Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 02:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение затруднений педагогического общения учителя (педагога) с учеником (студентом). Из настоящей цели вытекают следующие задачи:
1). Проанализировать понятие общение.
2). Выявить общие характеристики затруднений в общении.
3). Рассмотреть основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Введение
Педагогическое
общение, в частности, проблема отношений
была предметом изучения еще в
прошлом веке. Так, например, вопрос
об установлении сотрудничающего стиля
взаимодействия между педагогом
и обучаемым, как показал анализ
педагогических журналов, ставился еще
в 60-е годы 19 века. Наиболее плодотворными
периодами активной разработки альтернативных
авторитарно-административному
Распространенным
сегодня является понимание педагогического
общения как отношение педагога
к ученикам (Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский,
А.А. Русалинова, Т.С. Семенова). Побуждение
к выбору стиля общения (как и
стиля деятельности), как утверждает
В.С. Мерлин в своих последних
работах, исходит из высших иерархических
уровней интегральной индивидуальности.
Выбор стиля профессиональной деятельности
объясняется, прежде всего, организацией
внешней среды: профессиональной деятельности
и пространством
Цель
курсовой работы: изучение затруднений
педагогического общения
1).
Проанализировать понятие
2). Выявить общие характеристики затруднений в общении.
3). Рассмотреть основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Объект исследования: особенности педагогического взаимодействия.
Предметом
исследования: выявление затруднений
педагогического общения с
Методы исследования: изучение и анализ современного состояния проблемы в теории по литературным источникам.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения,
списка используемых источников.
1.1.Общая характеристика затруднений в
общении.
Категория
общения является базовой для
социальной и психологической науки.
Социологическая концепция
В процессе совместной
Под
общением следует понимать форму
социального взаимодействия людей,
в которой осуществляется обмен
мыслями и чувствами, мотивами и
действиями по средствам знаковых (языковых)
средств в целях
Виды общения:
Формы общения:
Массовое
общение – множество
Межличностное
общение связано с
Средства общения:
Структура и механизмы социальной перцепции: индентификация, каузальная атрибуция, рефлексия, аттракция, стеоритипизация.
Социальная
перцепция – восприятие, изучение,
понимание, оценка людьми соцмальных объектов.
Механизмом межличностной перцепции
относятся: а). познание самого себя (рефлексия)
в процессе общения; б). познание и
понимание людьми друг друга (индетификация,
эмпатия, аттракция, стереотилизация);
в). Прогназирование поведения
Рефлексия—механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, то как он воспринимается партнером по общению, это уже не просто знание или понимание другого, на знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга.
Индетификация—процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим человеком, группой людей, образом. Это один из самых простых способов понимания другого человека, т. е. уподобление себя ему.
Эмпатия
- сопереживание другому
Аттракция - это искусство нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление. Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Каузальная
атрибуция—интерпритация
Сложной,
педагогически значимой проблемой
педагогической психологии, психологии
общения является проблема затруднений,
или «барьеров» общения, с которыми
человек сталкивается в деятельности,
в общении. Хотя само явление трудностей
понимания, интерпретации высказывания
(текста) и его порождения в диалога
и публичном общении
В педагогической деятельности затруднения в процессе взаимодействия между учителем (преподавателем) и учениками (студентами) и между учениками (студентами) внутри класса (группы) исследуется достаточно интенсивно с целью определения факторов, влияющих на них, вызывающих их причин. Изучается также значение этих затруднений для учебной деятельности. Отметим, что «затруднение», «барьер» общения — это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. Поэтому то, что вызывает затруднение у одного человека, может быть даже не замечено другим.
Затруднение
в общении (в деятельности) — это
субъективно переживаемое человеком
состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого
(планируемого) общения вследствие
неприятия партнера общения, его
действий, непонимание текста (сообщения),
непонимание партнера, изменения
коммуникативной ситуации собственного
психического состояния и т. д. Затруднения
выявляются в форме остановки, перерыва
деятельности, самого общения, невозможности
их продолжения. С учетом того, что
возникновение в процессе деятельности
затруднения и его осознание,
объективация есть одно из условий
возникновения проблемной ситуации,
которая является предпосылкой и
основой возникновения и
1.2.Функции затруднения.
Позитивная
функция затруднения «…имеет
два значения: а) индикаторное (привлечение
внимания учителя; например, внимательному
учителю на его трудности укажут
ошибки его учеников); б) стимулирующее,
мобилизующее (активизация деятельности
учителя при анализе и
В
то же время А. К. Маркова фиксирует
и негативную функцию затруднения,
также имеющую два значения: «а)
сдерживающее (в случае отсутствия
условий для преодоления
Информация о работе «Барьеры» в педагогическом взаимодействии