Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников с нормой и фонетико – фонематическим недоразвитием.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить развитие фонематических процессов и звукопроизношение в онтогенезе;
2. рассмотреть понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН;
3. представить психолого – педагогическую характеристику дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
4. охарактеризовать особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
5. провести анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН;
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Развитие фонематических процессов и звукопроизношения в онтогенезе…..............................................................................................................6
Глава 2. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН…………………………………………………………………….12
Глава 3. Психолого – педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………16
Глава 4. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН………………………………………………………...…18
Глава 5. Анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН……………………….22
Глава 6 Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН ………………………26
Заключеие…………………………………………………………………………37
Библиография…………………………………………………………………….39
Каждое из направлений реализуется в процессе поэтапной работы.
Автор приводит примеры заданий, используемых в каждом направлении работы, указывает на условия их предъявления.
Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.
Итак, таким образом, анализ представленных методик демонстрирует, что все исследователи в коррекционно-логопедической работе указывают на важность развития звукопроизношения и фонематического процессов у детей с ФФН.
Заключение
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
На важность этой связи указывают авторы Фомичева М.Ф. [59], Гаркуша Ю.Ф. [6], Ткаченко Т.А[42].
Изучением звукопроизношения и фонематических процессов в онтогенезе занимались такие авторы как Алексеева М.М. [1], Гвоздев А.Н. [7], Швачкин Н.Х. [64], Песталоцци И. Г. [34]
Исследователи Левина Р.Е. [33], Куссмауль А. [25], Хватцев М.Е. [61], Зееман М. [17], Чиркина Г.В. [62], Токарева О.А. [46], Каше Г.А. [18], Филичева Т.Б. и Чевелева Н.А. [54], Гриншпун Б.М. [14] занимались проблемой нарушения звукопроизношения и фонематических процессов.
Во вре6мя изучения фонематических процессов и звукопроизношения в онтогенезе, мы выяснили, что к моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты фонематические процессы, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
По психолого-педагогической характеристике дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи видно, что у дошкольников нарушены не только фонематические процессы, но и высшие психические функции, такие как: восприятие, внимание, память, мышление и моторика.
Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.
Рассмотрев методики Яшиной М., Грибовой О.Е. [12], Филичевой Т.Б.,Чиркиной Г.В. [57], Ткаченко Т.А. [45]; Лалаевой Р.И., Мальцевой Е.В. и Лурия А, предлагаемые для обследования звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников с ФФН, мы сделали вывод, что в дальнейшей нашей работе мы будем использовать методику Ткаченко Т.А.
Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия, для успешного усвоения грамотного материала в школе.
Библиография
1 Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина М.: Академия, 1999 - с.344-349.
2 Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001- с.7-14.
3 Боскис Р.М. Дифференциальный диагноз с сенсорной афазий / Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963. – с. 215 - 264
4 Буковцова Н.И. Основные направления коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением фонематического анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. // Сборник материалов Регионального научно-практического семинара «Детская речь: норма и патология» проходившего в г. Самара 07.02.2002г.- г. Самара, СГПУ, 2002г.-с.23-25.
5 Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.
6 Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском Саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
7 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961- с.336.
8 Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 1999 – с.302.
9 Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. //Логопедия, №1-2, 2003. – С.28-30.
10 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
11 Гревцева Е.В. Логопедический тренинг – СПб.: СпецЛит, 2002 –144 с.
12 Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология, 1999, №3 – с.3.
13 Грибова О.Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология, 2001, №1 – с.3.
14 Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120.
15 Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31.
16 Жукова Н.С. и др. Логопедия – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998 –320с.
17 Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22.
18 Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
19 Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.
20 Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986.
21 Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2002 –368с.
22 Колповская И. К., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.
23 Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56.
24 Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
25 Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.8-13.
26 Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
27 Логопедия: методические традиции и новаторство/Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003
28 Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: «Паритет», 2003.
29 Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. –М.,1997.
30 Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.,1991.
31 Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников/ Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1965. – с. 46 - 66
32 Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
33 Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. – М.; 1968 – с. 7-30.
34 Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.62.
35 Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
36 Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-224 с.
37 Правдина О. В. Логопедия. — М., 1969. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.- М., 1969.
38 Развитие фонематического анализа и синтеза/ Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – с. 112 - 129
39 Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
40 Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2001.
41 Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.96-102.
42 Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 246с
43 Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
44 Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 1999.-267с
45 Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
46 Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: пособие для логопеда. - М.: Владос, 2008. - 37, [3] с, [36] л. цв. ил. - (Коррекционная педагогика)
47 Токарева О.А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.76-84.
48 Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.69.
49 Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
50 Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Учись говорить правильно. — М., 1993.
51 Филичева Т. Б..Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. — М., 1993.
52 Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)
53 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
54 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркана Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.
55 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.102-108.
56 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
57 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.
58 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). — М.: Школьная Пресса, 2003. — 32 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 8)
59 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.
60 Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331.
61 Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17.
62 Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76.
63 Шаховская С.Н. Методические поиски в зарубежной логопедии // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: НПО МОДЭК, 2001 - с.247- 253.
64 Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312.
31