Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:22, реферат
Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации.
Транспортная
система России —
совокупность транспортных
средств, инфраструктуры и упра
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные
пространства и суровый климат предопределил
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, по данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.
Транспортное
пространство представляет
собой совокупность
самостоятельных
организаций — перевозчиков и п
Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд, запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб.
Структура системы
Транспортная
система России имеет
сложную структуру,
она включает несколько
подсистем (железнодорожную,
автомобильную, морскую,
речную, воздушную и
трубопроводы), каждая
из которых состоит
из основных элементов:
инфраструктуры, транспортных
средств и управления.
К транспортной системе
относятся транспортные
узлы и коридоры,
а также промышленный и обществен
Железнодорожный
транспорт наиболее
развит в России (на
него по данным на 2011
год приходилось 85 % внутреннего
грузооборота). По протяжённости
железнодорожного полотна
(86 тысяч км, половина
из которых электрифицирована)
Россия находится на
втором месте после США.
В России железнодорожный
транспорт подразделяется
на: железнодорожный
транспорт общего пользования, железнодорожный
транспорт необщего
пользования и
технологический железнодорожный
транспорт. В европейской
части страны железнодорожная
сеть имеет радиальный
вид, железные дороги
сходятся к Москве. Первая
крупная железнодорожная
магистраль Санкт-Петербург — М
В
азиатской части
железнодорожная
сеть имеет широтное
простирание и
небольшую плотность.
Важнейшая магистраль — Трансси
В 1913 году была
построены ветвь Омск — Тюмень — Екатерин
Позже
были построены широтные
дублёры Транссибирской
магистрали: линия Карталы — Астана — Павло
В 1970—1980-х
годах для освоения
нефтяных и газовых
ресурсов Западной
Сибири была
построена железная
дорога Тюмень — Сургут — Уренг
В 1992—1999 годах в России было построено 218 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 1962 км железных дорог. В 2000—2008 годах было построено 899 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 3083 км железных дорог.
Расширяется объём грузов, перевозимых через территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Кочкома — Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии.
Этому
виду транспорта принадлежит
главная роль в
межгосударственном
грузообороте. Важность
морского транспорта
для России определяется
её положением на берегах
трёх океанов и
протяжённостью морской
границы 42 тысячи километров.
Основные порты: на Чёрном
море — Новороссийск,Туапсе;
на Азовском
море — Таганрог;
на Балтийском — Санкт-
Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Основным
в России является
Волго-Камский речной
бассейн, на который
приходится 40 % грузооборота
речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому, Б
К
другим важным рекам
европейской России
относятся Северная
Двина с
притоками, Сухона, Онега, Свир
В
Сибири основные реки — Енисей, Лена, Обь и
их притоки. Все они
используются для судоходства
и сплава леса, перевозки
продовольствия и промышленных
товаров в отдалённые
регионы. Значение сибирских
речных путей весьма
значительно, вследствие
неразвитости железных
дорог (особенно в меридиональном
направлении). Реки связывают
южные районы Западной
и Восточной Сибири
с Заполярьем. По Оби
и Иртышу транспортируется
нефть из Тюмени. Обь
судоходна на протяжении 3600 км,
Енисей — 3300 км, Лена — 4000
км (навигация продолжается 4-5
месяцев). Порты нижнего
течения Енисей — Дудинка и Игарка —
доступны для морских
судов, следующих Северным
морским путём.
Крупнейшие перевалочные
пункты грузов с рек
на железные дороги — Красноярск, Братск, У
Важнейшей
речной магистралью
Дальнего Востока
является Амур. Судоходство осу
Развитие
трубопроводного
транспорта в России
началось в конце 50-х
гг. XX века. Важнейшими
транспортируемыми
грузами являются
сырая нефть,природный и попутн