Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Содержание

Введение
Глава 1. Познавательная деятельность младших школьников
§1. Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
§2. Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.
Глава 2. Активизация познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения
§1. Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения
§2. Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Аигерим.docx

— 38.62 Кб (Скачать документ)

а) Игры - упражнения. Игровая  деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых  вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется  специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов  и т.д. Данные игры можно проводить  как на уроке, так и во внеклассной  работе.

г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены  глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут  исполнять роли специалистов сельского  хозяйства, историка, филолога, археолога  и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и  профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные  условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Активизация познавательной деятельности посредством дидактической  игры осуществляется через избирательную  направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется  постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и  развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас  мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес  при правильной педагогической организации  деятельности учащихся и систематической  и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать  устойчивой чертой личности школьника  и оказывает сильное влияние  на его развитие.

Познавательный интерес  выступает перед нами и как  сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала –  «Смертельный грех учителя – быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и  невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую  черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения  его качества.

Познавательный интерес  направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это  всегда связано со стремлением к  цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением  и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют  все важнейшие проявления личности.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и  мотив деятельности школьника, развивается  и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может  происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в  себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации  познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом  познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный  отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в  научных знаниях, являются важнейшим  звеном формирования интереса к учению.

Прежде всего, интерес  возбуждает и подкрепляет такой  учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Но познавательный интерес  к учебному материалу не может  поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность  невозможно сводить к удивляющему  и поражающему воображение. Еще  К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти  знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает  на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного  интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего  мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к  свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится  ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

Все значительные явления  жизни, ставшие обычными для ребенка  в силу своей повторяемости, могут  и должны приобрести для него в  обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно  явится стимулом интереса ученика к  познанию.

Именно поэтому учителю  необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений  о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию содействует  также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными  направлениями научных поисков, открытиями.

Далеко не все в учебном  материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает  еще один, не менее важный источник познавательного интереса – организация  и включение в урок дидактических  игр. Что бы возбудить желание  учиться, нужно развивать потребность  ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что  в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр.

Из бесед с учителями  начальных классов мы установили, что большинство из них считают  дидактическую игру важным средством  для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся

Вывод

В ходе проведения педагогического  эксперимента было установлено, что  эффективное применение дидактических  игр, которое вызывает положительные  эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению  качества знаний, умений и навыков.

 

Заключение

В процессе работы над темой  исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Проведя и проанализировав  наши исследования, мы выявили, что  дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в  учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной  форме. Отсюда можно сделать вывод  о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая  игра может быть использована как  и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации  познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые  действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей  пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая  игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой  обучаемые глубже и ярче постигают  явления окружающей действительности и познают мир.

 

 

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Введение  в практическую психологию. / Г.  С. Абрамова. - М., 1995.

2. Абрамова Г.С. Практикум  по возрастной психологии. / Г.С.  Абрамова. - М., 1998.

3. Ананьев Б. Г. Человек  как предмет познания. / Б. Г.  Ананьев. - СПБ.: Питер, 2002. – 288 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. - М., 1968.

5. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н. Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.

6. Возрастные возможности  усвоения знаний. / Под ред. Д.  Б. Эльконина и В. В. Давыдова- М.: Просвещение,1966. - 442с.

7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997.

8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

9. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. / А. Гезелл. - М., 1989.

10.Давыдов В.В. Развивающее  образование: теоретические основания  преемственности дошкольной и  начальной школьной ступени / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев  // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 3-18.

11.Занков Л.В. Дидактика  и жизнь. / Л.В. Занков.– М., 1968.

12.Коломенских Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. - Минск, Университетское, 1988, - 223с.

13.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 548 с. 

14.Лисина М.И. О механизмах  смены ведущей деятельности у  детей / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 73 – 75.

15.Лишин О. В. Педагогическая  психология воспитания. / О. В.  Лишин. - М.: Институт практической психологии, 1997. – 256 с.

16.Менчинская Н. А. проблемы  обучения, воспитания и психического  развития ребёнка. / Н. А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии, 1998. – 448 с.

17.Мухина В. С. Феноменология  развития и бытия личности. / В.  С. Мухина. - М.: Институт практической  психологии, 1999. – 640 с.

18.Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

19.Ньюкомб Н. Развитие  личности ребёнка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.

20.Психология. Учебник. / Под.  Редакцией А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ, 2001. – 584 с.

. -


Информация о работе Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успе