Внеклассная работа по географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:17, курсовая работа

Описание

Внеклассные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но тогда они не могли получить широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия

Содержание

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии........................ 6
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение......... 6
1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии 8
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии....... 14
2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.. 14
2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии............... 18
2.2.1. Географические кружки.................................................................. 18
2.2.2. Географические факультативы....................................................... 20
2.2.3. Школьные музеи.............................................................................. 22
2.2.4. Географические клубы.................................................................... 24
2.2.5. Географические олимпиады............................................................ 27
2.2.6. Географические вечера................................................................... 29
2.2.7. Проведение конференций по географии........................................ 30
2.2.8. Устный журнал................................................................................ 32
2.2.9. Географические викторины и игры................................................ 33
2.2.10. Неделя географии в школе............................................................ 35
2.2.11. Школьные географические издания............................................. 39
Заключение................................................................................................ 42
Литература................................................................................................ 44

Работа состоит из  1 файл

Оглавлениесм.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

  Введение....................................................................................................... 3

  Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии........................ 6

  1.1. Цели и задачи внеклассной  работы по географии, ее значение......... 6

  1.2. Содержание и педагогические  требования к внеклассной работе  по географии     8

  Глава 2. Характеристика форм внеклассной  работы по географии....... 14

  2.1. Формы и методы организации  внеклассной работы с учащимися.. 14

  2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии............... 18

  2.2.1. Географические кружки.................................................................. 18

  2.2.2. Географические факультативы....................................................... 20

  2.2.3. Школьные музеи.............................................................................. 22

  2.2.4. Географические клубы.................................................................... 24

  2.2.5. Географические олимпиады............................................................ 27

  2.2.6. Географические вечера................................................................... 29

  2.2.7. Проведение конференций по географии........................................ 30

  2.2.8. Устный журнал................................................................................ 32

  2.2.9. Географические викторины и игры................................................ 33

  2.2.10. Неделя географии в школе............................................................ 35

  2.2.11. Школьные географические издания............................................. 39

  Заключение................................................................................................ 42

  Литература................................................................................................ 44

Введение 

  В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной  и внеклассной работы.

  Учителей  географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.

  Внеклассные занятия по географии проводились  в школах России и в дореволюционное  время. Но тогда они не могли получить широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия[1].

  Во  второй половине XIX в. бурно развиваются  географические науки. В 1864 г. Д. Д. Семеновым, учеником К. Д. Ушинского, создана первая хрестоматия по географии – «Отечествоведение», в которой были подобраны рассказы и очерки путешественников, писателей, раскрывающих жизнь людей в разных частях России.

  Распространение географической литературы, хрестоматий дало возможность организовывать учителями географии внеклассное чтение учащихся, рекомендовать наиболее интересующимся из них для изучения географическую литературу. Таким образом, в дореволюционное время наблюдались зачатки внеклассной работы по географии, причем развивалась лишь индивидуальная внеклассная работа, главным образом коллекционирование.

  В советской школе внеклассная  работа по географии развернулась с  первых дней Советской власти. Принятая в 1918 г. Декларация о единой трудовой школе призывала учителей развертывать детскую инициативу, творчество. С этой целью рекомендовалось организовать среди школьников кружки, издавать газеты, устраивать выставки и т. д. В Положении о единой трудовой школе, принятом в 1918 г., на внеклассные мероприятия отводилось два дня в неделю, которые использовались на походы, экскурсии, кружки. Особенно активно развивалась краеведческая работа.

  Следует отметить, что в этот период еще  не было проведено четкой границы  между урочной и внеклассной формой занятий, поэтому многие учителя переоценивали роль внеклассной работы.

  В 20-х годах вышло немало книг по методике краеведения, методике проведения экскурсий и их организации (Г. Г. Шенберга, Б. Е. Райкова).

  С 1934 г. начал выходить журнал «География в школе», который стал печатать статьи о проведении различных видов внеклассной работы по предмету.

  Анализ  внеклассной работы по географии  показывает, что она была всегда тесно связана с содержанием  географии в школе. В 30-е годы большое  место в преподавании географии отводилось фактическому материалу. Такой же характер имело и содержание внеклассной работы.

  В послевоенные годы внеклассная работа по географии получает дальнейшее развитие. Особенностью 50-х годов является то, что в этот период наблюдается стремление сблизить внеклассную работу с жизнью. Обращается внимание на трудовую и политехническую направленность внеклассной работы по предмету. На первое место выдвигаются проблемы практического, народнохозяйственного значения: поиски полезных ископаемых, проведение фенологических наблюдений и т. д.

  В 60-х годах в школах возрастает интерес к вопросам истории географических исследований, изучается вклад русских  и советских ученых и путешественников в освоение Земли.

  В 50–60-х годах активизируется краеведческая работа по географии. Большое место уделяется организации географических площадок, где проводятся многие мероприятия кружков. В это время появляются такие формы внеклассной работы, как общества географов, клубы географов. Особое развитие в этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества).

  Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться олимпиады  по географии в масштабе не только школ, но и областей. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.

  С конца 60-х годов в программе  по географии нашли отражение  мировоззренческие аспекты географии. Это отразилось и на внеклассной  работе: наряду с занимательностью, раскрытием фактического материала  важное место было уделено раскрытию теоретических вопросов. В этот период совершенствуются формы внеклассной работы по географии, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся.

  В целом внеклассная работа по географии  имеет в настоящее время ярко выраженные тенденции усиления теоретической и практической направленности, что и обосновало выбор темы курсовой работы.

 
Глава 1. Особенности внеклассной  работы по географии 

 

 

1.1. Цели и задачи  внеклассной работы  по географии,  ее значение

  Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.

  Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеклассной работе. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время

  Цель  внеклассной работы – обеспечение  всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания –  воспитать человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  Образовательные и воспитательные задачи внеклассной  работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной  работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

  Одна  из задач внеклассной работы по географии  состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны  жизни природы и общества.

  Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.

  Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана  с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной  деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений[2].

  Во  взаимосвязи учебной и внеклассной  работы ведущее место принадлежит учебной.

  Внеклассная работа по географии связана с  деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих  товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

  Значение  внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы  непрерывно возрастает, так как она  способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.

 

 

1.2. Содержание и педагогические  требования к внеклассной  работе по географии

  Внеклассная работа во многом определяется особенностями  содержания программы по данному  предмету.

  В содержании внеклассной работы можно  выделить два основных направления:

  1) углубление основных вопросов  содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;

  2) формирование умений и навыков  исследовательского характера при  проведении практических работ  на местности, при работе с  различными источниками информации  в классе, при использовании приборов, а также ПК.

  Следует отметить, что и в том и в  другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются  умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.

  Особенностью  внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.

  Доля  самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить внеклассную  работу в подобие и продолжение  уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.

Информация о работе Внеклассная работа по географии