Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа
Цель исследования: обосновать эффективность исследования дидактических игр на уроках русского языка.
Проблема: показать, что в результате систематического использования дидактических игр в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, активизируется познавательная деятельность.
Введение. 4 - 8
Основная часть. 9 - 45
Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка. 9 - 30
1.1.Понятие активности познавательной деятельности учащихся. 9 - 10
1.2.Понятие активизации обучения применительно к урокам русского языка. 11 - 12
1.3. Игра, как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, ее функции и структура. 13 - 15
1.4. Общая характеристика развивающих игр и упражнений, используемых в учебном процессе. 16 - 18
1.4.1. Игра на уроках русского языка. 19 - 29
2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. 30 - 45
2.1. Игра со словом на уроках русского языка. 33 - 35
2.2. Дидактические игры на уроках русского языка, направленные на развитие творческих способностей. 36 - 38
2.3. Использование дидактически при изучении фонетики
и графики. 39 - 41
2.4. Использование дидактических игр при изучении
морфологии. 42 - 43
2.5. Изучение дидактических игр при изучении синтаксиса. 44 - 45
Практическая часть. 46 - 50
3. Наблюдение по влиянию игры и игровых приемов на развитие познавательной деятельности детей на уроках русского языка. 46
3.1.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении синтаксиса. 47
3.2.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении состава слова. 48
3.3. Анализ протоколов наблюдения. 49 - 50
ІѴ. Заключение. 51 - 52
Ѵ. Библиографический список. 53 - 54
активизируют память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость. Некоторые задания могут предварять подготовку к сочинению.
Давно известна и широко используется на уроках русского языка игра «Третье (четвёртое) лишнее». Основами для объединения слов в группы могут стать морфемный состав, морфологические признаки, лексическое значение, особенности написания и прочее. Приведём примеры.
Найдите «третье лишнее».
1.Неизменный, утренний, доменный.
2.Резонный, сезонный, сенсационный.
3.Соловьиный, синий, воробьиный.
Это задание требует внимания к морфемному составу. «Лишними» будут слова «утренний (суффикс -ени- , в остальных словах -н- ), сенсационный (суффикс -они- , в остальных словах -н-), синий (нет суффикса -ин-, как в других словах ряда).
Найдите «четвёртое лишне».
1 .Любить, бить, давить, рубить.
2.Синеть, чернеть, петь, звенеть.
«Лишними» являются глаголы «бить» (относится к 1 спряжению) и «звенеть» (относится ко 2 спряжению).
Найдите «третье лишнее».
1 .Горе, нагорный, горевать. 2.Переносить, переносица, носовой.
Здесь исключаются «нагорный, переносица», так как их корни имеют другое значение.
«Определи слово»
Эту игру можно проводить в начале урока. Ученик загадывает слово и указывает его отличительные признаки (побеждает тот, кто первым его отгадает). Желательно загадывать слова-термины или слова, имеющие интересные морфемные или морфологические признаки. Задание-загадку лучше готовить дома, тогда на уроке можно успеть отгадать 2-3 слова. Например, ученик загадал слово «склонение» и называет такие признаки: корень тот же, что в слове «уклониться», приставка та же, что в слове «сделать», суффикс тот же, что в слове «обращение», окончание существительного им.п., ср.р., ед.ч., а целое - грамматический термин.
Это задание требует умения быстро членить слово на морфемы и составлять из морфем слова, побуждает к самостоятельному поиску интересных слов. Эту игру можно проводить и среди команд на внеклассных занятиях по предмету.
Итак,
игра со словом способствует развитию
орфографической зоркости, закреплению
грамматических категорий, активизирует
деятельность учащихся на уроке.
2.2. Дидактические игры на уроках русского языка, направленные на развитее творческих способностей
Теперь рассмотрим группу игр, направленных на развитие в первую очередь творческих способностей. Такие игры можно проводить на уроках развития речи.
Ассоциации
Учитель называет слово, а ученики по очереди продолжают ряд слов, называя свои ассоциации к последнему названному слову. Игра проходит в быстром темпе. Можно разделить учеников на 2 группы и каждой группе предложить своё слово (в противном случае через 15-20 слов теряется всякая
связь с исходным словом). Названные слова можно записать на доске, после чего предложить составить текст, используя все записанные слова, и самостоятельно его озаглавить. Критериями оценивания наряду с общепринятыми будут оригинальность теста, уместное использование всех слов, точность заглавия. Победителей выбирают сами ученики. Можно выбрать жюри, а можно предложить голосовать всему классу. И в том, и в другом случае дети обычно демонстрируют непредвзятость, принципиальность, строгость в оценивании. А у учителя всегда остаётся право дополнительно поощрять интересные работы.
Можно использовать для работы только первое и последнее названное слово - составить с ними предложение. Как правило, они почти не связаны друг с другом по смыслу, но вариантов включения двух любых слов в одно предложение всегда находится.
Творческая разминка
Учитель называет 2-3 слова, ученики составляют предложение. Чем необычнее слова, тем лучше. Учитель может не бояться любых сочетаний, т.к. у него есть маленький «секрет». Можно ли составить хорошее предложение из слов «Мадонна, колонна, ванна»? Конечно! Вот оно: «Учитель написал на доске слова: Мадонна, колонна, ванна - и попросил обозначить орфограмму».
Безусловно, этот приём не используешь дважды, но в самой трудной ситуации он обязательно поможет.
Загадки
Задание потруднее связано с придумыванием загадок, отгадками которых будут названные учителем слова. Это могут быть слова-исключения, например, «брошюра, жюри, парашют» или «росток, ростовщик, равнина, пловец» и т.д. Предлагать необходимо несколько слов, тогда сохраняется элемент отгадывания. Не обязательно требовать стихотворную форму, хотя поощрять её, конечно же, надо. Загадки лучше придумывать прямо на уроке, а не дома, чтобы развивать самостоятельность мышления, исключить заимствования. При этих условиях возможно конкурсное оценивание.
Следует обращать внимание на использование в загадках сравнений, метафор, эпитетов и других изобразительных средств языка. Наиболее удачные загадки можно проанализировать. Всё это способствует развитию воображения, осознанному выбору образных средств языка, закрепляет полученные знания об изобразительно-выразительных средствах языка, а также помогает запомнить определённую группу слов, работа над которой проводилась на уроке. Не будем забывать, что образное представление о явлении - лучший способ его запомнить.
Лингвистические сказки
Сочинение сказки в 3-4 классах – прекрасный прием закрепления собственно предметных знаний. В этом возрасте ученики охотно сочиняют волшебные сказки, владеют необходимыми умениями характеристики сказочного персонажа, создания зачина и концовки и т.п., поэтому теперь задачу можно усложнить. При написании лингвистической сказки необходимо: 1) максимально представлять в тексте изучаемый лексический, морфемный, морфологический и прочий материал ( в зависимости от изучаемой темы и конкретного задания); 2) придумать для персонажей такие действия, при описании которых проявятся лингвистические признаки слов и других единиц языка.
Такие задания целесообразно давать в конце изучения того или иного раздела, тогда у учащихся появится больше возможностей для выбора героев, ситуаций, а сказки вполне могут стать итоговой зачётной работой. При этом сами ребята будут стремиться к разнообразию. Одна сказка начнётся словами «За тридевять земель, в царстве Грамматики, жили-были славные племена Приставок и Суффиксов...», другая - словами « Давным-давно в сказочной стране Фонетики правил строгий , но справедливый царь Ударение...», а третья начнётся так: « В городе Лексикологии все слова жили на своих улицах и очень любили ходить друг к другу в гости...».
Желательно попросить учеников написать сказку на отдельных листочках, а не в тетради и оформить её иллюстрациями. Тогда в классе можно провести выставку лучших (или всех) работ, чтобы ученики могли прочитать работы друг друга, обсудить их, оценить достоинства сочинений одноклассников.
Кроссворды
Составление кроссвордов может играть роль итогового задания. Современные дети достаточно искушены в их разгадывании. Хорошо, если есть возможность разгадывать лингвистические кроссворды (например, их много в новом учебном комплексе В.В.Бабайцевой) и ученики имеют представление о типах заданий в таких кроссвордах.
Составление кроссворда требует отбора слов в соответствии с изучаемой темой и с учётом их расположения в сетке (не менее 20-30 слов) и умения «зашифровать» слово. Выполняя такую работу, ученики должны набрать необходимое количество терминов, уточнить определение понятия. В качестве контроля за тем, как составлен кроссворд, можно использовать взаимопроверку: в начале урока ребята меняются составленными дома кроссвордами и вписывают свои ответы.
И
так, использование дидактических
игр, описанных в этой части работы,
активизирует деятельность учащихся,
развивает их творческие способности.
2.3. Использование дидактических игр при изучении фонетики и графики.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Едва проснувшись мы слышим как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.
Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?» Вы посмотрели и ответили.
Каким образом из потока уличных звуков вы уловили те, которые передали вам информацию? Чем отличаются они от других звуков?
В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки вроде бы ничего не обозначают: произносите звуки (о), (д), (м) – никто ничего не поймет. Но достаточно эти же звуки произнести в другом порядке – (дом), как сразу станет ясно, о чем идет речь.
Максакова А.И. рассуждает о том, что «с незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если его заменить – меняется смысл: кот – ток, сила – лиса и т.д.
А могут быть словами отдельные звуки? Да, их много: я, у, в, к, а, и, о, с. И маленькие приставки, суффиксы тоже могут кое-что рассказать о себе, не говоря уже о целом слове.
Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого слова «phone», что значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков.
А чтобы изучать их было проще, можно использовать следующие дидактические игры.
Сквозной алфавит.
Каждый из играющих должен заранее написать на листке бумаги в столбик (сверху вниз) все буквы русского алфавита. Затем участники игры пишут слова так, чтобы каждая из букв алфавита стала в этих словах первой, второй (третьей и т.д. согласно условию игры) в этих словах. Например: А-втор, Б-анка, В-орона, Г-ород и т.д. Выигравшим считается тот, кто придумает за установленное время (5-10 минут) слова к наибольшему количеству букв алфавита. Победителей может быть несколько. В этом случае слова, повторяющиеся у других участников игры, вычеркиваются и выигрывает тот, у кого останется наибольшее количество слов.
Хотим проверить.
В А Н Е Ш Ы
Л С Й И Л Б
К О А Л В Г
И А А В З Ж
А что именно мы проверяем – расшифруйте сами. Для этого читайте текст через несколько букв. (Ответ: Велик ли ваш словарный багаж?).
Задача-игра: «Замените одну букву!»
Можно заранее выписать на доске все выделенные в тексте слова, предлагая детям по ходу чтения подбирать к ним новые (метаграммы), заменяя в каждом по одной букве.
Учитывая возможности детей, класса рассказ можно сократить, исключить сложные слова.
Волшебные приключения,
или рассказ о том, как буквы проучили
невнимательного школьника.
Раньше я был невнимательным и часто делал ошибки. Не скажу, что это меня очень огорчало.
-Подумаешь важность. Не ту букву прописал, - рассуждал я.
Однако сами буквы думали иначе. Они очень возмущались пренебрежительным к ним отношением и наконец решили меня проучить.
Это началось с утра. Умыться мне не удалось, потому что не было ВОДЫ, - так как из крана сыпался какой-то белый порошок. Позавтракать мне тоже не пришлось: БУЛКА, едва только я к ней протянул руку, превратилась в проворного пушистого зверька, СЫР - в угрюмую мрачную птицу, а вместо ЧАЯ стакан оказался наполненным едким дымом.
Неудачи преследовали меня и тогда, когда я сел за уроки. ЧЕРНИЛ не оказалось, вместо них в чернильнице были ягоды. «Ну, это еще не беда!» - подумал я и стал решать примеры. Однако. Едва я написал первую строку, как она тут же превратилась в птицу и улетела. Проводив беглянку растерянным взглядом, я вздохнул и взялся было снова за карандаш, но сразу заметил, что вместо математического знака МИНУС написал тригонометрическую функцию… Последнее было тем более удивительно, что тригонометрию мы еще не проходили.
Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка