«Барьеры» в педагогическом взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 02:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение затруднений педагогического общения учителя (педагога) с учеником (студентом). Из настоящей цели вытекают следующие задачи:

1). Проанализировать понятие общение.

2). Выявить общие характеристики затруднений в общении.

3). Рассмотреть основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

Работа состоит из  1 файл

курсач по педегогике.docx

— 48.52 Кб (Скачать документ)

     Барьер  в общении - это субъективно переживаемое человеком состояние сбоя в реализации прогнозируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его  действий, непонимания текста (сообщений), непонимания партнера, изменения  коммуникативной ситуации, собственного психического состояния. Барьеры выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения.

     Барьеры в педагогической деятельности могут  рассматриваться как фактор активации  интеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых средств  и способов выхода из создавшейся  затрудняющей ситуации.

     Затруднения, или барьеры, выполняют следующие  функции: Позитивная функция: 1)индикаторная (привлечение внимания учителя); 2) стимулирующая, мобилизующая (активация деятельности учителя при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта). Негативная функция: 1) сдерживающая (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворенности собой, например, заниженной самооценки); 2)деструктивная (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из профессии).

     Сложности, препятствия в совместной деятельности, ощущения, осознаваемые его субъектами как затруднения, барьеры, проявляются  в поведении, "неадекватном" ситуации общения и характеру деятельности, особенностях установления и поддержания  контакта, уровне психологического комфорта, эмоциональном самочувствии.

     Психологические барьеры в общении между учениками и учителями на уроке являются отражением всех особенностей партнеров общения, характера общения, особенностей коммуникативной ситуации и самого взаимодействия людей.

     Чаще  всего в качестве причины коммуникативных  затруднений выступают индивидуально-психологические  особенности партнеров общения, как учителя, так и учеников.

     Однако  возникновение психологических  барьеров можно соотнести с умением корректировать собственные действия педагога. Эти  барьеры вызваны недостатками самоконтроля, самокоррекции, как проявлением недостаточной личностной и предметно-профессиональной и деятельностной саморегуляции. Это выражается, в частности, в том, что у учителя «недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика и влиять на него, не умеет связать пробелы в обучении и воспитании учащихся с недостатками своей собственной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  используемых источников 

  1. Кан-Калик  В. А. Учителю о педагогическом общении. Москва 1987 г.
  2. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Минск 1990 г.
  3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение// Педагогика и психология. Москва 1979 г. №3.
  4. Маркова А. К. Психология труда учителя. Москва 1993 г.
  5. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. Москва 1994 г.
  6. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. Москва 1989 г.
  7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. М., изд-во "Владос", 1999
  8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Р-н-Д., - 2009.
  9. Поварницына Л.А.  Психологический анализ трудностей общения. М., 1987
  10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога- 2. Москва. - 2001.
  11. Русецкий В. Ф. Культура речи учителя. Минск.- 1999.
  12. Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. Москва. - 2001.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

"Минский  государственный высший радиотехнический  колледж" 
 

Кафедра психолого-педагогических дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Барьеры» в педагогическом взаимодействии 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу "Педагогика" 
 
 
 
 

                                                                                                               Исполнитель:                                                                                                            Фроленкова К. В., студентка

                  3 курса группы 7281

                  Отделения «Электроники» 

                  Научный руководитель:

                  Слабухо И. В., ассистент кафедры психолого-педагогических дисциплин 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                                                     Минск 2010

Информация о работе «Барьеры» в педагогическом взаимодействии