Беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во 2 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во втором классе.
Для овладения важными для педагогической деятельности умениями и навыками развитой речи необходимо опираться на теорию развития речи.
Дети должны учиться образцовой речи на образцовых примерах. Но и речь учителя должна быть правильной, выразительной, эмоциональной и четкой, что требует от будущего учителя младших классов овладения всем комплексом знаний по стилистике и культуре речи.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

     Введение. 

     Речевая культура нужна будущему учителю  начальной школы как одно из главных  условий эффективности воздействия  на разум и чувства ребёнка. Она  ставит своей задачей обеспечить сознательное усвоение богатства русского языка, способствовать развитию речевой культуры и языковой интуиции. Необходимо развивать речь учащихся, так как с помощью речи дети могут читать, решать задачи, мыслить и общаться с людьми. В наше время дети читают хуже, медленнее, в связи с этим качество чтения тоже становится хуже. Поэтому учителю начальных классов приходится проводить с детьми дополнительные занятия по чтению. Одной из проблем чтения младших школьников является беглость чтения. Это может быть вызвано тем, что дети мало читают. Ведь благодаря чтению развивается речь. И чем больше ребенок будет читать, тем грамотнее будет его речь. Данная тема является актуальной в наше время, так как дети читают мало и медленно.

     В связи с актуальностью темы появляется проблема – повышение беглости чтения, как одного из компонентов полноценного навыка чтения.

     Цель  исследования: беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во втором классе.

     Для овладения важными для педагогической деятельности умениями и навыками развитой речи необходимо опираться на теорию развития речи.

     Дети  должны учиться образцовой речи на образцовых примерах. Но и речь учителя  должна быть правильной, выразительной, эмоциональной и четкой, что требует от будущего учителя младших классов овладения всем комплексом знаний по стилистике и культуре речи.

     В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у школьников навыков и умений. В связи с требованиями усиления подготовки учащихся к  полноценному развитию своей личности этот вопрос в современной школе приобретает особо острую актуальность. Проблемам формирования навыков и умений посвящали свои исследования многие психологи и дидакты. Они внесли значительный вклад в теорию и практику навыков и умений. Но в общедидактическом плане в этом вопросе еще много неясного.

     Что же называется навыком?

     Навыки - автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. Когда человек  читает письмо или книгу, он задумывается над содержанием того, о чем читает, а не над орфографией каждого слова.

     Если  дети будут читать быстро, то они  смогут переработать большой объем  информации.

     Предмет: процесс обучения детей на уроках литературного чтения.

    Объект: беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения.

Гипотеза:

     В связи с этим мы формулируем задачи:

    1. Изучить научно-популярную и методическую литературу по теме исследования.

    2. Изучить возрастные и психолого-педагогические  особенности детей второго класса.

    3. Проанализировать влияние беглости на повышение качества чтения у учащихся второго класса.

    4. Выявить эффективные методы и приемы  работы над беглостью чтения.

    4. Апробировать данную работу на  практике. Дать методические рекомендации  о  значении беглости, как одного из компонентов полноценного навыка чтения учащихся второго класса.

    Методы  исследования.

    1. Теоретические: анализ теоретической литературы, сравнение,  обобщение, систематизация  знаний,  анализ результатов.

    2. Практические: педагогическое наблюдение, диагностика, эксперимент, подбор и анализ изученного материала, оформление ВКР.

    Структура ВКР:

     - введение;

     - две главы;

     - заключение;

     - список литературы;

     - приложение.

    Во  Введении обосновывается актуальность исследования, разработан научный аппарат.

    В I главе раскрыты теоретические основы беглости, как фактора формирования полноценного навыка чтения во втором классе.

    Во  II главе определены пути ознакомления родителей и детей с рациональным питанием.

    В Заключении сделаны выводы по итогам исследования.

    В Списке использованной литературы насчитывается более 25 источников.

 База эксперимента: Оренбургская область, г. Ясный, МОУ СОШ №3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Теоретическое обоснование по проблеме использования формирования беглости, как один из компонентов навыка чтения.

     1.1. Беглость, как качество навыка чтения.

     Литературное  чтение является одним из мощных средств  приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Для того, чтобы книга для детей  стала другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить с помощью книг приобретать знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

     В начальной школе навык чтения необходим для того, чтобы дети могли грамотно выражать свои мысли, писать, общаться с окружающими.

     Прежде, чем рассматривать сущность одного из качеств навыка чтения, определим, что же такое навык чтения. По мнению профессора Н. А. Рыбникова, навык чтения представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя непрерывную цепь психофизиологических действий и операций: «восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержанием; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и т. п.» И далее Н. А. Рыбников подчеркивает, что «весь этот сложный процесс осуществляется с точки зрения определенно поставленной цели, в соответствии с которой из этого сложного комплекса выдвигаются на первый план те или другие моменты. Там, где этот процесс оказывается адекватным поставленной цели, мы имеем и правильный конечный результат, т. е. правильное прочтение».

     Помня о сущности навыка чтения, учителю  следует ясно представлять себе систему  психологических характеристик  разного рода действий, которые составляют основу беглого восприятия чужого текста. Рассмотрим их.

     Как показывают исследования Т. Г. Егорова, движение глаз во время чтения идет скачками: глаз быстро перемещается от одной точки текста в другую. Скорость движения глаза настолько велика (от 0,01 до 0,03 секунды), что возможность чтения в этот момент совершенно исключена. Следовательно, процесс чтения осуществляется в момент остановок (фиксаций) глаза, продолжительность которых в 12-20 раз превосходит время движения глаз по строке. Число точек фиксаций глаз, как правило, не соответствует количеству слов текста, а сами эти точки могут приходиться на любую часть слова и даже на промежутки между словами. Количество фиксаций у начинающих обучаться чтению примерно в 3 раза больше, чем у опытных чтецов, а продолжительность – в два с половиной раза больше. Следовательно, скорость чтения увеличивается при уменьшении количества фиксаций и их продолжительности. Это первый методический вывод.

     При движении глаз отмечаются не только поступательные (слева направо), но и обратные движения, которые Т. Г. Егоров называет регрессиями. «Регрессии являются не чем иным, как поправкой, вносимой читающим в не совсем почему-либо удачные для восприятия текста передвижения его глаза». Регрессии не носят регулярного характера, их количество зависит от степени трудности читаемого текста, от важности прочитываемого текста и т. д. У ребенка, обучающегося чтению, количество регрессий примерно в 10 раз больше, чем у опытного чтеца. Сделаем второй методический вывод: скорость чтения увеличивается при сокращении количества регрессий.

     Как отмечает Т. Г. Егоров, «единицей восприятия текста является не буква и даже не слог, а целое слово», «скорость  восприятия слов у человека, владеющего навыком чтения, близка скорости восприятия отдельной буквы». Обучающийся чтению ребенок должен узнать все составляющие читаемое слово буквы, прежде чем прочитать это слово. Опытный чтец схватывает лишь общую конфигурацию только доминирующих букв, т. е. определяющих слово как целостный зрительный образ, при этом учитывается пространственное расположение букв в слове, длина читаемого слова. Сделаем третий методический вывод: скорость чтения увеличивается, если читающий будет ориентироваться не на отдельные буквы слова, а схватывать за одно  движение глаза слог, а затем и слово, если его образ уже знаком ребенку.

     Л. М. Шварц на основании специального исследования отмечает, что владеющий  навыком чтения, воспринимая текст, опирается больше на верхнюю часть  строки, чем на нижнюю. На основании  этого сделаем четвертый методический вывод: скорость чтения повысится, если с самого начала обучения чтению учить ребенка ориентироваться на верхнюю часть слова, строки.

     Процессы  чтения вслух и про себя являются качественно своеобразными, разница  между ними не может быть сведена к тому, что в одном случае имеют место моторные процессы, а в другом они отсутствуют. При чтении вслух, по данным Т. Г. Егорова, количество фиксаций на строку увеличивается на 6-33%, а количество слов на одну фиксацию сокращается на 14-30% по сравнению с чтением про себя. Следовательно, беглость чтения у ребенка будет увеличиваться, если одновременно с обучением чтению вслух его обучают чтению про себя. Это пятый методический вывод.

     Сделанные нами методические выводы будут положены в основу отбора приемов совершенствования беглости как качества навыка чтения.

     Существуют  определенные требования к беглости чтения. Нормальной, оптимальной беглостью  чтения считают такую, которая обеспечивает осознанность восприятия текста. К. Д. Ушинский отмечал, что полезно лишь такое беглое чтение, которое не расходится с пониманием. При определении оптимальной беглости чтения вслух следует ориентироваться на темп обычной речи ребенка. Следует помнить, что скорость чтения ребенка во многом зависит от его биологических (качество зрения, слуха) и психических (характер темперамента, быстрота реакций и т. д.) особенностей.

     Впервые требования к беглости чтения были определены для школы 1 ступени профессором  П. А. Афанасьевым в 1932 году. В современных  «Программах для начальной школы» указаны требования к типу чтения (беглости), установленные эмпирическим, опытным путем. Приведем их.

Программные требования к беглости чтения:

     Класс      Трехлетняя  начальная школа      Четырехлетняя начальная школа
     Чтение  вслух      Чтение  про себя      Чтение  вслух      Чтение про себя
     1

     2

     3

     4

     30-40 слов

     60-70 слов

     80-90 слов

      -

     Требования 

     не  определены

      -

     20-30 слов

     30-50 слов

     60-75 слов

     80-100слов

      -

      -

     70-90 слов

     100-140 слов

     Необходимо  отметить, что беглость чтения можно  развивать, интенсифицировать с  помощью специальных упражнений. Увеличение скорости чтения возможно на 50-100%, у отдельных людей – и более. Каждому учителю известно, что замедленный темп чтения – враг понимания текста. Экспериментально установлено, что если темп чтения у ребенка составляет менее 30-32 слов в минуту вслух и 45 слов в минуту про себя, он не может освоить содержание текста самостоятельно, без посторонней помощи (учителя, родителей). При переходе со строки на строку он теряет нужную строку, перечитывает одну и ту же несколько раз или пропускает ее, дочитывая предложения до конца, забывая его начало. Единственный выход для такого ребенка – заучивание текста, предложенного для чтения дома, наизусть.

     Этот  факт отметил В. А. Сухомлинский, который  писал, что чем больше медленно читающие дети читают, тем больше они тупеют. Такие дети обречены на зубрежку, ненависть к учебному труду.

Информация о работе Беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во 2 классе