Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников с нормой и фонетико – фонематическим недоразвитием.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить развитие фонематических процессов и звукопроизношение в онтогенезе;
2. рассмотреть понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН;
3. представить психолого – педагогическую характеристику дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
4. охарактеризовать особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
5. провести анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН;
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Развитие фонематических процессов и звукопроизношения в онтогенезе…..............................................................................................................6
Глава 2. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН…………………………………………………………………….12
Глава 3. Психолого – педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………16
Глава 4. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН………………………………………………………...…18
Глава 5. Анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН……………………….22
Глава 6 Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН ………………………26
Заключеие…………………………………………………………………………37
Библиография…………………………………………………………………….39
Опираясь на данные Гвоздева А.И. [7], Швачкина Н.Х. [64], Левиной Р.Е. [33] и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.
Благодаря раннему развитию фонематического слуха, ребёнок впервые учится различать разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении.
Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.
В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка. У них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.
От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
Значимость этой проблемы требует постоянной корректировки методик формирования фонематического восприятия у детей.
Итак, рассмотрев развитие фонематических процессов и звукопроизношения в онтогенезе, мы выяснили, что к моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты фонематические процессы, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Левина Р. Е. [33], Никашина Н. А. [31], Боскис Р. М. [3], Каше Г. А. [18]отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
По данным Ткаченко Т. А. [42], развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Левина Р. Е. [33] писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Боскис Р. М. [3], Левина Р.Е. [33], Швачкин Н. X. [64] и другие авторы считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие - важнейший механизм развития произношения.
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько
состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся
к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в
слове.
Каждая фонема характеризуется определенными акустическими свойст-вами. Эти свойства претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных или позиционных условий (соседства с другими фонемами, местоположения в слове, степени ударности), в результате чего образуются различные варианты фонемы.
В каждом языке имеется определенное число фонем, противопоставленных друг другу по своим акустическим признакам и используемых для различения слов и их форм. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных). В живой речи акустический облик фонемы претерпевает значительные видоизменения, обусловленные индивидуальными особенностями говорящих (сила, высота, тембр голоса, особенности произношения). Сюда относится соседство с другими фонемами, положение в слове (начало, середина, конец) и степень ударности. Видоизменения фонем под влиянием комбинаторных и позиционных условий составляют ее варианты, которые, несмотря на свои акустические различия принадлежат к одному звуковому типу. Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы, в противоположность различиям между разными фонемами, не могут служить для различения слов и их форм. То же относится к видоизменениям фонем, зависящим от индивидуальных особенностей говорящего.
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.
Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.
Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.
Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Итак, фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Кроме особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.;
- общемоторная сфера детей с ФФН характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями;
- для дошкольников с ФФН также характеры нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений;
- также нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:
В трудностях переключения с одой артикуляции на другую;
В снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;
В снижении времени фиксации артикуляционной формы;
В снижении количества правильно выполненных движений.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
Итак, рассмотрев психолого-педагогическую характеристику, мы сделали вывод, что у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушены не только фонематические процессы, но и высшие психические функции, такие как: восприятие, внимание, память, мышление и моторика.
Глава 4 Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует гласный [ы].
2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч].
Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.
3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.