Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:02, курсовая работа
Данная работа включает в себя три главы. В первой главе рассмотрены история создания природно-заповедного фонда, обозначены цели и задачи заповедного дела. Также представлена структура природно-заповедного фонда Украины и рассмотрены вопросы государственного регулирования использования объектов природно-заповедного фонда Украины.
Во второй главе рассмотрены биосферные и природные заповедники, национальные природные парки и заказники Украины и их современное использование в туристско-рекреационных целях. Третья глава посвящена изучению проблем современного использования ресурсов природно-заповедного фонда Украины и перспектив дальнейшего использования природоохранных территорий Украины в целях туризма и рекреации.
Введение
Глава 1. Основные понятия и структура природно-заповедного фонда Украины
1.1.Понятия туристско-рекреационных ресурсов
1.2. Основные понятия, цели и задачи природно-заповедного фонда Украины
1.3. Структура ПЗФ Украины, правовой режим природно-заповедных и особо охраняемых территорий
Глава 2. Туристско-рекреационные ресурсы природно-заповедного фонда Украины и особенности их использования
2.1. Заповедники Украины и возможности их использования в туристско-рекреационных целях
2.2. Национальные парки Украины и возможности их использования в туристко-рекреационных целях
2.3. Заказники и возможности их использования в туристско-рекреационных целях
Глава 3. Проблемы и перспективы использования объектов природно-заповедного фонда в туристско-рекреационных целях
3.1.Природопользование как фора охраны окружающей среды
3.2.Правовые механизмы управления природопользования
3.3. Проблемы и перспективы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях
Заключение
Литература
В данный момент с этой экологической проблемой столкнулись все страны мира. Считается, что наиболее подвержены проблеме загрязнения окружающей среды индустриальные страны Америки и Европы, но пройдет совсем немного времени, когда эта же проблема охватит и развивающиеся страны, поэтому уже сейчас следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия.
Под термином «охрана окружающей среды» понимаются все экономические, правовые, социально – политические и организационно – хозяйственные механизмы, которые подводят окружающую среду к «пределу прочности». Но нельзя же ждать пока загрязнение не достигнет высшей степени. Нужно предотвратить угрозу уничтожения мира[25].
Приоритетные
направления природоохранной деятельности
Экологическая безопасность производства
и охрана окружающей среды являются одними
из основных приоритетов деятельности
стран мира, которая осознает весь масштаб
задач в этой области.
Сложность и объем экологических проблем
являются результатом и наследием советского
индустриального подхода, в соответствии
с которым промышленные объекты строились
без должного учета требований охраны
окружающей среды.
Повышение экологической безопасности
производства, снижение выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу и водные объекты
в соответствии с требованиями природоохранного
законодательства было определено Стратегией
развития производства до 2015 года (и подтверждено
в Стратегии развития производства до
2020 года) в качестве одной из долгосрочных
целей деятельности Компании.
В соответствии с одобренной странами
мира Экологической политикой приоритетными
направлениями природоохранной деятельности
являются:
Помимо
перечисленных направлений
3.2. Правовые механизмы управления природопользованием.
Механизм хозяйствования в сфере природопользования и охраны окружающей среды представляет собой систему мер по управлению, экологического законодательства и экономического стимулирования, направленную на рациональное природопользование (см. схему 1).
Все
рычаги народнохозяйственной природозащитной
системы составляют единое целое и дополняют
друг друга. Вместе с тем каждый из них
имеет самостоятельные функции, решает
определенный круг задач и, в зависимости
от уровня сформированности, стимулирует
или тормозит работу системы в целом.
Государственное управление в области
охраны окружающей природной среды осуществляют
Кабинет Министров Украины, Совета народных
депутатов и их исполнительные и распорядительные
органы, а также специальные уполномоченные
на то государственные органы по вопросам
охраны природной среды и использования
природных ресурсов.
Специально уполномоченными государственными
органами управления в области охраны
окружающей среды и использования природных
ресурсов в Украине является Министерство
охраны окружающей природной среды и ядерной
безопасности (сокращенно Минприроды).
Сейчас Минприроды осуществляет координацию
всех природоохранных работ в Украине,
готовит для Кабинета Министров предложения
по вопросам охраны природы и рационального
использования водных ресурсов, разрабатывает
предложения по совершенствованию хозяйственного
механизма управления процессом природопользования,
экологические нормативы, правила и стандарты;
готовит долгосрочные государственные
целевые программы по охраны окружающей
среды, утверждает ТерКСОП *, осуществляет
экологическую экспертизу схем развития
и размещения производительных сил Украины,
контроль за соблюдением экологических
норм при разработке новой техники, технологии
и материалов, экологическую экспертизу
проектов всех новостроек и действующих
промышленных объектов.
Минприроды имеет право запретить строительство,
реконструкцию или расширение объектов
промышленного или иного назначения, проведения
работ по эксплуатации природных ресурсов,
если они нарушают природоохранное законодательство,
а также привлечь к ответственности как
организации, так и отдельных граждан
в случае нарушения природоохранного
законодательства.
Минприроды Украины работает в тесной
связи с Министерством здравоохранения
и подчиненными ему санитарно-эпидемиологическими
службами, Министерством сельского хозяйства,
Государственным комитетом по гидрометеорологии,
Государственным комитетом водного хозяйства,
Государственным комитетом по геологии,
Государственным комитетом земельного
хозяйства, Национальным комитетом авиации
Украина.
Решение Минприроды, вынесенные в пределах
его компетенции, являются обязательными
для выполнения всеми министерствами,
объединениями, предприятиями и организациями.
При этом Министерстве была создана Государственная
экологическая инспекция, в состав которой
входят Главная экологическая инспекция,
инспекции охраны Черного и Азовского
морей, экологические инспекции Автономной
Республики Крым, областей, городов Киева
и Севастополя. Основной задачей Государственной
экологической инспекции является осуществление
государственного контроля в области
охраны окружающей природной среды и использования
природных ресурсов. Эта структура имеет
право: обследовать предприятия, их объединения,
военные и оборонные объекты с целью проверки
соблюдения требований экологической
безопасности, выполнения мероприятий
по охране окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов; ограничивать
и останавливать строительство, реконструкцию,
расширение объектом объектов промышленности,
транспорта, связи, обороны и т.п., если
их деятельность осуществляется с нарушением
природоохранного законодательства; подавать
иски о возмещении ущерба и потери, причиненные
вследствие нарушения законодательства,
и т.д.
Правовое регулирование природопользования
является одним из основных рычагов хозяйственного
механизма управления этим процессом.
К правовым основам охраны окружающей
среды и рационального природопользования
относится система государственных мероприятий,
она закреплена в праве и направлен на
сохранение и восстановления природных
ресурсов и улучшения условий, необходимых
для жизни человека и развития материального
производства.
К системе права в сфере рационального
природопользования входят:
1) правовое регулирование, сохранение
и восстановление природных ресурсов;
2) государственный и общественный контроль
за выполнением требований охраны природы
и рационального природопользования;
3) юридическая ответственность правонарушителей.
Совокупность природоохранных норм и
правовых актов, объединенных общностью
объекта, предмета, работников и цели правовой
охраны природы, образует природоохранное
законодательство.
Юридическую базу природоохранного обязательства
составляет Конституция Украины, где в
ст. 16 записано: «Обеспечение экологической
безопасности и поддержание экологического
равновесия на территории Украины, преодоление
последствий Чернобыльской катастрофы
– катастрофы планетарного масштаба,
сохранение генофонда Украинского народа
являются обязанностью государства».
Статья 50 гласит: «Каждый имеет право на
безопасную для жизни и здоровья окружающую
среду и на возмещение причиненного нарушением
этого права вреда».
Существуют определенные формы каждого
законодательства, в том числе и природоохранного;
частности, таковыми являются нормативные
акты, содержащие нормы права по охране
природы и рационального природопользования.
Они разделяются на законы и подзаконные
акты.
Природоохранное законодательство как
рычаг управления процессом природопользования,
начало формироваться с 1991 г., когда был
принят Закон Украины «Об охране окружающей
природной среды», где сформулированы
задачи природоохранного законодательства.
Это – регулирование отношений в сфере
охраны, использования и воспроизводства
природных ресурсов, обеспечение экологической
безопасности, предупреждения и ликвидации
отрицательного воздействия хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду,
сохранения природных ресурсов, генетического
фонда живой природы, ландшафтов и других
природных комплексов, уникальных территорий
и объектов, связанных с историко-культурным
наследием.
К объектам государственной охраны и регулирования
использования на территории Украины
принадлежат: окружающая природная среда
как совокупность природных и природно-социальных
условий и процессов, природные ресурсы
– как вовлечены в хозяйственный оборот,
так и те, которые не используются в народном
хозяйстве в течение какого времени (земля,
недра, воды, атмосферный воздух, лес и
другая растительность, животный мир),
ландшафты и другие природные комплексы.
Особой охране подлежат территории и объекты
природно-заповеднный фонд Украины. Кроме
того, государство должно охранять от
негативного воздействия неблагоприятных
экологических факторов также здоровья
и жизни людей.
Все 16 разделов Закона фактически предусматривают
формирование рычагов хозяйственного
механизма управления процессом природопользования
для выхода Украины из критической экологической
ситуации.
В 90-х годах Верховной Радой Украины был
принят также Закон Украины «Об экологической
экспертизе» (1995), Земельный кодекс (1990),
Водный кодекс (1995), Лесной кодекс (1994),
Кодекс о недрах (1994), Законы Украины: «О
плате за землю» (1992), «Об охране атмосферного
воздуха» (1992), «О природно-заповедном
фонде» (1992), «О животном мире» (1993), «О пестицидах
и агрохимикатах» (1995) и др.
Украина ратифицировала международные
конвенции «О биологическом разнообразии»
(1994), «Об охране дикой природы, фауны и
природных сред обитания в Европе» (1996),«О
веществах, разрушающих озоновый слой»
(1996).
Подзаконными
актами служат нормативно-правовые акты
государственных органов Украины. Они
выдаются на основе законодательных актов.
Прежде всего это постановления и распоряжения
Кабинета Министров Украины: «Об утверждении
порядка определения платы и взыскания
платежей и Положения о республиканском
внебюджетном фонде охраны окружающей
природной среды» (1992) и «Об утверждении
Положения о государственном мониторинге
окружающей природной среды» (1993). К подзаконным
актам относятся также ведомственные
нормативные акты, например, «Базовые
нормативные платы за загрязнение окружающей
среды Украины», утвержденные приказом
Минприроды Украины (1993).
Контроль за соблюдением
природоохранного законодательства в
Украине осуществляют различные государственные
и общественные организации. Среди них
выделяются государственные органы общей,
социальной и отраслевой компетенции.
Для первой группы
органов природоохранный контроль – это
часть их общих контрольных полномочий,
осуществляемых в различных сферах жизни
общества. К этим органам относятся Верховная
Рада, Кабинет Министров, исполнительные
комитеты местных советов народных депутатов,
местные администрации.
Важная роль в
охране окружающей среды принадлежит
правоохранительным органам. Органы прокуратуры
осуществляют высший надзор за исполнением
законодательства об охране окружающей
среды всеми министерствами и ведомствами,
предприятиями, учреждениями и гражданами.
Судом рассматриваются уголовные, гражданские
и административные дела, связанные, в
частности, с нарушением требований природоохранного
законодательства. Государственные органы
специальной компетенции уполномоченные
контролировать деятельность предприятий,
учреждений, организаций и граждан только
по вопросам охраны окружающей среды и
рационального использования природных
ресурсов. Это, в частности, органы контроля
за охраной и рациональным использованием
природных ресурсов – земель, вод, недр,
лесов, атмосферного воздуха и т.д., которые
действуют в составе соответствующих
министерств и ведомств. Некоторые из
этих органов имеют внутриведомственные,
другие – надведомственный контрольные
полномочия.
Как первичный
документ при решении вопросов о применении
юридической ответственности используется
акт о нарушении правил охраны природы.
Он составляется на месте правонарушения
государственной или другим уполномоченным
на то должностным лицом вместе с причастными
к нарушению лицами и свидетелями.
В области окружающей
среды основном применяются четыре вида
юридической ответственности: уголовная,
административная, гражданско-правовая
и дисциплинарная.
Уголовная ответственность
применяется только судами за наиболее
серьезные нарушения природоохранных
правил, то есть за преступления. Уголовно-правовые
санкции: лишение свободы, исправительные
работы, штраф, конфискация орудий, средств
и предметов преступления.
Административная
ответственность заключается в применении
предусмотренных законом мер взыскания
или воздействия административными комиссиями
при исполнительных комитетах районных
(городских) Советов народных депутатов
или специально уполномоченными на то
должностными лицами дердарственных органов
без рассмотрения дел в суде. Мер административного
взыскания употребляют только к гражданам
и должностным лицам. Это – предупреждение,
денежный штраф, конфискация ружей и других
средств охоты, лишение права охоты на
срок до трех лет. Мер административного
воздействия употребляют относительно
предприятий, учреждений и организаций.
Это – прекращение работы предприятий,
цехов, агрегатов и других хозяйственно-технических
объектов, которые систематически загрязняют
окружающую среду сточными водами и выбросами
в атмосферный воздух; запрет использований
отдельных машин и механизмов, приборов,
являющихся источниками загрязнения,
шума, вибраций, излучение выше допустимых
норм.
Гражданско-правовая
ответственность предусматривает арбитражные
дела об охране природы – дела по решению
хозяйственных споров между предприятиями,
учреждениями и организациями. Компетенция
органов государственного арбитража по
рассмотрению хозяйственных споров разграничивается
с учетом территориального признака и
стоимости иска. Чаще арбитражные суды
рассматривают дела о возмещении убытков:
рыбном и лесному хозяйству, землепользователем. Дисциплинарная
ответственность заключается в наложении
взыскания дирекцией предприятия, учреждения
или организации посредством издания
соответствующего приказа. За допущенные
нарушения могут быть наложены следующие
дисциплинарные взыскания: замечание,
выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую
работу или понижение в должности, увольнение
с работы[25].
3.3. Перспективы и проблемы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях.
Перспективы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях.
Техногенное давление на окружающую среду Украины проявилось на всех уровнях, в т. Ч. И на природном генетическом фонде. Обедняется видовой состав флоры, наблюдается резкая дестабилизация лесных экосистем. Долгое бесконтрольное использование лекарственных растений, неблагоприятная экологическая ситуация привели к кризисному состоянию ресурсов большинства дикорастущих лекарственных растений. Всего за 20 лет число видов животных и растений, занесенных в Красную книгу, увеличилось в 4 раза. Сохранение генетических ресурсов Украины, разнообразных ландшафтов – одна из важнейших задач природоохранительной деятельности государства. Одним из основных направлений в области охраны природы является формирование научно обоснованной сети территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины. Согласно принципам заповедного дела, сеть природных заповедных территорий и объектов должна обеспечить сохранение в естественном состоянии типичных и уникальных природно-территориальных комплексов в различных их динамических состояниях, генетических ресурсов, биосферных и других природных объектов. В создании первых природных заповедников воплотилась идея комплексной охраны природы. Заповедники охраняют не отдельные виды растений и животных, или отдельные элементы ландшафта, а все огромное биоразнообразие Земли вместе с типовыми и уникальными ландшафтами. Именно в заповедниках собран бесценный материал для познания экологических законов, функционирования природных экосистем, возможностей их восстановления после сильных антропогенных вмешательств. Сеть территорий и объектов природно-заповедного фонда можно рассматривать как основу для изучения взаимоотношений между обществом и природой на пути устойчивого развития при сохранении способности природных систем к самовосстановлению. При рассмотрении функций заповедных объектов выявляется следующая эволюция взглядов: охрана части популяции отдельных видов охрана популяции охрана раритетных ценозов охрана экосистем (биоценозов) охрана растительного и животного мира охрана природно-территориальных комплексов. Концентрация развития заповедного дела в Украине предусматривает оптимизацию и совершенствование сети территорий и объектов природно-заповедного фонда с целью обеспечения охраны биоразнообразия, типичных и уникальных ландшафтов Украины, способствования поддержанию экологического равновесия на ее территории, укрепления базы для проведения мониторинга окружающей природной среды, научных исследований, экологического и патриотического воспитания граждан. Процент заповедности является важным экологическим и социальным показателем, повышение которого способствует экологической стабильности, сохранению генофонда страны. С целью реализации требований Закона «О природно-заповедном фонде Украины» в 1998 г. был подготовлен и принят ряд постановлений Кабинета Министров Украины и приказов по Министерству, которые касаются совершенствования механизма компенсации ущерба, нанесенного нарушением природоохранного законодательства в рамках ПЗФ, организации эколого-образовательной деятельности и научных исследований и др. Развитие системы ПЗФ осуществляется в соответствии с Программой перспективного развития заповедного дела в Украине, утвержденной постановлением Верховного Совета 1994 г. Дальнейший рост городских агломераций обусловливает рост потребностей населения в рекреационных ресурсах. В связи с этим перспективной формой организации охраны и рационального использования отдельных территорий являются национальные природные парки. На них возлагается выполнение следующих задач: сохранение ценных природных и историко-культурных комплексов, создание условий для организации туризма, отдыха и других форм рекреационной деятельности в природных условиях, проведение научных исследований и экологической образовательно-воспитательной работы. В целях удовлетворения рекреационных потребностей населения и охраны природы национальные природные парки занимают значительное место в структуре ПЗФ Украины. Новой формой рекреационного пользования и создания условий для эффективного туризма и отдыха в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов выступают региональные ландшафтные парки. В 1988 г. был подготовлен проект Программы формирования национальной экосети Украины на 2000-2015 гг. Этой Программой предусмотрено формирование едино-территориальной системы участников природных ландшафтов в форме природных регионов и природных коридоров для сохранения биологического разнообразия, устойчивости биогеоценозов и экологического равновесия на территории Украины. Одними из основных элементов экосети, ее сердцевинными природными ядрами должны стать территории и объекты ПЗФ, общую площадь которых, в процессе выполнения Программы, планируется увеличить до 10,4% от площади страны. Главными задачами развития заповедного дела в последующие годы остаются: увеличение площади объектов ПЗФ; повышение флористической, ценотической, фаунистической и ландшафтной репрезентативности ПЗФ; активизация работы по созданию в приграничных местностях межгосударственных природно-заповедных территорий; разработка национального плана действий по сохранению и рациональному использованию водно-болотных угодий; совершенствование системы государственного управления, прежде всего, заповедниками и национальными природными парками; разработка и внедрение эффективного экономического механизма функционирования системы территорий ПЗФ; внедрение единого порядка формирования государственного бюджета на сохранение и развитие ПЗФ Украины[28].
Проблемы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях.
Проблемами
ПЗФ Украины на данный момент является:
экологическое загрязнение, вызванное
взрывом в 1986 году на Чернобыльской АЭС,
это один из основных факторов загрязнения
природной окружающей среды. Так же к проблемам
ПЗФ относятся загрязнения окружающей
среды промышленными предприятиями,
расположенными в основном в Центральной
Украине. Существуют экономические проблемы,
связанные с тем, что правительство Украины,
выделяет мало финансовых средств на усовершенствование
инфраструктуры природно-заповедного
фонда.
Заключение
Туризм сегодня превратился в бурно развивающуюся отрасль мирового хозяйства. Во многих странах туризм занимает значительное место в формирование валового внутреннего продукта, создания дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оптимизации внешнеторгового баланса. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует расширению международных контактов и т.п. [4].
Сохранение природного биологического и ландшафтного разнообразия в Украине определено как одно из приоритетных направлений природоохранной деятельности государства, а создание развитой сети территорий и объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ) рассматривается как наиболее эффективный путь сохранения генофонда растительного и животного мира, типичных и редких ландшафтов, поддержания благоприятных экологических условий и равновесия.
Проблема оценки и оптимизации существующей
сети ПЗФ актуальна в связи с принятием
международных конвенций по устойчивому
развитию и программ по сохранению биологического
и ландшафтного разнообразия, а также
законов Украины об утверждении государственной
программы формирования национальной
экологической сети Украины и об охране
культурного наследия, принятых в 2000 г.
[28].
Литература.