План
Введение
1.
Историческая справка
2.
Цели и задачи Болонского процесса
3.
Основные положения Болонской
декларации
3.
Украина в Болонском процессе
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
За
все время независимости Украина
все еще, к сожалению, не смогла преодолеть
социально-экономический кризис, который
ярко проявляется и в системе
высшего образования. Реформы университетского
образования начаты давно, но они
столь поверхностны и не скоординированы,
что отнюдь не решают насущных проблем,
таких как снижение качества образования,
разрыв информационных связей, резкая
девальвация статуса преподавательской
и научной деятельности, остаточный
принцип финансирования образования,
отсталость материально-технической
базы высшей школы, существование учебных
заведений разных форм собственности,
неадекватные пенсионное обеспечение
и социальная защита преподавателей
и студентов, потеря преподавательских
кадров. В итоге, высшее образование
в Украине становится неликвидным
и неконкурентоспособным, уступает
уровню образования развитых стран
и не признается европейским сообществом.
Такая неблагоприятная ситуация
требует продуманных и системных
реформ, чтобы дать возможность реализоваться
огромному интеллектуальному потенциалу,
который есть в нашем обществе.
Наиболее приемлемым способом реформирования
украинской высшей школы на сегодняшний
день представляется модернизация его
по европейскому образцу, большим подспорьем
в этом плане может стать Болонский
процесс, задача которого – приведение
высшего образования в европейских
странах к единым стандартам и
критериям.
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Объединение
высшей школы в европейских странах
назрело довольно давно, еще в
середине ХХ столетия, в связи с
тем, что оно стало неконкурентоспособным
по сравнению с американским. Попытки
совершенствования европейского образования
по единым стандартам начались с 1957 года,
когда было подписано Римское
соглашение, в котором ставились
принципиально новые задачи: приведение
национальных законодательств в
сфере образования к общеевропейским
нормам, расширение доступа к высшему
образованию, повышение академической
мобильности студентов и их востребованности
на рынке труда, создание долгосрочных
систем обучения. Со временем эти идеи
были развиты в решениях конференций
министров образования европейских
стран (1971, 1976), в Маастрихском договоре
(1992). В дальнейшем под эгидой ЕС,
Совета Европы внедрялись разнообразные
программы.
В
1997 году Совет Европы и ЮНЕСКО разработали
и приняли Лиссабонскую конвенцию
о квалификациях, относящихся к
высшему образованию в странах
Европы. Эту конвенцию подписали
43 страны, в том числе и Украина.
Лиссабонское соглашение не преследовало
унификации высшего образования, а
признавало и уважало ценность разнообразных
образовательных систем, вместе с
тем подчеркивая, что создание условий,
при которых большинство людей,
воспользовавшись достижениями национальных
систем образования и науки, смогут
быть востребованными на европейском
рынке труда. Гражданам европейских
стран должны быть доступны общие
ценности образования, науки и культуры
всех стран.
Через
год Франция, Италия, Великобритания
и Германия подписали Сорбонскую
декларацию, направленную на создание
открытого европейского пространства
высшего образования. Революционным
положением этого документа стало
требование международного признания
бакалавра как специалиста с
высшим образованием с предоставлением
ему права продолжать учебу по
программе подготовки магистра.
В
1999 году 29 стран Европы в городе Болонья
официально задекларировали и начали
процесс объединения четырех
тысяч европейских высших учебных
заведений, где учатся более 12 миллионов
студентов, в единое образовательное
пространство. Сегодня 40 стран принимают
участие в так называемом Болонском процессе,
который должен завершиться к 2010 году.
2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Болонский
процесс включает в себя следующие
ключевые моменты.
1.
Четкая унификация студенческих
документов, подтверждающих уровень
и качество усвоенных знаний,
для сопоставления высшего образования
в различных странах. Такие
меры должны обеспечить занятость
европейских граждан с высшим
образованием и международную
конкурентоспособность европейского
высшего образования.
2.
Двухуровневая система высшего
образования. Большой проблемой
во многих странах стал чрезмерно
избыточный перечень специальностей
и специализаций, причем как
в Европе, так и в Украине.
Существуют также значительные
различия между учеными степенями,
получаемыми в университетах
и академиях. Для обеспечения
стандартизации степеней и специализаций
планируется перейти на двухуровневую
систему образовательно-квалификационных
уровней: бакалавр и магистр.
Бакалавр – это специалист, который
может работать по специальности
или продолжить образование, перейдя
на вторую ступень – в магистратуру.
Степень магистра предполагает
наличие более глубоких фундаментальных
знаний студента и ориентирует
его на научную карьеру. Обучение
на первом цикле должно составлять
3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное
образование осуществляется в
докторантуре, что дает возможность
получить ученую степень доктора
наук после 7-8-летнего обучения.
В странах-участницах Болонского
процесса должна быть одна
докторская степень, например
доктор философии в соответствующих
сферах знаний – естественные
науки, социо-гуманитарные, экономические
и пр.
3.
Учреждение кредитной системы
по Европейской кредитно-трансферной
системе (ECTS). Кредитами называются
условные единицы, в которых
определяется объем образования.
За каждой такой единицей стоит
определенное количество освоенных
понятий, связей между понятиями,
наработанные навыки, то есть
общая трудоемкость полученных знаний
и умений, включая самостоятельную работу
студентов и сдачу ими промежуточных и
итоговых экзаменов, другие виды учебной
работы. Для получения европейского диплома
бакалавра требуется накопить 180-240 часов
кредитов, а степени магистра – дополнительно
60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают
как средство повышения мобильности студентов
при переходе с одной учебной программы
на другую, включая программы последипломного
образования. ЕСТS станет многоцелевым
инструментом признания и мобильности
студента, средством реформирования учебных
программ, а также средством передачи
кредитов высшим учебным заведениям других
стран. Аккумулирующая кредитная система
дает возможность учесть все достижения
студента, не только учебную нагрузку,
но и участие его в научных исследованиях,
конференциях, предметных олимпиадах
и т. д. В отдельных странах как условие
начисления кредитов выдвигают следующее
требование: учебная нагрузка должна включать
50% и более самостоятельной работы студента.
Благодаря накопительной системе кредитов
студент сможет поступить в университет
одной страны, а окончить его в другой;
сменить в процессе обучения университет
или избранную специальность; закончить
обучение на любом этапе, получив степень
бакалавра или магистра, продолжить образование
в удобный для себя период жизни.
4.
Усиление мобильности студентов,
преподавателей, администрации вузов.
Для осознания и утверждения
конкурентоспособности своих знаний
и умений каждый студент должен
иметь возможность хотя бы
короткое время обучаться и
стажироваться за рубежом, а
благодаря этому в основном
вузе он может сократить количество
часов, посвященных изучению иностранных
языков. Мобильности студентов способствует
целенаправленная подготовка к
сдаче языковых тестов типа TOEFL,
тестов для поступления в магистратуру
по экономике GRE, менеджменту GMAT
и прочих.
5.
Создание сравнимых критериев
и общей методологии для вузов
всех европейских стран. В настоящий
момент страны Европы интенсивно
занимаются созданием сети агентств
по контролю качества и аккредитации.
Предполагается учредить аккредитационные
агентства, независимые от национальных
правительств и международных организаций.
Оценка студентов будет основываться
не на длительности или содержании обучения,
а на знаниях, умениях и навыках, которые
приобрели выпускники. Одновременно с
этим будут установлены стандарты транснационального
образования.
6.
Приведение высшего образования
в различных странах к единым
стандартам. Это касается разработки
сходных учебных планов, тренингов,
исследований.
7.
Внедрение в жизнь концепции
непрерывного (пожизненного) обучения,
которое позволяет человеку получить
в течение жизни несколько
дипломов и ученых степеней, а
университету – значительно улучшить
финансово-материальное обеспечение
за счет предоставления информационно-материальной
базы для желающих продолжить
обучение. В основе этой концепции
лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования,
соразмеримого со всей протяженностью
жизни.
8.
Партнерство студенческих организаций
и официальных образовательных
институтов.
9.
Повышение привлекательности (промоция)
и конкурентоспособности европейского
высшего образования.
10.
Трудоустройство выпускников. Одним
из важных положений Болонского
процесса является ориентация
высших учебных заведений на
конечный результат: знания выпускников
должны быть применимы и использованы
на пользу как народа своей
страны, так и других стран
Европы. Академические степени и
другие квалификации должны быть
востребованы на европейским
рынке труда, профессиональное
признание квалификаций следует
упростить и облегчить. Для
признания квалификаций, присвоенных
определенным вузом, планируется
повсеместно использовать приложения
к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.
3.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
Цель Болонской декларации - установление
европейской зоны высшего образования,
а также активизация европейской
системы высшего образования
в мировом масштабе.
Декларация содержит шесть ключевых
положений:
Трудоустройство выпускников. Одним
из важных положений Болонского
процесса является ориентация
высших учебных заведений на
конечный результат: знания выпускников
должны быть применимы и использованы
на пользу как народа своей
страны, так и других стран
Европы. Академические степени и
другие квалификации должны быть
востребованы на европейским
рынке труда, профессиональное
признание квалификаций следует
упростить и облегчить. Для
признания квалификаций, присвоенных
определенным вузом, планируется
повсеместно использовать приложения
к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.
Четкая унификация студенческих
документов, подтверждающих уровень
и качество усвоенных знаний,
для сопоставления высшего образования
в различных странах. Такие
меры должны обеспечить занятость
европейских граждан с высшим
образованием и международную
конкурентоспособность европейского
высшего образования.
• Приложение выдаётся по запросу
студента бесплатно.
• Приложение заполняется на
языке страны базового вуза
и на одном из распространённых
европейских языков (как правило,
английском).
• Приложение должно иметь
строго регламентированную форму
и состоять из восьми разделов.
Двухуровневая система высшего
образования. Базового и последипломного
(бакалавриат и магистратура). Первый
цикл длится не менее трех
лет. Второй должен вести к
получению степени магистра или
степени доктора.
Большой проблемой во многих
странах стал чрезмерно избыточный
перечень специальностей и специализаций,
причем как в Европе, так и
в Украине. Существуют также
значительные различия между
учеными степенями, получаемыми
в университетах и академиях.
Для обеспечения стандартизации
степеней и специализаций планируется
перейти на двухуровневую систему
образовательно-квалификационных уровней:
бакалавр и магистр. Бакалавр
– это специалист, который может
работать по специальности или
продолжить образование, перейдя
на вторую ступень – в магистратуру.
Степень магистра предполагает
наличие более глубоких фундаментальных
знаний студента и ориентирует его на
научную карьеру. Обучение на первом цикле
должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года.
Последипломное образование осуществляется
в докторантуре, что дает возможность
получить ученую степень доктора наук
после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах
Болонского процесса должна быть одна
докторская степень, например доктор философии
в соответствующих сферах знаний – естественные
науки, социо-гуманитарные, экономические
и пр.
3. Учреждение кредитной системы
по Европейской кредитно - трансфертной
системе (ECTS). Кредитами называются
условные единицы, в которых
определяется объем образования.
За каждой такой единицей стоит
определенное количество освоенных
понятий, связей между понятиями,
наработанные навыки, то есть
общая трудоемкость полученных
знаний и умений, включая самостоятельную
работу студентов и сдачу ими
промежуточных и итоговых экзаменов,
другие виды учебной работы. Для
получения европейского диплома
бакалавра требуется накопить 180-240
часов кредитов, а степени магистра
– дополнительно 60-120 часов. Именно
систему кредитов рассматривают
как средство повышения мобильности
студентов при переходе с одной
учебной программы на другую,
включая программы последипломного
образования. ЕСТS станет многоцелевым
инструментом признания и мобильности
студента, средством реформирования
учебных программ, а также средством
передачи кредитов высшим учебным
заведениям других стран. Аккумулирующая
кредитная система дает возможность
учесть все достижения студента,
не только учебную нагрузку, но
и участие его в научных
исследованиях, конференциях, предметных
олимпиадах и т.д. В отдельных
странах как условие начисления
кредитов выдвигают следующее
требование: учебная нагрузка должна
включать 50% и более самостоятельной
работы студента. Благодаря накопительной
системе кредитов студент сможет
поступить в университет одной
страны, а окончить его в другой;
сменить в процессе обучения
университет или избранную специальность;
закончить обучение на любом
этапе, получив степень бакалавра
или магистра, продолжить образование
в удобный для себя период
жизни.