«Барьеры» в педагогическом взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 02:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение затруднений педагогического общения учителя (педагога) с учеником (студентом). Из настоящей цели вытекают следующие задачи:

1). Проанализировать понятие общение.

2). Выявить общие характеристики затруднений в общении.

3). Рассмотреть основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

Работа состоит из  1 файл

курсач по педегогике.docx

— 48.52 Кб (Скачать документ)

Введение 

   Педагогическое  общение, в частности, проблема отношений  была предметом изучения еще в  прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля  взаимодействия между педагогом  и обучаемым, как показал анализ педагогических журналов, ставился еще  в 60-е годы 19 века. Наиболее плодотворными  периодами активной разработки альтернативных авторитарно-административному стилю  общения концепций 20 века были: 20-е  г., конец 50-х - начало 60-х г. (Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина), вторая половина 80-х г. (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина).

   Распространенным  сегодня является понимание педагогического  общения как отношение педагога к ученикам (Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, А.А. Русалинова, Т.С. Семенова). Побуждение к выбору стиля общения (как и  стиля деятельности), как утверждает В.С. Мерлин в своих последних  работах, исходит из высших иерархических  уровней интегральной индивидуальности. Выбор стиля профессиональной деятельности объясняется, прежде всего, организацией внешней среды: профессиональной деятельности и пространством взаимодействующих  субъектов, а затем личностными  особенностями общающихся.

   Цель  курсовой работы: изучение затруднений  педагогического общения учителя (педагога) с учеником (студентом). Из настоящей цели вытекают следующие  задачи:

   1). Проанализировать понятие общение.

   2). Выявить общие характеристики  затруднений в общении.

   3). Рассмотреть основные области  затруднения в педагогическом  взаимодействии.

   Объект  исследования: особенности педагогического  взаимодействия.

   Предметом исследования: выявление затруднений  педагогического общения с учениками (студентами).

   Методы  исследования: изучение и анализ современного состояния проблемы в теории по литературным источникам.

   Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав,

заключения, списка используемых источников. 
 
 
 
 
 
 

      1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
 

                  1.1.Общая характеристика затруднений в общении. 

   Категория общения является базовой для  социальной и психологической науки. Социологическая концепция обосновывает общение, как способ осуществления  внутренней эволюции или поддержание  статуса социальной структуре общества, социальной группы в той мере в  какой это эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества.

     В процессе совместной деятельности  люди вступают в определенные  виды межличностных отношений,  при этом между ними возникают  конкретные отношения, устанавливаются,  как нормативное, так и психологическая  сторона их контактов. Осуществляется  координация, согласования индивидуальных  целей отдельного человека со  всей системой коллективных действий  в достижении поставленных задач.  Общение при этом выступает  как средство формирования, общности  индивидов, выполняющих совместную  деятельность.

   Под общением следует понимать форму  социального взаимодействия людей, в которой осуществляется обмен  мыслями и чувствами, мотивами и  действиями по средствам знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания  и согласования совместной деятельности. 

   Виды  общения:

    • Формально-рулевое;
    • Деловое;
    • Интимно-личностное;
    • Светское;
    • Воспитательное;
    • Инструментальное;
    • Целевое;
    • Диагностическое.

   Формы общения:

  1. По средствам общения может быть.
  • Непосредственное;
  • Опосредованное;
  • Прямое и косвенное.
  1. По содержанию.
  • Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;
  • Когнитивное – обмен знаниями;
  • Кондиционное – обмен физическими состояниями;
  • Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями;
  • Деятельное – обмен действиями, операциями обмена навыками.
  1. По длительности: кратковременное и длительное.
  1. По степени завершенности: законченное и прерванное (незаконченное).
  2. По контингенту участников и количеству каналов двусторонней связи: различают межличностное, личногрупповое, межгрупповое, массовое (социально ориентируемое), внутриличностное общение.

   Массовое  общение – множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также  коммуникации, опосредование различными видами средств массовой информации.

   Межличностное общение связано с непосредственным контактом людей в группах  или парах. В социальной психологии выделяют 3 типа межличностного общения:

  1. Императивное авторитарное директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям и решениям. В этом случае партнер по общению рассматривается, как объект воздействия. Он выступает пассивной стороной. Конечная цель такого общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, требования. Существует ряд сфер деятельности, где использование императивного общения является достаточно эффективным (экстремальные ситуации).
  2. Манипуляция - тип межличностного общения, при котором воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений осуществляется скрытно, как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнёра по общению, стремление добиваться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферы разрешаемой манипуляции является бизнес и деловое общение вообще. В целом профессию педагога можно отнести к наиболее поддержанной манипулятивной деформации.
  3. Диалогическое общение – равноправие субъектное отношение имеющее целью взаимное познание самопознание партнеров по общению. Такое общение возможно в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений: а). наличие психологического настроя на актуальное психологическое состояние; б). использование без оценочного восприятия личности партнера; в). Восприятие партнера как равного, имеющее право на собственное мнение и решение; г). содержание общения должно включать проблему и нерешенные вопросы.

   Средства  общения:

    • Речь;
    • Система паралингвистическая и экстралингвистическая;
    • Оптико-кинетическая система знаков;
    • Система организации пространства и времени коммуникации;
    • Предметные, контактные, тактильные действия;
    • Ольфакторные.

   Структура и механизмы социальной перцепции: индентификация, каузальная атрибуция, рефлексия, аттракция, стеоритипизация.

   Социальная  перцепция – восприятие, изучение, понимание, оценка людьми соцмальных объектов. Механизмом межличностной перцепции  относятся: а). познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; б). познание и  понимание людьми друг друга (индетификация, эмпатия, аттракция, стереотилизация); в). Прогназирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

   Рефлексия—механизм  самопознания в процессе общения, в  основе которого лежит способность  человека представлять, то как он воспринимается партнером по общению, это уже  не просто знание или понимание другого, на знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс  зеркальных отношений друг друга.

   Индетификация—процесс неосознаваемого отождествления субъектом  себя с другим человеком, группой  людей, образом. Это один из самых  простых способов понимания другого  человека, т. е. уподобление себя ему.

   Эмпатия - сопереживание другому человеку, способность чувствовать то же, что  и собеседник, понимать его не "умом", а "сердцем".

   Аттракция - это искусство нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление. Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

   Каузальная  атрибуция—интерпритация субъекта своего восприятия причин и мотивов  поведения других людей полученное на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего путем приписывания личности группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия, а как бы домысливаются им.

   Сложной, педагогически значимой проблемой  педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в диалога  и публичном общении обсуждалось  еще в риторике древнего мира, например в упомянутом трактате Цицерона, эта  проблема изучается в качестве объекта  специального исследования в контексте  коммуникативно-информационных теорий, социально-психологической теории и когнитивной психологии с середины нашего столетия.

   В педагогической деятельности затруднения  в процессе взаимодействия между  учителем (преподавателем) и учениками (студентами) и между учениками (студентами) внутри класса (группы) исследуется  достаточно интенсивно с целью определения  факторов, влияющих на них, вызывающих их причин. Изучается также значение этих затруднений для учебной  деятельности. Отметим, что «затруднение», «барьер» общения — это субъективное образование, переживание субъектом  некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. Поэтому то, что вызывает затруднение у одного человека, может быть даже не замечено другим.

   Затруднение в общении (в деятельности) — это  субъективно переживаемое человеком  состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его  действий, непонимание текста (сообщения), непонимание партнера, изменения  коммуникативной ситуации собственного психического состояния и т. д. Затруднения  выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности  их продолжения. С учетом того, что  возникновение в процессе деятельности затруднения и его осознание, объективация есть одно из условий  возникновения проблемной ситуации, которая является предпосылкой и  основой возникновения и движения мысли, в педагогической деятельности оно может рассматриваться и  как фактор активации интеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых средств и способов выхода из создавшейся «затрудняющей» ситуации. Соответственно выделяют позитивную и негативную функции затруднения (трудности) в процессе педагогического  общения. 

                                   1.2.Функции затруднения. 

   Позитивная  функция затруднения «…имеет  два значения: а) индикаторное (привлечение  внимания учителя; например, внимательному  учителю на его трудности укажут ошибки его учеников); б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности учителя при анализе и преодолении  затруднений, приобретение опыта)». Показательно в этом плане двойственность позиции  учителей относительно ошибки как следствия  неадекватного решения сложной  педагогической или коммуникативной  задачи. Одни считают недопустимыми  ошибки в этой деятельности, другие рассматривают их как необходимый  и неизбежный элемент.

   В то же время А. К. Маркова фиксирует  и негативную функцию затруднения, также имеющую два значения: «а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений  или наличия неудовлетворенности  собой, например заниженной самооценки) и б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из школы или из профессии)».

Информация о работе «Барьеры» в педагогическом взаимодействии