Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2011 в 12:39, курсовая работа
Цель исследования: беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во втором классе.
Для овладения важными для педагогической деятельности умениями и навыками развитой речи необходимо опираться на теорию развития речи.
Дети должны учиться образцовой речи на образцовых примерах. Но и речь учителя должна быть правильной, выразительной, эмоциональной и четкой, что требует от будущего учителя младших классов овладения всем комплексом знаний по стилистике и культуре речи.
Важно заметить, что среди быстро читающих около 55% учащихся успевает на «4» и «5», а среди медленно читающих таких детей только 4%. Самый большой прирост в скорости чтения приходится на время обучения в начальной школе. Если от 1 к 3 классу скорость чтения возрастает на 300% (от 30 до 90 слов в минуту), то от 4 до 7 класса возрастает примерно на 30 % (на 30 слов в минуту).
Различия в темпе чтения учащихся одного класса нарушают темп письма и разрушают скорость работы класса на всех уроках, где детям приходится читать и писать. Если к концу первого года обучения разрыв в скорости чтения у быстро и медленно читающих составляет примерно 50-60 слов в минуту, в 6 классе такой разрыв может составлять 140-160 слов. При такой ситуации медленно читающий должен затратить на подготовку к урокам 8-10 часов в день!
Различия в скорости чтения у учащихся приводят к различиям в скорости письма, так как низкий темп чтения нарушает темп письма. Так, во 2 классе он увеличивается до 16 знаков, в 3 классе – до 24 знаков, в 6 классе до 48 знаков.
Основываясь
на выше изложенном, мы можем отметить,
что, опираясь на требования Программы,
следует помнить о
Факторы, тормозящие развитие беглости чтения, можно условно разделить на три группы: связанные, во-первых, с недостаточным уровнем готовности детей к обучению чтению, во-вторых, с преобладающим обучением одному из видов чтения, и, в-третьих, обусловленные особенности текста для чтения. К первой группе мы относим неразвитость артикуляционного аппарата, неритмичность дыхания учащихся, ко второй – преимущественную обработку чтения вслух без одновременного обучения чтению про себя, к третьей – наличие «трудных» слов. Рассмотрим эти трудности и способы их преодоления.
1. Неразвитость артикуляционного аппарата. Сразу оговоримся, что не имеем в виду исправление органических дефектов детской речи и не исключаем направления ребенка, речь которого характеризуется такими дефектами, к специалисту-логопеду. Речь идет о тех случаях, когда ребенок, отчетливо произнося все звуки русской речи, затрудняется при произнесении слов со стечением согласных. В такой ситуации требуются упражнения в четком – «без каши во рту» - произнесении любых звуковых сочетаний, встречающихся в родном языке. Подобные упражнения – такая же гимнастика для органов речи, как упражнения в рисовании простейших фигур и линий для развития мышц кисти руки при обучении письму.
С целью тренировки артикуляционного аппарата следует включать в урок скороговорки разных типов (со стечением различных согласных, на дифференцирование согласных, которые ребенок может смешивать или произносить нечетко) для обработки силы голоса (шепотом, умеренно-спокойно, громко) и темпа говорения (медленно, средним темпом, как можно скорее, с предельной быстротой). Каждая из скороговорок проговаривается не менее трёх раз вслух хором с убыстрением темпа, затем индивидуально проговаривается. Можно одновременно с убыстрением темпа усиливать или уменьшать силу голоса, используя такую таблицу:
Темп | Сила голоса |
Медленно | Тихо |
Нормально | Средне |
Быстро | громко |
Указкой учитель регулирует темп чтения и силу голоса. Приведем примеры скороговорок, которые могут быть использованы для «артикуляционной зарядки»: ПРИЛОЖЕНИЕ
- Водовоз вез воду из водопровода.
- На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
- Мама мыла Милу мылом.
- Осип охрип, Архип осип.
- Чешую у щучки, щетинка у чушки.
- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
С целью совершенствования работы артикуляционного аппарата следует вводить в урок полутораминутные разминки – чистоговорки, например:ПРИЛОЖЕНИЕ
– Ра-ра-ра-ра-ра, начинается игра.
- Ре-ре-ре-ре-ре, дуб стоит на горе.
Упражнения в дикции следует проводить на каждом уроке, связанном с языком и речью (особенно в период обучения грамоте), где они успешно используются в качестве речевой разминки, речевой паузы для более органичного перехода от одного вида деятельности к другому и заключении урока – чтобы снять усталость.
2. Неритмичность дыхания. Неумение экономно расходовать воздух при чтении часто приводит к тому, что ребенок, читая, делает паузу для вдоха в середине слова, предложения. Использование долгоговорок позволит приучить ребенка экономно расходовать дыхание при чтении. Приведем пример такой долгоговорки:ПРИЛОЖЕНИЕ
(Вдох) Как на горке, на пригорке
Встали тридцать три Егорки:
(Вдох) Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
(и так до тридцати трёх Егорок)
Вся долгоговорка проговаривается на два вдоха, вторая часть – на один вдох при условии такого экономного выдоха, чтобы его хватило на проговаривание долгоговорки. К концу 1 класса учащиеся должны на одном дыхании «насчитывать» 15 Егорок, во 2 классе – 24 Егорки, в 3 классе – 33 Егорки.
Отработке правильного, ритмичного дыхания при чтении способствует заучивание наизусть и выразительное воспроизведение текстов стихотворных произведений. Для этого используются скороговорки.
1.
Для того чтобы научиться
ПРИЛОЖЕНИЕ: СКОРОГОВОРКИ.
Тараторили на горке.
Делил дыню –
Дольку Диме,
Дольку Дине.
Будет Сеня.
Возле воза – овца.
На траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
И
не перевыговоришь.
2. Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи её.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
(и так до тридцати трёх Егорок)
Вздохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха. Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.
3. Вот ещё несколько авторских скороговорок. Читай их трижды, всё больше ускоряя.
Е. Благинина.
У Вари
На бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
М. Бородицкая.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как волчата,
И,
как волчата, галчата молчат.
Семь золотых правил быстрого чтения.
Первое — читать без регрессий.
Второе — читать по интегральному алгоритму чтения.
Третье — всегда выделять доминанту — основное смысловое значение текста.
Четвертое — читать без артикуляции.
Пятое — читать вертикальным движением глаз.
Шестое — постоянно развивать свое внимание и память.
Седьмое
— выполнять ежедневно
Таким
образом, беглость является одним из
важных компонентов для формирования
навыка чтения, которая вместе с другими
компонентами способствует формированию
полноценного навыка чтения, а значит
и развитию интеллекта.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы, в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырёхлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет.
В этот период у детей наблюдаются изменения в психическом развитии такие, как: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Остановимся на каждом из них.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания преобладает интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2.1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Сложность внимания заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени.
Внимание тесно связано с мышлением. Школьникам трудно сосредоточить внимание на неясном неосмысленном материале.
В 2 классе происходит бурный процесс развития произвольного внимания. Это связанно с общим интеллектуальным развитием, формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно.
Но произвольное внимание младшего школьника ещё неустойчиво. В среднем ребёнок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут.
В 2 классе внимание более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий. Эту особенность важно использовать в педагогической практике, чередуя умственную деятельность с материально-практической (рисование, лепка, физкультура).
Также обнаружено, что дети чаще отвлекаются при выполнении простой, но монотонной деятельности, чем при решении сложных задач. Таким образом, внимание будет способствовать формированию навыка чтения.
Способность ребенка успешно включаться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития.
Восприятие является основной познавательной деятельностью, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Более высокая целенаправленность, управляемость восприятия в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что под влиянием развивающего мышления «восприятие становится думающим».
Проблема управлением восприятия в младшем школьном возрасте непосредственно связана с вопросом о наглядности в обучении. Принцип наглядности является одним из основных в начальной школе.
Таким образом, восприятие может способствовать развитию беглости, как одного из компонентов полноценного навыка чтения.
Информация о работе Беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во 2 классе