес для начинающих. – Симферополь: Крымское государственное учебно-педагогическое издательство, 2006. 208с., с.5
  5. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие - М. : ФАИР-ПРЕСС,2004.-304с., С27-257
  6. Гуриева.Л. Стратегия Устойчивого развития региона//Проблемы теории и практики управления – 2007. - №2. С. 47-48
  7. Наше общее будующее. Доклад Международной Комиссии по окружающей среде и развитию. Перевод с английской – М.: Прогресс, 1989. – 372 с.
  8. Проблемы устойчивого развития приморских городов. – Севастополь. Изд-во Аквалита, 2002.- 277 с.
  9. Чибрисова Л.Б. Основы международной эколого-экономической деятельности: Учеб.пособие. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2005.- 253с
  10. Шубравская Е. Устойчивое экономическое развитие: понятие и направление исследований// Экономика Украины. – 2005. - №1. с.26-37
  11. Экологическое право С.128-133
  12. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.- 448с.
  13. Яковенко И.М. «Туристические ресурсы Украины».- Симферополь: Сонат, 2009.
  14. Закон «О туризме» раздел 1 статья 1.
  15. Закон «О природно-заповедном фонде Украины»
  16. http://1001doroga.ru/
  17. http://best-ukraine.com.ua
  18. http://delfin-tour.ru/
  19. http://digester.in.ua/
  20. http://dengi.ua/
  21. http://fontell.ru/
  22. geobotany.narod.ru/galanin
  23. http://www.photoukraine.com/russian/articles?id=95
  24. http://ru.wikipedia.org
  25. http://www.saveplanet.su
  26. http://studentbank.ru/
  27. http://www.sunray.com.ua
  28. http://www.turspeak.ru

Информация о работе ПЗФ Украины