Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обосновать эффективность исследования дидактических игр на уроках русского языка.

Проблема: показать, что в результате систематического использования дидактических игр в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, активизируется познавательная деятельность.

Содержание

Введение. 4 - 8
Основная часть. 9 - 45
Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка. 9 - 30

1.1.Понятие активности познавательной деятельности учащихся. 9 - 10

1.2.Понятие активизации обучения применительно к урокам русского языка. 11 - 12

1.3. Игра, как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, ее функции и структура. 13 - 15

1.4. Общая характеристика развивающих игр и упражнений, используемых в учебном процессе. 16 - 18

1.4.1. Игра на уроках русского языка. 19 - 29

2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. 30 - 45

2.1. Игра со словом на уроках русского языка. 33 - 35

2.2. Дидактические игры на уроках русского языка, направленные на развитие творческих способностей. 36 - 38

2.3. Использование дидактически при изучении фонетики

и графики. 39 - 41

2.4. Использование дидактических игр при изучении

морфологии. 42 - 43

2.5. Изучение дидактических игр при изучении синтаксиса. 44 - 45
Практическая часть. 46 - 50

3. Наблюдение по влиянию игры и игровых приемов на развитие познавательной деятельности детей на уроках русского языка. 46

3.1.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении синтаксиса. 47

3.2.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении состава слова. 48

3.3. Анализ протоколов наблюдения. 49 - 50

ІѴ. Заключение. 51 - 52

Ѵ. Библиографический список. 53 - 54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Насти .doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

(насос — сосна)

Как зонт, могу прикрыть я многих

И в летний зной, и в непогоду.

 Но поменяй местами слоги —

Я превращусь в период года.

(навес — весна)

  В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу (цапля капля, карта парта, сорт — борт — торт).

С Г —  ее на винт накрутят,

С Л —  конечно, лает,

СМ —  одежда, но не греет,

С 3 — от волка убегает.

(гайка — лайка — майка — зайка)

С буквой Г  — я по небу лечу,

С буквой В  — детишек лечу.

(грач врач)

С Г —  я выше облаков,

С Н —  прячу я в себе зверьков.

(гора - пора)

С глухим шипящим — кругл, как мяч,

Со звонким  — как огонь, горячий.

(шар — жар)

С Л —  я слезы вытираю,

С Ж —  я по лесу летаю.

(лук — жук)

С Ы — мы мчим вас что есть мочи,

С У — мы ноги вам  промочим.

                                                                                      (лыжи — лужи)

  Логогрифы — в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога (кран — экран).

Его откроешь — и  вода

Из него польется.

Добавишь Э —  и тогда 

В кинотеатре он найдется.

                                                                         (кран — экран)

На голове барана и быка

Ты можешь их найти.

А ноту лишь добавишь —

По ней сумеем мы пойти.

                                                                         (рога — дорога)

С буквой Р — подземный  житель,

Без нее — мышей  любитель.

                                                                         (крот — кот)

Мы взрослых и  детей

 В часы досуга  развлекаем.

Но если нам прибавить  Т,

Мы всех ужасно напугаем.

                                                                         (игры — тигры)

С Т — нужна, чтоб в бадминтон играть,

А без Т — чтоб в космосе летать.

                                                                    (ракетка ракета)

  Омограф — загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой.

  Я  - травянистое  растение

  С цветком  сиреневого цвета.

  Но переставьте  ударение – 

  И превращусь в конфету.

                                                              (ирис – ирис)

  Ставь на первом ударенье — 

  Будет зданье, без сомненья,

   А поставь ты на втором —

  Сохранит оно  твой дом.

                                                                   (замок — замок)

  Омоним  — загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.

Я журчу, журчу, журчу,

Глядь — и  я в замке торчу.

                                        (ключ)

    Первые все мы в игре набираем,

    Если их больше — в игре побеждаем.

    Зренье вторые нам все улучшают,

    Летом от солнца глаза  защищают.

                                         (очки)

  Помочь учащимся играть в эти игры могут рисунки-отгадки. 

 

  

Вывод по первой главе

       Таким образом, усвоение программного материала  зависит от правильного выбора методов  обучения.  Поэтому необходимо применять  такие методические приемы, которые  привлекают внимание, могут заинтересовать каждого ребенка. Педагогу необходимо создать  эмоционально положительные отношения к предлагаемой деятельности. Этой цели не может служить игра в процессе обучения русскому языку.

       При подборе игр необходимо помнить  о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать , абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим.

       Игра  – это одна из форм обучающего воздействия  на ребенка. В то же время она является одним из них – обучающая, которую планирует педагог, другая – игровая, ради которой действуют учащиеся.

       Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали  усвоение программного материала.

       И так, в игре создаются такие условия, в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая собственный опыт, получать знания. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного  отношения к заданию.

       Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов,  как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умение соблюдать правила игры.

       Главное, чтобы игра органически сочеталась  с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а  наоборот способствовала интенсификации умственной работы.

       При создании дидактических игр руководствуются не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам  освоить социальные роли.

       Важно, чтобы в ходе игры учащиеся получили более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызвала понимание и интерес к реальной деятельности взрослых людей.

       Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать  свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

     «Игра для ребёнка - естественная потребность», - утверждал В.Н.Сорока-Росинский, руководитель школы им. Достоевского в Ленинграде 1930-х годов. С этим высказыванием трудно не согласиться. Дидактические достоинства игровой методики обучения очевидны. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребёнком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на своё мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики - сотрудничество.

      Игра - это форма познания мира. Благодаря  активной и раскрепощённой мыслительной и речевой деятельности у ребёнка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива. Общение в диалоге-игре максимально приближено к реальным, естественным речевым ситуациям, а это способствует формированию навыков спонтанной устной речи.

     «Соедините  Духовность и Игру, а проще - учёбу  и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», - писал известный педагог Е.Н.Ильин. Попробуем соединить изучение русского языка с лингвистическими играми, дабы решить хотя бы часть проблем, беспокоящих учителей-словесников.

В отличие  от детской игры, для учебной игры очень важен результат. Но ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть  очевидны ученикам. Пусть для них игра остаётся игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожиданиями.

     В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит перед введением игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в её игровом воплощении: основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позиции учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.1. Игра со словом на уроках русского языка

     Наиболее распространённая и простая форма игры - это игра со словом. Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5-7 минут и могут   проводиться в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок.

     Очень популярной остаётся у ребят всех возрастов игра на составление 
слов из букв, входящих в данное слово. В качестве исходного обычно выбирается орфографически трудное слово: предприниматель, корреспонденция, коммуникация, растительность, приманивание, превосходство и т.п. За одну минуту надо составить из букв, входящих в конкретное слово, как можно больше существительных в начальной форме.

     (Иногда целесообразно предложить другое задание. Например, из слова «предприниматель» можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива.) Можно предложить дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы.

      Во время проверки ученики по очереди называют составленные слова. Побеждает тот, кто последним называет слово, при этом надо быть очень внимательным, так как ученик, повторивший уже названное слово, выбывает из игры. Можно поощрять за составление наиболее длинных слов.

     Заметим, что даже короткие слова дают интересные варианты. Так, семиклассники из слова «винегрет» ставили почти 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит).

     Эта игра помогает запомнить облик слова, развивает внимание к написанию слов, что в конечном итоге способствует развитию орфографической зоркости.

     Похоже  проводиться игра «Кто больше?». Учащимся надо подобрать как можно больше определений к существительному (яблоко, мяч, голос, глаза, работа и т.п.). Ко многим существительным можно подобрать десятки(!) определений. Школьники обычно называют 20-30 слов. Побеждает тот, кто последним предложит определение. Повторяться нельзя, что быстро уменьшает количество играющих до 4-5 самых внимательных учеников.

     По  этому же принципу можно предлагать другие задания. Например, назвать действия одушевлённого предмета (ворона летает, прыгает, каркает, клюёт, дерётся и т.п.). Подобные игры не только расширяют лексический запас,

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка