Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников с нормой и фонетико – фонематическим недоразвитием.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить развитие фонематических процессов и звукопроизношение в онтогенезе;
2. рассмотреть понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН;
3. представить психолого – педагогическую характеристику дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
4. охарактеризовать особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
5. провести анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН;
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Развитие фонематических процессов и звукопроизношения в онтогенезе…..............................................................................................................6
Глава 2. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН…………………………………………………………………….12
Глава 3. Психолого – педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………16
Глава 4. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН………………………………………………………...…18
Глава 5. Анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН……………………….22
Глава 6 Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН ………………………26
Заключеие…………………………………………………………………………37
Библиография…………………………………………………………………….39
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие фонематических процессов и звукопроизношения в онтогенезе…...................
Глава 2. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН…………………………………………………………………….
Глава 3. Психолого – педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………16
Глава 4. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН………………………………………………………...…18
Глава 5. Анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН……………………….22
Глава 6 Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН ………………………26
Заключеие………………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
На важность этой связи указывают авторы Фомичева М.Ф. [59], Гаркуша Ю.Ф. [6], Ткаченко Т.А[42].
Изучением звукопроизношения и фонематических процессов в онтогенезе занимались такие авторы как Алексеева М.М. [1], Гвоздев А.Н. [7], Швачкин Н.Х. [64], Песталоцци И. Г. [34]
Общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка [7].
Таким образом, можно отметить, что все просветители уделяли особое внимание развитию речи у детей. В оценке сроков появления речи у детей есть разногласия, но все педагоги сходятся во мнении, что для её своевременного появления и развития необходимо проводить специальную работу. Одной из важнейших предпосылок для развития речи они считали развитие слухового внимания и речевого слуха. Также каждый из исследователей предлагал свой путь формирования полноценной речи детей. Всех их объединяют особые требования к речи окружающих ребёнка людей с момента его рождения.
Педагоги, занимающиеся исправлениями недостатков произношения звуков, считали основными причинами нарушения звукопроизношения недостаточное упражнение и дурное воспитание, а также органические нарушения. Например, такой точки зрения придерживался Куссмауль А. [25].
Исследователи Левина Р.Е. [33], Куссмауль А. [25], Хватцев М.Е. [61], Зееман М. [17], Чиркина Г.В. [62], Токарева О.А. [46], Каше Г.А. [18], Филичева Т.Б. и Чевелева Н.А. [54], Гриншпун Б.М. [14] занимались проблемой нарушения звукопроизношения и фонематических процессов.
Таким образом, исследования, проводимые с первой половины 20 века, заложили фундамент для дальнейшего изучения особенностей формирования фонематических процессов и создания методик по их развитию в настоящее время.
Актуальность нашей работы обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушения звукопроизношения и фонематических процессов и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
Цель работы – изучить особенности звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников с нормой и фонетико – фонематическим недоразвитием.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить развитие фонематических процессов и звукопроизношение в онтогенезе;
2. рассмотреть понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН;
3. представить психолого – педагогическую характеристику дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
4. охарактеризовать особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
5. провести анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН;
6. изучить методики по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
Методы – анализ специальной литературы по обследованию и формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
Объект – логопедическая работа по формированию звукопроизношения и фонематических процессов.
Предмет – эффективные методы и приемы по формированию звукопроизношения и фонематических процессов.
Практическая значимость нашей курсовой работы – систематизация теоретических знаний по теме «Особенности звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников с ФФН».
Итак, наша работа состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии.
Работа представлена на 44 листах печатного текста.
Библиография состоит из 64 литературных источников.
Глава 1. Развитие фонематических процессов и звукопроизношения в онтогенезе.
Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие «фонематический слух».
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он вырабатывается в процессе речевого развития у ребенка, так как без него, по выражению Жинкина Н.И. [15], невозможна генерация речи. Фонематический слух – слух, посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним.
Традиционно в логопедии термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.
Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Качественное многообразие звуков можно свести к небольшому числу их общих типов – фонем (греч. – phone – звук речи), которые участвуют в смысловой дифференциации слов.
Система фонем есть совокупность фонем данного языка как различительных единиц, противопоставленных друг другу. Процесс развития фонематического восприятия длительный и сложный, т.к. при восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы, он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. Уже у новорожденных имеется чувствительность к звукам, которая обнаруживает себя изменением общей двигательной активности ребёнка, нарушением частоты и ритма дыхания, торможением сосательных движений. Постепенно ребёнок становится более внимателен именно к звукам человеческой речи, которые вызывают у него выраженную реакцию сосредоточения.
Основой для развития фонематического восприятия является нормальное развитие слухового восприятия: уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия); в 2-3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни.
Швачкин Н.Х. [64] подчёркивает, что возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности. В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. В конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи автор назвал дофонемным. Речь является просодической. В этот период речи звук сопровождает артикуляцию и следует движениям речедвигательного аппарата. Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции и речевого слуха ребёнка. Начатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода Швачкин Н.Х. назвал фонемной. Фонематическое становление речи ребёнка существенно зависит от психологических особенностей фонем:
1) Обобщённость фонемы
Фонема возникает в связи со становлением слова. Будучи смыслоразличителем слова, фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом. Одновременно с этим фонема является обобщением фонетических представлений, сходных по своей смыслоразличительной функции.
2) Различительная функция фонемы.
Фонема-звук, различающий значения слов. Психологическая особенность различения значений с особой чёткостью обнаруживается в момент образования фонемы. Возникновение фонем связано с развитием способности различения значения; она рождается в процессе развития этой способности, является своеобразным вестником этого явления.
3) Константность фонемы.
Благодаря ей, мы разное «к» в словах «кот», «кат» воспринимаем как одинаковое «к».
4) Произвольность или преднамеренность фонемы.
Фонема-звук, произвольно или преднамеренно произносимый. Произвольность фонемы чётко выявляется в момент её возникновения. В период дофонемной речи ребёнок произносит звуки непроизвольно, они сопровождают артикуляцию. Иная природа звуков фонемной речи. С момента возникновения фонемы ребёнок начинает произвольно произносить звуки речи. Здесь оказывается, что он не в состоянии произнести все звуки, которые он непроизвольно произносил в дофонемный период. Ребёнок, овладевая фонематической системой языка, поглощён наблюдениями за звуками своей речи и очень чувствителен к звуковой недостаточности своей и чужой речи. Впоследствии, с развитием автоматизации, фонема получает непроизвольный характер. Но это иная непроизвольность, чем непроизвольность дофонемной речи. Эта непроизвольность является продуктом обобщения артикуляции фонемы, и в любой момент, когда это необходимо, фонема может вновь обнаружить свою произвольную природу.
Швачкин Н.Х. [63] составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:
– А в отличие от других гласных;
– противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У;
– противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
На второй стадии учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:
– различение сонорных– шумных;
– различение твердых – мягких;
– различение сонорных между собой;
– различение губных и язычных;
– различение взрывных и щелевых;
– различение переднеязычных и заднеязычных;
– различение глухих и звонких согласных;
– различение шипящих и свистящих;
– различение плавных и йот.
На основе данных Левиной Р.Е. [33] можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.
1) Дофонематический (доязыковой) этап - От рождения до шести месяцев.
Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.
2) Фонематический (языковой) этап.
– Начальный этап. От шести месяцев до двух лет.
Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.
– От двух до четырех лет.
На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечет различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.
– К возрасту четырех лет.
В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.
– К пяти годам.
Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.
3) Заключительный этап.
К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.