Памятью
называют следовое психическое отражение
прошлого, заключающееся в запоминании,
сохранении и последующем воспроизведении
или узнавании ранее воспринятого, пережитого
или сделанного.
В
младшем школьном возрасте память,
как и все другие психические
процессы, претерпевает существенные
изменения, обусловленные качественными
преобразованиями мышления. Суть этих
изменений состоит в том, что память школьника
приобретает черты произвольности, становясь
сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший
школьник легче запоминает то, что
ярко, необычно, эмоционально значимо.
Легче
всего ребенку запомнить то, что
включено в его активную деятельность.
Младшие
школьники лучше запоминают наглядный
материал, чем словесный. В словесном
материале они лучше запоминают
названия предметов и труднее
абстрактные понятия. Ко 2 классу память
становится более продуктивным видом
деятельности.
Таким
образом, …
Мышлением
называется процесс отражения общих свойств
предметов и явлений, нахождения закономерных
связей и отношений между ними.
В
развитии мышления выделяют две стадии:
Во
втором классе мышление во многом похоже
на мышление дошкольника. Преобладает
наглядно-образное мышление. Именно по
этому в начальной школе так важен принцип
наглядности.
Младший
школьник умеет классифицировать, у
него формируется аналитико-синтаксический
тип деятельности.
Развитие
мышления зависит от мыслительных процессов.
У младших развит больше анализ,
чем синтез. Младшие школьники
начинают осознавать мыслительные процессы,
пытаются ими управлять, но не всегда
успешно.
Таким
образом,…
Воображением
называется познавательный процесс, который
состоит из создания новых образов, на
основе которых возникают новые действия
и предметы.
Воображение
проходит у младших школьников характеризуется
тем, что образы им видны деталями. Дети
малоподвижны, что говорит о воссоздающем
характере воображения.
Речь
выделяется от всех психических процессов
младшего школьника, так как является
главным. На первый план выступает коммуникативная
функция речи.
Особенностью
развития речи является формирование
письменной речи, хотя она является
во многом беднее и однообразнее устной.
Таким образом, речь является неотъемлемым
компонентом в формировании навыка чтения.
В
наше время живое устное слово
приобретает исключительное значение,
потопу что лекция, доклад, беседа, информация
стали повседневным явлением в нашей
жизни. Ярко и четко должен говорить и
лектор, выступающий перед большой аудиторией,
и агитатор, беседующий с группой людей,
и рядовой рабочий, рассказывающий об
опыте своей работы.
Особая
ответственность ложится на учителя,
выполняющего задачу первостепенной важности
– задачу коммунистического воспитания
российской молодежи.
Устная
речь становится всё богаче и разнообразнее
по своим функциям, становится средством
получения разнообразной информации,
формой многогранного общения людей
во всех сферах их деятельности.
Таким
образом, у детей начальной школы
в мышлении преобладает анализ, в
воображении - фантазия, в восприятии
– различие форм и цветовой гаммы
предметов, в памяти – умение запоминать
наглядный материал. Все эти мыслительные
процессы будут способствовать формированию
навыка чтения, а в частности, формированию
беглости чтения.
1.3.
Беглость, как один из
компонентов полноценного
навыка чтения на уроках
литературного чтения
во втором классе.
В
программе начальной школы сказано
о том, что у детей необходимо формировать
полноценный навык чтения.
Учебный
материал книг подобран таким образом,
чтобы наиболее полно раскрыть весь
спектр литературы для детей в
идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом
многообразии.
Уроки
чтения являются начальной ступенью литературного
образования учащихся, которое обеспечивается
чтением высокохудожественных произведений
в книгах для чтения, выделением особых
литературных разделов в каждой учебной
книге, включением развернутого методического
аппарата к каждому художественному произведению,
помогающего полноценному их восприятию,
и дополнительной работой с детской книгой
в системе внеклассного чтения. На материале
доступных детям рассказов, стихотворений,
сказок они учатся понимать содержание
и главную мысль произведения, поступки
и мотивы поведения героев, учатся давать
элементарную оценку прочитанному, видеть
авторское отношение к событиям и героям
прочитанных произведений. В элементарной
форме учащиеся получают представления
о языке художественных произведений,
его изобразительных средствах. У них
развивается образное мышление, воспитывается
эстетическое чувство, любовь к русскому
языку, художественной литературе, интерес
к чтению.
На
уроках чтения обогащается и активизируется
речь учащихся, развивается умение выражать
мысли в устной и письменной форме, расширяется
читательский кругозор, формируется база
для самостоятельного чтения книг как
источника недостающей информации и приобретения
нравственно-социального опыта.
В
учебнике для 2 класса литературные произведения
систематизированы, что позволяет сформировать
все стороны навыка чтения и первоначальные
умения работы с художественным текстом.
В первой части книги («Учимся читать»)
помещены произведения, которые способствуют
развитию сознательности, правильности,
беглости и выразительности чтения (разделы
«Читаем – думаем», «Читаем правильно»,
«Читаем быстро», «Читаем выразительно»).
Во
второй части книги («Учимся работать
с текстом») заложены элементарные
основы литературного анализа художественного
текста (разделы «Автор и его герои», «Слова,
слова, слова…», «План и пересказ»).
В
третьей части книги («В мире книг»)
кроме текстов в качестве учебного
материала дается определенный набор
внетекстовых средств: обложка, титульный
лист, предисловие, содержание (оглавление),
иллюстрации.
Во
2 классе круг чтения составляют произведения
фольклора, русская и зарубежная
классика, современная, отечественная
и зарубежная литература.
В
этот период необходимо выработать у
детей осознанное, правильное чтение
целыми словами.
Скорость
чтения к концу 2 класса – 50-80 слов в
минуту. Формирование способа чтение
«по догадке».
Важнейшей
задачей уроков чтения является формирование
прочных навыков беглого, осознанного,
выразительного, правильного чтения
и развитой речи; овладение детьми
умениями понимать содержание прочитанного
и работать с текстом; расширение
и углубление знаний детей об окружающем
мире; активное приобщение учащихся к
работе с книгой и другими источниками
знаний.
В
содержании программы
уроков чтения на каждом
году обучения выделяются
четыре основных раздела:
1).
Тематика чтения.
2).
Навыки чтения.
3).
Работа над текстом.
4).
Внеклассное чтение.
Материал
от класса к классу позволяет совершенствовать
умственное, нравственное, эстетическое
развитие учащихся на основе нового, более
сложного материала.
Совершенствуются
навыки сознательного, правильного
и беглого чтения, большое внимание
уделяется выразительному чтению: логическому
ударению (без употребления термина), паузам,
тону и темпу чтения, передаче с помощью
интонации отношения к событиям и героям
читаемых произведений. Усложняются требования
к работе с текстом. Учащиеся овладевают
умением различать второстепенное и главное,
выделять главную мысль произведения,
подробно излагать прочитанное, с помощью
учителя кратко передавать содержание
произведения.
В
центре внимания на уроках чтения находится
изучаемое художественное произведение,
его содержание, идейная направленность
и изобразительные средства. Дети приобщаются
к чтению произведений классиков русской,
советской литературы и устного народного
творчества…. Чтение художественных произведений,
вызывающих эмоциональный отклик в душе
ребенка, способствует развитию интереса
детей к чтению, активно обогащает речь
учащихся образцами литературного языка,
развивает эстетический вкус ребенка,
способствует его нравственному воспитанию.
Некоторые произведения мы перечитываем
несколько раз, и каждый раз мы находим
в нем какие-то новые интересные факты.
Литературные произведения дают высоконравственные
образцы поведения человека и помогают
детям лучше понять себя, определить правильное
отношение к товарищам, осознать свои
обязанности в коллективе, найти полезное
применение своим силам.
Сознательное,
правильное, плавное слоговое чтение
вслух текстов. Соблюдение в устной
речи и при чтении , отделяющих одно предоложение
от другого.
Программа
II класса по чтению и
развитию речи предусматривает:
Навыки
чтения.
В
1 полугодии дети читают правильно,
сознательно и выразительно целыми
словами (слова сложной слоговой структуры
прочитываются по слогам). Выделяют при
чтении важных по смыслу слов, соблюдают
паузы между предложениями и частями текста.
Темп чтения незнакомого текста – 45-55
слов в минуту. Значит, техника чтения
в первом полугодии во втором классе составляет
45-55 слов в минуту.
Во
2 полугодии школьники читают правильно,
сознательно, достаточно бегло и выразительно
целыми словами. Темп чтения незнакомого
текста – 60-70 слов в минуту. Соблюдение
при чтении логических ударений и пауз,
тона и темпа чтения, соответствующих
смыслу читаемого текста. Значит, темп
чтения во 2 полугодии по сравнению с 1
полугодием увеличился на 25 слов. Если
в 1 полугодии техника чтения составляла
45-55 слов в минуту, то во 2 полугодии техника
чтения составляет 60-70 слов в минуту.
Работа
над текстом.
Установление
последовательности действий в рассказе
и осмысление взаимосвязи описываемых
в нем событий. Самостоятельное деление
текста на законченные по смыслу части,
выделение главного в содержании части
и всего рассказа в целом. Составление
плана прочитанного и краткая передача
его содержания с помощью учителя.
Осмысление
поведения героев и оценка их поступков.
Самостоятельное нахождение слов и выражений,
которые использует автор для изображения
действующих лиц, описания природы и событий,
выражение своего отношения к прочитанному.
Различие оттенков значения слов в контексте,
выработка внимательного отношения к
авторскому слову в художественном тексте.
В
настоящее время, когда учитель
имеет право выбора методики преподавания,
то администрация выбирает направления
развития школы, вводит новые предметы,
в трудной ситуации оказывается
ученик. Увлекаясь новшествами, администрация,
на наш взгляд, недостаточно уделяет внимание
решению проблемы формирования общеучебных
умений и навыков (техника письма, чтения,
умение работать с текстом, со справочной
литературой и другие).
Порой
возникают парадоксальные ситуации,
когда в начальной школе, изучая риторику,
учащиеся знакомятся с составлением нескольких
видов плана, а в 5 классе эти знания остаются
не востребованы, так как учитель среднего
звена не интересуется, какими общеучебными
умениями и навыками владеют выпускники
начальной школы.
Среди
всех общеучебных умений и навыков
самое важное место для дальнейшего
обучения занимает умение беглого чтения,
которое формируется в начальной
школе. Известный ученый и педагог
В.Н. Зайцев в своих исследованиях
пришёл к выводу, что только техника
чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность
ребенку успешно учиться в 5 классе. Важным
направлением в работе администратора,
курирующего пятые классы, является организация
эффективного контроля за достижениями
норматива техники чтения учащимися, которые
соответствуют рекомендованным стандартам
в среднем звене школы.
На
уроке чтения можно
использовать различные
приемы работы.
Фрагмент
урока чтения.
«Живая
шляпа».
1.4.
Рекомендации «Как овладеть
техникой “быстрого
чтения”?»
Ежегодный
прирост научно-технической литературы
во всем мире составляет сейчас 60 млн.
страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали,
что в начале ХХI века объем информации
возрастет в 10 раз! Как же научиться управлять
информационным потоком, как выделять
самое важное и необходимое в данный момент.
Оказывается это вполне решаемая задача.