Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 02:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение затруднений педагогического общения учителя (педагога) с учеником (студентом). Из настоящей цели вытекают следующие задачи:
1). Проанализировать понятие общение.
2). Выявить общие характеристики затруднений в общении.
3). Рассмотреть основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Отмечается,
что чистые типы акцентуации встречаются
редко, чаще встречаются смешанные
типы и типы с неявно выраженной
акцентуацией. Однако очевидно, что
акцентуированность в любом случае
проявляется в характере
Затруднения
в общении, связанные с самой
педагогической деятельностью педагога
и учебной деятельностью
Педагогические
затруднения первого
В.
А. Кан-Калик, А. К. Маркова отмечали,
что затруднения в обучающей
деятельности могут быть вызваны, во-первых,
тем, что один используемый способ никак
не связан с другими; во-вторых, учитель
использует несколько способов, не
связанных между собой; в-третьих,
применяемый метод обучения не соответствует
возможностям обучающихся; в-четвертых,
он не соответствует индивидуально-
Трудности
воспитательного воздействия
Педагогические
затруднения этого направления
связаны с неумением учителя (преподавателя)
корректировать собственные действия
в соответствии с собственными субъективными
особенностями. Эти затруднения
вызваны недостатком
Затруднения
третьего направления связаны с
коммуникативным
Объединим выделенные В. А. Кан-Каликом восемь наиболее типичных барьеров педагогического общения в три группы:
Барьеры
первой группы преодолеваются опытом
работы учителя, повышением его профессионализма.
Барьеры второй группы, вызванные
явлением социальной апперцепции как
обусловленности восприятия, понимание
социальной среды прошлым опытом,
требуют их объективации, т. е. осознания
объекта затруднения и
Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя (преподавателя). Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятия), совпадение ценностных ориентаций или их расхождения, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое другое могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения. Известно, что межличностные отношения, совпадающее с основным репертуаром ролей конвенциальных отношений, усиливают эффективность деятельности, тогда как их внутреннее расхождение ведет к ее нарушению.
Важной
межличностной особенностью партнера,
вызывающей затруднения в общении,
является доминирование того или
другого личностного состояния
у каждого из них. Согласно Э. Берну,
в структуре сознания личности каждого
человека существует три состояния:
«Родитель», «Взрослый», «Дитя». При
этом первое — «Родитель» — выявляться
двояко: либо в контролирующее-авторитарной
функции, либо в помогающее-попечительской.
Э. Берн приводит вербальные и невербальные
характеристики каждого из трех состояний
и примеры взаимодействия людей,
находящихся в одном и том
же либо в разных состояниях. Для
педагогической деятельности в силу
ее обучающее-воспитывающего характера
состояние «Родитель» является достаточно
созвучным. Ролевое предписание
педагога и характеристика «Родителя»
во многом совпадают. Они включают оценку
разрешение, объяснение, порицание. Это
те действия, которыми являются общими
для педагога и родителя. Однако
они приемлемы в педагогическом
процессе только в отношении педагог
(«Родитель») — ученик(«Дитя»). Если
же в роли ученика выступает «Взрослый»,
характеристикой которого является
понимание, логичность, рассудительность,
контактность, самостоятельность принятие
решения, то в общении возникает
обоюдное затруднение. Естественно, что
оптимальным вариантом для
Отмечается, что затрудненность общения, обусловленная фактором межличностных отношений, обнаруживается в форме изменения стилей делового общения, симуляции несогласия, предномереной дезинформации партнера, ухода от делового общения и т. д. Среди многих факторов, затрудняющих общение (характер межличностных отношений, индивидуально-психологические особенности, включенность в деятельность, особенности ситуации взаимодействия) именно межличностные отношения статистически значимо занимают первое место.
Затруднения
общения, возникающие в отношениях
«учитель — ученик» и «ученик
— ученик» оцениваются самими
участниками общения и другими
людьми по-разному. Так, оценка затруднений
общения учителем и учениками
не совпадает (по номенклатуре и ранговому
месту). Если учителя считают, что
наибольшие затруднения в схеме
«учитель — ученик» вызывают индивидуальные
особенности партнеров общения,
то ученики на первое место среди
причин затруднения в таком общении
ставят особенности участия в
деятельности. При этом, характеризуя
в целом условия совместной учебной
деятельности, исследователи отмечают,
что основные затруднения связаны
прежде всего с межличностными отношениями,
затем с индивидуально-
Более
90% оценок учеников и учителей по поводу
их контактности не совпадают. Ученики
оценивают педагогов как
Исследования
педагогического общения
Л. А. Поварницыной были выделены шесть групп трудностей общения студентов. В первую вошли трудности, связанные с неумением студентов вести себя, незнанием того, что и как сказать. Трудности второй группы вызваны непониманием партнера общения, т. е. недостаточной сформированностью собственного персептивной стороны общения. Третья группа состоит из трудностей, вызванных тем, что говорящего не понимает и не принимает партнер общения. Трудности общения в четвертой группы обусловлены чувством смущения, неловкости, неуверенности, испытываемым говорящим. Трудности пятой группы связаны с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру. Шестая группа включает трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением. На этой основе автор анализирует особенности общения студентов в разных социальных сферах, в зависимости от курса (с первого по третий) и от других факторов. Было показано, что в общении со взрослыми студенты реже испытывают трудности непонимания партнера общения (14,2%) и очень часто (29,6%) — трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием предмета общения. В общении студентов со сверстниками легче преодолеваются трудности второй и третьей групп. Показательно, что по мере перехода от первого курса к третьему затруднения в общении с родителями, родственниками сохраняются, тогда как в общении с неизвестными людьми наблюдается резкое снижение затруднений.
Анализ
основных областей затруднений в
общении, в деятельности показывает,
что они изменяют саму ситуацию общения.
Противоположные цели, интересы, позиции,
средства, способы деятельности, сталкиваясь,
создают конфликт, изучаемый не только
специальными разделами психологии,
но целой наукой конфликтологией, к
которой и отсылаем заинтересованного
читателя. Здесь же необходимо отметить,
что при групповом
2.3.
Способы и приемы борьбы и контроля в области
психологических затруднений общения
педагога с учащимися.
Затруднения
одного участника общения влияют
не только на сам этот процесс, на деятельность
того, кто испытывает эти затруднения,
на ситуацию, но и на других партнеров
общения, в частности по каналам
обратной связи, и на находящегося в
этой ситуации педагога. Педагог либо
преодолевает трудности, продолжает общение
и деятельность либо, испытывая чувство
дискомфорта, создает новую коммуникативную
ситуацию и новые формы деятельности,
испытывая неловкость за недостаточность
подготовки, организация, учета особенностей
коммуникативной ситуации, либо занимает
внешнеобвинительную позицию, изменяя
в ряде случаев адекватность оценки
окружающей деятельности. Было показано,
что есть положительная значимая
связь между количеством
Заключение
Таким образом, педагогическое общение представляет собой многостороннее и многофункциональное явление, характер которого определяет само учебное взаимодействие и сотрудничество учителя и учеников. Рассмотренные, выше, стороны общения по своей сути могут являться пусковыми механизмами, запускающими в действие психологические барьеры между учениками и учителями на уроках, и вызывать затруднения в педагогической деятельности.
Информация о работе «Барьеры» в педагогическом взаимодействии