Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:32, контрольная работа
Охарактеризовать текст, принадлежащий к официально-деловому стилю:
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Приложение 1)
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Приложение 1)
Сфера употребления | законодательство, делопроизводство, право |
Основные признаки | Характерные черты: точность, неличный характер, стандартизованность, наличие в нем многочисленных речевых стандартов — клише, а также как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).на уровне лексики:- употребление полных наименований, точных дат;- книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);- использование слов в прямых значениях;- отсутствие
экспрессивной и оценочной
|
Подстиль | 1) дипломатический (виды документов: международные
договоры, соглашения, конвенции, меморандумы,
ноты, коммюнике и т.д.; устные формы практически
не применяются);
2) законодательный (виды документов, как законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма - судебная речь); 3) управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы - доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение). |
Жанр | монологические - приказ, инструкция, закон, служебное распоряжение, отчет, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, обзор, постановления, акты, справки;жанры-полилоги - собрание, совещание, переговоры, интервью. |
Языковые особенности | Примеры из текста |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Термины, обозначающие реалии социальной жизни гражданина, называющие субъекты социальных отношений | защиты прав и законных интересов детей, государственное обеспечение, комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, прокурор… |
Речевые
штампы, имеющие окраску официально- |
и в соответствии с; в случае, если; указанных в части первой настоящего пункта; (далее – комиссия по делам несовершеннолетних)… |
Архаические элементы | |
Глагольно-именные словосочетания | подлежат государственной защите; |
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Существительные, образованные от глаголов и прилагательных | Обеспечения, повышения, нахождения, вынесении... |
Приставка НЕ- | Неблагополучных, несовершеннолетних… |
Прилагательные и причастия, перешедшие в существительные | для несовершеннолетних, нуждающихся… |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Заметное преобладание имени существительного над местоимением | Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение* в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. |
Преимущественное использование личных местоимений и глаголов в формах 3 лица | они находятся в социально опасном положении, помещение их в детские интернатные учреждения… |
Формы
единственного числа |
прокурор, опекун, попечитель ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних… |
Преобладание глаголов в форме настоящего времени | постановляю, принимает, уведомляется, осуществляется… |
Возвратные глаголы с пассивным значением | Помещается, предъявляется… |
Употребление глаголов в форме инфинитива | обязаны немедленно
сообщить,
уполномоченные осуществлять защиту… |
Отыменные предлоги | В целях, в случае, в соответствии с, в силу … |
Именительный падеж имени | государственные органы, иные организации, граждане, комиссия по делам несовершеннолетних.. |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Причастные обороты | родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию; граждане, располагающие сведениями; детях, указанных в части первой настоящего пункта… |
Деепричастные обороты | |
Предложения с инверсией (подлежащее следует за сказуемым) | могут предъявить также прокурор, опекун; вправе принимать орган опеки и попечительства… |
Длинные ряды однородных членов | могут предъявить также прокурор, опекун, попечитель ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних, иные организации; |
Нанизывание родительных падежей | обеспечения защиты прав и законных интересов, |
Безличные предложения со значением долженствования, необходимости | в шестимесячный
срок принять соответствующее |
Сложные предложения | Соответствующий иск в суд предъявляется по месту нахождения (жительства) ребенка управлением (отделом) образования или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее пяти рабочих дней после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения, указанного в абзаце пятом части первой настоящего пункта. |
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА | |
Шаблон построения | Заголовочная
часть документа: 1) наименование жанра
документа; 2) заглавие к содержанию текста
документа; 3) дата; 4) номер;
Основная часть документа. Оформляющая часть документа. |
Высокая степень сегментации | |
Большое количество заголовков | |
Параллелизм конструкций, вплоть до дословного повторения сегментов предшествующих предложений | |
Коммуникативные качества речи | Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества |
-
Точность
- Ясность - Логичность - Чистота - Богатство и разнообразие - Выразительность - Уместность - Краткость речи - Полнота речи |
Полнота: с
этим фактором связано частое употребление
в деловом тексте «цепочек» многочленных
именных словосочетаний, преимущественно
с родительным падежом (в
целях обеспечения защиты
прав и законных интересов
детей), что дает более полную информацию
о предмете речи.
Точность. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью, поэтому текст понятен и достоверен (в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю) Логичность. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, поэтому изложение непротиворечиво и последовательно (дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение* в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей…) Уместность. Использование в изложении подходящих в данный момент средств речи ведет к достижению поставленной цели (в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях) Краткость речи. Позволяет вместить в пределы одной фразы максимум необходимой информации (в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) Волюнтативность: это специфическое свойство деловой речи служит для выражения воли. (постановляю, обязана, необходимо, следует). |
Научная статья
«Предмет языкознания» (Приложение 2)
Сфера употребления | наука |
Основные признаки | Характерные черты: логичность, объективность, точность, отвлеченность, обобщенность. Наиболее характерные средства выразительности отсутствуютна уровне лексики:- насыщенность терминами данной науки;- использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство;отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование- употребление
слов в прямых значениях,
|
Подстиль | 1) собственно научный стиль (присущий научным трудам - монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),2) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся). |
Жанр | научная статья, учебная литература, школьное сочинение, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия и т. д. |
Языковые особенности | Примеры из текста |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Большое число терминов, называющих понятия той или иной науки | Языкознание, или лингвистика, естествознания, закономерностях, социальных наук, наука … |
Речевые штампы книжного характера | Современная наука состоит, законы природы, изучающих, принадлежит… |
Глагольно-именные словосочетания | состоит из разделов,
изучает законы природы,
предполагает изучение… |
слова и словосочетания, указывающие на позицию автора | |
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Существительные, образованные от глаголов и прилагательных | Развития, функционирования, существования, исследования… |
Аббревиатуры | |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Заметное преобладание имени существительного над глаголом | Частное
языкознание может изучаться в синхронном
плане и в диахроническом.
Синхронный план
предполагает изучение фактов
языка, относящихся к одному и тому же
времени. |
Преимущественное использование личных местоимений и глаголов в формах 3 лица | его общественной природе, отсюда его прикладной характер, о закономерностях его, наука состоит, принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук, языкознание связано. |
Преобладание глаголов в форме настоящего времени | языкознание связано, наука состоит, принадлежит к числу, является частью… |
Возвратные глаголы с пассивным значением | Языкознание соприкасается тесно с этнографией, связь языкознания с этнографией проявляется… |
Причастия | относящихся к одному, изученных иностранных языков, получаемые при изучении… |
Деепричастия | |
Отыменные предлоги | |
Употребление
единственного числа |
|
Высокая частотность родительного падежа | Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами. |
Творительный падеж в пассивных конструкциях | |
Преимущественно аналитические формы степеней сравнения имен прилагательных | |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Причастные обороты | вопросов, связанных с языковой интерференцией; знания, получаемые при изучении нового иностранного языка … |
Деепричастные обороты | |
Страдательные конструкции | |
Предложения с инверсией (подлежащее следует за сказуемым) | В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков. |
Длинные ряды однородных членов | Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. |
Нанизывание родительных падежей | развитие культуры народа, об изменчивости строения человека, выражение представлений народа… |
Безличные предложения со значением долженствования, необходимости | Установить
природу и сущность языка. Рассмотреть структуру языка. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества. |
Сложноподчиненные предложения | В рамках общего
языкознания выделяется типологическое
языкознание, задачей которого является
сопоставление неродственных языков. Круг задач, которые должно решить языкознание. |
Распространенный
вид связи предложений – |
|
Вводные конструкции | Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи. Частное языкознание - это наука об отдельных языках, например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке и т.д. |
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА | |
Шаблон построения | заголовок, введение, основная часть, заключение. |
Высокая степень сегментации | |
Большое количество заголовков | Языкознание, или
лингвистика как наука о языке
Аспекты языкознания Связь языкознания с другими науками Задачи, решаемые языкознанием |
Коммуникативные качества речи | Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества |
-
Точность
- Ясность - Логичность - Чистота - Богатство и разнообразие - Выразительность - Уместность - Краткость речи - Полнота речи |
Логичность.
Между частями высказывания имеется упорядоченная
система связей, поэтому изложение
непротиворечиво и последовательно
(Языкознание является
многоаспектной наукой,
так как язык представляет
собой весьма разнообразное
и сложное явление. Языкознание
как наука делится на
общее и частное. В рамках
общего языкознания
выделяется типологическое
языкознание, задачей
которого является сопоставление
неродственных языков.
) Точность. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью, поэтому текст понятен и достоверен (Современная наука состоит из трёх главных разделов -естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общественных, или социальных наук, то есть наук об обществе, и философии, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления. …) Доказательность. Рассуждения основаны на научных гипотезах и положениях (Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией. Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными"…) Уместность. Использование в изложении подходящих в данный момент средств речи ведет к достижению поставленной цели (Языкознание является многоаспектной наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление) Краткость речи. Позволяет вместить в пределы одной фразы максимум необходимой информации (Языкознание связано с социальными науками) |
Статья Ольги Савельевой из газеты «Дыхание Земли» ( жанр интервью):
Гена Букин: «Дети - это наше бессмертие» (Приложение 3)
Сфера употребления | сферы политико-идеологических,
общественных и культурных отношений, средства массовой информации | |
Основные признаки | Характерные черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, общедоступность.Наиболее характерные средства выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, риторические фигуры. Эмоциональные средства сочетаются со строгой логичностью, доказатель ностью, смысловым выделением наиболее важных слов.на уровне лексики:- широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;- использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;- использование
образных средств: эпитетов, сравнений,
метафор, фразеологизмов и «
| |
Подстиль (Форма) |
| |
Жанр | публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетона, ораторская речь | |
Анализ заголовка текста | Такой довольно яркий и часто используемый в газетных статьях тип заголовка, когда сначала пишется имя героя статьи, а затем цитируется яркая фраза, сказанная им (“Гена Букин: “Дети - это наше бессмертие”) используется в экспрессивных целях для привлечения внимания читателя. | |
Языковые особенности | Примеры из текста | |
Нейтральные средства | Экспрессивные средства | |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | ||
лексика общественно-политического характера | По рейтингам, прилетел в столицу, бытовую информацию… | |
устойчивые словосочетания, близкие к официально-деловым клише | научно доказанный факт; и как же попали в сериал; когда вы впервые увидели... | культивировали в себе образ мачо; |
высокие слова | научно доказанный
факт. |
мачо; он такой тёплый, намного теплее янтаря. Обаятельный. Умный. Сексапильный. |
книжные фразеологизмы | Не таите камней за пазухой… | спектакли, елки на носу |
публицистическая фразеология | этот ситком не для того, | По рейтингам - мы самый популярный телесериал. |
Термины в образном значении | - Мой аккумулятор - мой сын; заряд энергии зашкаливает… | |
Слова разговорной и просторечной окраски | - Простите, опоздал, - извинился Виктор. Господи, вы такой стройный! Не-е. 7 килограмм. У вас борода, усы, волосы ниже плеч, серьга в ухе. | Состояние колбасное. Елки на носу. Нет права жить в негативе. Его энергетика прямо всасывает. |
Слова,
содержащие положительную или |
По рейтингам - мы самый популярный телесериал. | Его энергетика прямо всасывает. Состояние колбасное. |
Фразеологизмы, имеющие разговорную окраску | |
Смотрел взахлеб. |
Слова и словосочетания в переносном значении | попали в
сериал;
живем на съемочной площадке; съели друг друга… |
Обожал «Дядю Степу». бешеный режим; можно сойти с ума! |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | ||
Риторически
возвышенные формы |
||
Причастные образования на -омый | |
|
Высокая частотность употребления родительного падежа. | ||
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | ||
Экспрессивные
конструкции: Именительный темы ,
риторический вопрос, Восклицательные предложения |
- А кто или что вас заряжает жизненной силой? | Можно сойти с ума! Господи, вы такой стройный! |
вопросно-ответная форма изложения | - Вы сказали,
что культивировали в себе образ мачо.
Девушки как реагировали?
- Отклик был. Но не такой, на какой я рассчитывал. - После Гены
сможете вернуться к « - А кто вам сказал, что Гена не мачо? |
|
Частое употребление пунктуационных знаков | - Ну- у... Не-е. У вас борода, усы, волосы ниже плеч, серьга в ухе. Можно сойти с ума!. | |
Парцелляция | Выглядит он замечательно. Обаятельный. Умный. Сексапильный. | |
Апелляция к адресату | ||
Неполные предложения | Регби. Хоккей. И живой. Не-е...; | Обаятельный. Умный. Сексапильный. |
Инверсия | Целую неделю ко мне приставали друзья и коллеги. И вдруг однажды в автомобиле зазвонил телефон. | |
Языковая игра | не таите камней за пазухой. | культивировал образ уральского мачо; елки на носу; жесткий вид спорта |
Прецедентные тексты | ||
Коммуникативные качества речи | Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества | |
-
Точность
- Ясность - Логичность - Чистота - Богатство и разнообразие - Выразительность - Уместность - Краткость речи - Полнота речи |
Точность.
Достигается использованием однозначных
выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической
сочетаемостью, поэтому текст понятен
и достоверен: Телевизор
прибавляет 7 килограмм -
научно доказанный факт.
Логичность. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, поэтому изложение непротиворечиво и последовательно: И вдруг однажды в автомобиле зазвонил телефон. Телефон принадлежал моей спутнице, которая ненадолго вышла из машины. Я не отвечаю на чужие звонки. А он все звонит и звонит. Ну взял… Богатство и разнообразие. Наличие в изложенном тексте разнообразных слов (из разных стилей, разной окраски) и конструкций (простой структуры и сложной) делает его более интересным: На другой день позвонили - попробуйте еще раз. Я не выдержал: ребята, так не пойдет. Либо платите мне 15 копеек за пробы, либо попрощаемся. На третий день заявляют - возможно вызовем на пробы в Москву. Состояние колбасное.... Выразительность. Наличие выразительных средств языка, например эпитетов (бешеный режим...), сравнений (При этом друг друга видим больше, чем свои семьи. Если бы у нас возникали конфликтные ситуации, мы бы, как пауки в банке, давно бы съели друг друга. Он такой тёплый, намного теплее янтаря.), умолчания, которое используется в ситуациях, когда собеседник или читатель сам догадывается о продолжении мысли говорящего (- Ну-у...) делает текст богаче, интереснее. Уместность. Использование в коммуникации подходящих в данный момент средств речи ведет к достижению поставленной цели и положительному исходу коммуникации: Господи, вы такой стройный! Не могу не спросить - вы с детства хотели стать артистом? Краткость речи. Позволяет вместить в пределы одной фразы максимум необходимой информации: Простите, опоздал, - извинился Виктор. - Не мог пройти мимо памятника вашему симбирциту - в него влюбился. |
Отрывок интервью
О.Савельевой из газеты «Дыхание Земли»
(Приложение 3)
Сфера употребления | бытовые отношения, частные письма, записки, беседы |
Основные признаки | Характерные
черты: эмоциональность, простота, конкретность,
непринужденность, образность, неподготовленность
речи.
Наиболее
характерные средства
выразительности: сравнения, фразеологизмы,
эмоционально- Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях). В нём
отсутствует предварительный
|
Подстиль | |
Жанр | |
Языковые особенности | Примеры из текста |
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Произношение слов в «сокращенном виде» | |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Конкретные имена существительные | Телефон, телевизор, самолет, борода, усы, волосы… |
Лексика, называющая бытовые предметы и явления | Телефон, телевизор… |
Слова разговорной и просторечной окраски | - Простите, опоздал.
Господи, вы такой стройный! Не-е.
Состояние колбасное. Елки на
носу. Нет права жить в негативе.
Его энергетика прямо |
Слова, содержащие положи-тельную или отрицательную оценку обозначаемых явлений | По рейтингам - мы самый популярный телесериал. Его энергетика прямо всасывает. Состояние колбасное… |
Фразеологизмы, имеющие разговорную окраску | Смотрел взахлеб. Елки на носу… |
Этикетные формулы | - Простите, опоздал, - извинился Виктор. |
Жаргонизмы | |
Нейтральные слова с особым значением | |
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Уменьшительно-ласкательные и увеличительные суффиксы | |
Приставки субъективной оценки | |
Многоприставочные глаголы | |
Сокращение словосочетания до слова | Елки на носу… |
Повторение слов | А он все звонит и звонит |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Междометия | Ну взял. Ну да,
забавный такой...
Не-е. |
Частицы | И как же попали в сериал. Я не отвечаю на чужие звонки. А нужны ли вам молодые люди? |
Частое использование местоимений | В общем совершенно случайно я попал на этот кастинг и не устроил абсолютно никого. Дали текст - и весь день читал, то с одной партнершей, то с другой. Меня не отпускали, не потому что понравился, а потому, что раз уж пришел... |
Преобладание глагола над существительным. | Я не отвечаю на чужие звонки. А он все звонит и звонит. Ну взял. Оказывается, Катю приглашают на кастинг в московский сериал. |
Переносное использование временных форм глагола | попали в сериал; живем на съемочной площадке; съели друг друга… |
Глаголы многократного, однократного и ультрамгновенного действия | |
Звательный падеж | |
Множественное число вместо единственного и наоборот | |
Именительный падеж имени | Виктор Логинов, извинился Виктор, Гена любит… |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Особый способ номинации – с помощью словосочетаний, обозначающих отдельные признаки предмета | пригласили в Ульяновск одного из самых популярных персонажей - и актёров - нашего бытия. |
Глагольные номинации | |
Преобладание простых предложений | Снимаем три серии в неделю. Практически живем на съемочной площадке. С утра до поздней ночи. Каждая серия - 32 страницы текста. И весь этот текст нужно сделать своим. |
Односоставные предложения | История забавная. Говорят в сериалах - бешеный режим... |
Неполные предложения | Регби. Хоккей. И живой. Не-е... Обаятельный. Умный. Сексапильный. |
Слова-предложения, выражающие согласие или несогласие | Не-е. Ну да,
забавный такой…
- А кто вам сказал, что Гена не мачо? |
Междометные фразы | Не-е… Господи, вы такой стройный! Ну да, забавный такой... |
Инверсия | Целую неделю ко мне приставали друзья и коллеги. И вдруг однажды в автомобиле зазвонил телефон… |
Парцелляция | При этом - очень жесткий вид спорта. И живой. |
Разрывы предложений разного рода вставками | В отличие от Гены - Виктор Логинов не пьет пива, любит женщин - всех. Футбол - болею за «Зенит»… |
Бессоюзные сложные предложения | Мы очень
любим этих персонажей, они заряжают
нас жизненной силой.
А регби вообще один из самых интеллигентных видов спорта - в нем не допускается обсуждения судейских решений, грубости на поле. |
Незаконченные предложения | - Ну да, забавный
такой...
- Говорят в сериалах - бешеный режим... |
Коммуникативные качества речи | Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества |
-
Точность
- Ясность - Логичность - Чистота - Богатство и разнообразие - Выразительность - Уместность - Краткость речи - Полнота речи |
Точность.
Достигается использованием однозначных
выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической
сочетаемостью, поэтому текст понятен
и достоверен: Телевизор
прибавляет 7 килограмм -
научно доказанный факт.
Логичность. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, поэтому изложение непротиворечиво и последовательно: И вдруг однажды в автомобиле зазвонил телефон. Телефон принадлежал моей спутнице, которая ненадолго вышла из машины. Я не отвечаю на чужие звонки. А он все звонит и звонит. Ну взял… Богатство и разнообразие. Наличие в изложенном тексте разнообразных слов (из разных стилей, разной окраски) и конструкций (простой структуры и сложной) делает его более интересным: На другой день позвонили - попробуйте еще раз. Я не выдержал: ребята, так не пойдет. Либо платите мне 15 копеек за пробы, либо попрощаемся. На третий день заявляют - возможно вызовем на пробы в Москву. Состояние колбасное.... Выразительность. Наличие выразительных средств языка, например эпитетов (бешеный режим...), сравнений (При этом друг друга видим больше, чем свои семьи. Если бы у нас возникали конфликтные ситуации, мы бы, как пауки в банке, давно бы съели друг друга. Он такой тёплый, намного теплее янтаря.), умолчания, которое используется в ситуациях, когда собеседник или читатель сам догадывается о продолжении мысли говорящего (- Ну-у...) делает текст богаче, интереснее. Уместность. Использование в коммуникации подходящих в данный момент средств речи ведет к достижению поставленной цели и положительному исходу коммуникации: Господи, вы такой стройный! Не могу не спросить - вы с детства хотели стать артистом? Краткость речи. Позволяет вместить в пределы одной фразы максимум необходимой информации: Простите, опоздал, - извинился Виктор. - Не мог пройти мимо памятника вашему симбирциту - в него влюбился. |
АНТОН ПАВЛОВИЧ
ЧЕХОВ «ПАПАША» (отрывок). Приложение 4
Сфера употребления | художественная литература, мемуары |
Основные признаки | Характерные
черты: образность, эмоциональность,
конкретность,
предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства: - тропы - обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;- фигуры речи:
анафора, антитеза, градация, инверсия,
параллелизм, риторический
|
Подстиль | |
Жанр | роман, повесть, рассказ, драма, стихи |
Языковые особенности | Примеры из текста |
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Звукопись:
Аллитерация,ассонанс |
|
Идеофоны | |
Ритм | |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Конкретные имена существительные | Сельдь, мамаша, кабинет, жук, папаше, колен, горничная, портьеру; |
Многозначные слова | Класс, гребень, свет… |
Семантическое преобразование языковой единицы | |
Оживление внутренней формы слова | |
Тропы:
Метафоры, Олицетворения, Символы, Сравнения, Метонимия, Синекдоха, Эпитеты, Перифразы, Гипербола, Литота |
Выпороть нужно, вывел двойку, спорхнула горничная, учительша вспыхнула, как голландская сельдь, , как жук, как собака на тарелку… арифметик Слово твердо, лебединым шагом, цивилизованного мужа, нетерпеливое движение, жестом взбешенного трагика, маленьким слабостям… сделал нетерпеливое движение, пожалеть единственного сына, поводил у себя по лысине гребнем… Дорого ты стоишь мне, Ариадна!.. Слышал тысячу раз уж! становился совершенным идиотом… с быстротою молнии шмыгнула… маленьким слабостям |
Синонимы | поставить – вывел, приказать – принудь, сходить – шляться, поднялась – спорхнула, взвизгнула – крикнула, нахмурился – насупился, бросилась – шмыгнула… |
Индивидуально-авторские слова (окказионализмы) | |
Слова разговорной и просторечной окраски | Пампушка, шмыгнула, позаняться, душенька, скверно, вот что-с !Боже мой! Ну, так что ж? |
Слова, содержащие положи-тельную или отрицательную оценку обозначаемых явлений | Для меня это очень лестно; допустишь, коли негодяй скверно учится; Это ужасно! |
Фразеологизмы | Дорого ты стоишь мне; Слово твердо; Слышал тысячу раз уж! |
Трансформация фразеологизмов | Ты мне дёшево стоишь, но я тебя дорого ценю! |
Диалектизмы | |
Жаргонизмы | Шляться, совершенным идиотом, богачами да подлипалами, учительша, служака… |
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Уменьшительно-ласкательные и увеличительные суффиксы | Мамаша, папаше, пампушка, сынок… |
Окказиональные образования | |
Повторение слов | Спорхнула горничная, мамаша спорхнула. Интрига, интрига!… |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Частое использование местоимений | — Пампушка,— сказала она, садясь на папашины колени,— я пришла к тебе, мой родной, посоветоваться. Утри свои губы, я хочу поцеловать тебя. |
Преобладание глагола над существительным. | И видел, как учительша бросилась на шею к учителю и сказала: «Прости меня! Ты мне дёшево стоишь, но я тебя дорого ценю!» |
Переносное использование временных форм глагола | с колен папаши спорхнула горничная, а учительша вспыхнула, Софья Николаевна нашла, что сын наш похож на Париса! |
Множественное число вместо единственного и наоборот | |
Употребление причастий | |
Преобладание слов определенных частей речи | Сынок рассердился,
нахмурился, насупился и сказал;
Мамаша спорхнула
с колен папаши, и ей показалось,
что она лебединым шагом |
Отступления от грамматических норм | Здоровы-с , служака, пампушка… |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
Стилистические
фигуры:
Анафора, Эпифора, Градация, Инверсия, Многосоюзие, Бессоюзие, Оксюморон |
Наш сын так хорош, так умён, так красив... и ей показалось, что она кокетливо нахмурила бровки; и ей показалось, что она лебединым шагом направилась к креслу. Наш сын так хорош, так умён, так красив... При входе её с колен папаши спорхнула горничная и шмыгнула за портьеру; Я вижу, что я тебе в тягость, но потерпи... Сын наш, нечего скромничать, так развит, что невероятно, чтобы он не знал какой-нибудь глупой арифметики. Он всё прекрасно знает, в этом я уверена! Утри свои губы, я хочу поцеловать тебя. глупой арифметики |
Ряды однородных членов | Наш сын так
хорош, так умён, так красив...
Папаша повернулся к столу, нагнулся к какой-то бумажке и искоса, как собака на тарелку, посмотрел на портьеру. Папаша сконфузился, растерялся, ни к селу ни к городу запел какую-то песню и сбросил с себя сюртук... |
Восклицательные предложения | Боже мой! Как вы все, отцы, беспечны! Это ужасно! Пампушка, да будь же хоть отцом наконец, если не хочешь... не можешь быть мужем! |
Преобладание простых предложений | Мамаша взвизгнула и жестом взбешенного трагика указала на портьеру... Папаша сконфузился, растерялся, ни к селу ни к городу запел какую-то песню и сбросил с себя сюртук... Он всегда терялся и становился совершенным идиотом, когда мамаша указывала ему на его портьеру. Он сдался. Позвали сына и потребовали от него слова. |
Односоставные предложения | Можно ли мужчине
сидеть в третьем классе?
Некогда мне шляться. Ведь его не допустят к экзамену! |
Неполные предложения | Честь имею рекомендоваться... Не из безызвестных, как видите... Тоже служака... Ха-ха-ха! |
Вводные
конструкции эмоционально- |
|
Инверсия | При входе её с колен папаши спорхнула горничная... |
Парцелляция | Не из безызвестных, как видите... Тоже служака... |
Прием параллелизма (сходное строение частей текста) | Тонкая, как голландская сельдь, мамаша вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашлянула. |
Период | |
Повтор | Интрига, интрига! — Папочка, я не уйду... я не уйду! |
Вставные конструкции | Сын наш, нечего скромничать, так развит... |
Присоединительные конструкции | |
Бессоюзные сложные предложения | Утри свои губы, я хочу поцеловать тебя. Он всё прекрасно знает, в этом я уверена! |
Незаконченные предложения | — Вот что, папочка... Ну, ну, не буду... Ежели б поменьше баловался да побольше учился...Сядь-ка, мать моя, на стул... |
Риторический вопрос | |
Коммуникативные качества речи | Примеры из текста и комментарии по поводу важности качества |
-
Точность
- Ясность - Логичность - Чистота - Богатство и разнообразие - Выразительность - Уместность - Краткость речи - Полнота речи |
Точность.
Достигается использованием однозначных
выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической
сочетаемостью, поэтому текст понятен
и достоверен: Ведь
его не допустят к экзамену!
Логичность. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, поэтому изложение непротиворечиво и последовательно: Папочка, ты должен сходить к учителю арифметики и приказать ему поставить нашему сыну хорошую отметку... Ты ему должен сказать, что сын наш хорошо знает арифметику, что он слаб здоровьем, а потому и не может угождать всякому. Богатство и разнообразие. Наличие в изложенном тексте разнообразных слов (из разных стилей, разной окраски) и конструкций (простой структуры и сложной) делает его более интересным: — Шарлатан он, вот что-с! Ежели б поменьше баловался да побольше учился... Сядь-ка, мать моя, на стул... Не думаю, чтоб тебе удобно было сидеть на моих коленях. Выразительность. Наличие выразительных средств языка, например эпитетов (слово твердо, лебединым шагом, цивилизованного мужа...), сравнений (как собака на тарелку) делает текст богаче, интереснее. Уместность. Использование в коммуникации подходящих в данный момент средств речи ведет к достижению поставленной цели и положительному исходу коммуникации: — Пампушка,— сказала она, садясь на папашины колени,— я пришла к тебе, мой родной, посоветоваться. Краткость речи. Позволяет вместить в пределы одной фразы максимум необходимой информации: Каких только вещей не увидишь и не услышишь, вошедши без доклада! |