Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:54, реферат

Описание

Основные положения Болонского процесса – это:
1. Утверждение общепринятой и сравнимой системы ученых степеней.
2. Система подготовки, основанная на 2 образовательных уровнях: додипломный и последипломный.
Создание системы кредитов по образцу Европейской системы трансфера оценок (ЕCTS) единая система оценивания, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций.

Содержание

Введение
1. Историческая справка
2. Цели и задачи Болонского процесса
3. Основные положения Болонской декларации
3. Украина в Болонском процессе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Тема11 Болонский процесс-конкретные решения и действия (15).docx

— 35.11 Кб (Скачать документ)

План

     Введение

     1. Историческая справка

     2. Цели и задачи Болонского процесса

     3. Основные положения Болонской  декларации

     3. Украина в Болонском процессе

     Заключение

     Список  использованной литературы

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     За  все время независимости Украина  все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который  ярко проявляется и в системе  высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они  столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской  и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической  базы высшей школы, существование учебных  заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение  и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских  кадров. В итоге, высшее образование  в Украине становится неликвидным  и неконкурентоспособным, уступает уровню образования развитых стран  и не признается европейским сообществом. Такая неблагоприятная ситуация требует продуманных и системных  реформ, чтобы дать возможность реализоваться  огромному интеллектуальному потенциалу, который есть в нашем обществе. Наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы на сегодняшний  день представляется модернизация его  по европейскому образцу, большим подспорьем в этом плане может стать Болонский  процесс, задача которого – приведение высшего образования в европейских  странах к единым стандартам и  критериям.

 

      1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

     Объединение высшей школы в европейских странах  назрело довольно давно, еще в  середине ХХ столетия, в связи с  тем, что оно стало неконкурентоспособным  по сравнению с американским. Попытки  совершенствования европейского образования  по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское  соглашение, в котором ставились  принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в  сфере образования к общеевропейским  нормам, расширение доступа к высшему  образованию, повышение академической  мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций  министров образования европейских  стран (1971, 1976), в Маастрихском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные  программы.

     В 1997 году Совет Европы и ЮНЕСКО разработали  и приняли Лиссабонскую конвенцию  о квалификациях, относящихся к  высшему образованию в странах  Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны, в том числе и Украина. Лиссабонское соглашение не преследовало унификации высшего образования, а  признавало и уважало ценность разнообразных  образовательных систем, вместе с  тем подчеркивая, что создание условий, при которых большинство людей, воспользовавшись достижениями национальных систем образования и науки, смогут быть востребованными на европейском  рынке труда. Гражданам европейских  стран должны быть доступны общие  ценности образования, науки и культуры всех стран.

     Через год Франция, Италия, Великобритания и Германия подписали Сорбонскую декларацию, направленную на создание открытого европейского пространства высшего образования. Революционным  положением этого документа стало  требование международного признания  бакалавра как специалиста с  высшим образованием с предоставлением  ему права продолжать учебу по программе подготовки магистра.

     В 1999 году 29 стран Европы в городе Болонья  официально задекларировали и начали процесс объединения четырех  тысяч европейских высших учебных  заведений, где учатся более 12 миллионов  студентов, в единое образовательное  пространство. Сегодня 40 стран принимают участие в так называемом Болонском процессе, который должен завершиться к 2010 году. 

     2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА 

     Болонский процесс включает в себя следующие ключевые моменты.

     1. Четкая унификация студенческих  документов, подтверждающих уровень  и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования  в различных странах. Такие  меры должны обеспечить занятость  европейских граждан с высшим  образованием и международную  конкурентоспособность европейского  высшего образования.

     2. Двухуровневая система высшего  образования. Большой проблемой  во многих странах стал чрезмерно  избыточный перечень специальностей  и специализаций, причем как  в Европе, так и в Украине.  Существуют также значительные  различия между учеными степенями,  получаемыми в университетах  и академиях. Для обеспечения  стандартизации степеней и специализаций  планируется перейти на двухуровневую  систему образовательно-квалификационных  уровней: бакалавр и магистр.  Бакалавр – это специалист, который  может работать по специальности  или продолжить образование, перейдя  на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает  наличие более глубоких фундаментальных  знаний студента и ориентирует  его на научную карьеру. Обучение  на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное  образование осуществляется в  докторантуре, что дает возможность  получить ученую степень доктора  наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского  процесса должна быть одна  докторская степень, например  доктор философии в соответствующих  сферах знаний – естественные  науки, социо-гуманитарные, экономические  и пр.

     3. Учреждение кредитной системы  по Европейской кредитно-трансферной  системе (ECTS). Кредитами называются  условные единицы, в которых  определяется объем образования.  За каждой такой единицей стоит  определенное количество освоенных  понятий, связей между понятиями,  наработанные навыки, то есть  общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т. д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

     4. Усиление мобильности студентов,  преподавателей, администрации вузов.  Для осознания и утверждения  конкурентоспособности своих знаний  и умений каждый студент должен  иметь возможность хотя бы  короткое время обучаться и  стажироваться за рубежом, а  благодаря этому в основном  вузе он может сократить количество  часов, посвященных изучению иностранных  языков. Мобильности студентов способствует  целенаправленная подготовка к  сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру  по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

     5. Создание сравнимых критериев  и общей методологии для вузов  всех европейских стран. В настоящий  момент страны Европы интенсивно  занимаются созданием сети агентств  по контролю качества и аккредитации. Предполагается учредить аккредитационные  агентства, независимые от национальных  правительств и международных организаций. Оценка студентов будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно с этим будут установлены стандарты транснационального образования.

     6. Приведение высшего образования  в различных странах к единым  стандартам. Это касается разработки  сходных учебных планов, тренингов, исследований.

     7. Внедрение в жизнь концепции  непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить  в течение жизни несколько  дипломов и ученых степеней, а  университету – значительно улучшить  финансово-материальное обеспечение  за счет предоставления информационно-материальной  базы для желающих продолжить  обучение. В основе этой концепции  лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования,  соразмеримого со всей протяженностью  жизни.

     8. Партнерство студенческих организаций  и официальных образовательных  институтов.

     9. Повышение привлекательности (промоция) и конкурентоспособности европейского  высшего образования.

     10. Трудоустройство выпускников. Одним  из важных положений Болонского  процесса является ориентация  высших учебных заведений на  конечный результат: знания выпускников  должны быть применимы и использованы  на пользу как народа своей  страны, так и других стран  Европы. Академические степени и  другие квалификации должны быть  востребованы на европейским  рынке труда, профессиональное  признание квалификаций следует  упростить и облегчить. Для  признания квалификаций, присвоенных  определенным вузом, планируется  повсеместно использовать приложения  к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО. 

     3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ 

       Цель Болонской декларации - установление  европейской зоны высшего образования,  а также активизация европейской  системы высшего образования  в мировом масштабе.

       Декларация содержит шесть ключевых  положений: 

       Трудоустройство выпускников. Одним  из важных положений Болонского  процесса является ориентация  высших учебных заведений на  конечный результат: знания выпускников  должны быть применимы и использованы  на пользу как народа своей  страны, так и других стран  Европы. Академические степени и  другие квалификации должны быть  востребованы на европейским  рынке труда, профессиональное  признание квалификаций следует  упростить и облегчить. Для  признания квалификаций, присвоенных  определенным вузом, планируется  повсеместно использовать приложения  к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

       Четкая унификация студенческих  документов, подтверждающих уровень  и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования  в различных странах. Такие  меры должны обеспечить занятость  европейских граждан с высшим  образованием и международную  конкурентоспособность европейского  высшего образования. 

       • Приложение выдаётся по запросу  студента бесплатно.

       • Приложение заполняется на  языке страны базового вуза  и на одном из распространённых  европейских языков (как правило,  английском).

       • Приложение должно иметь  строго регламентированную форму  и состоять из восьми разделов.

       Двухуровневая система высшего  образования. Базового и последипломного  (бакалавриат и магистратура). Первый  цикл длится не менее трех  лет. Второй должен вести к  получению степени магистра или  степени доктора. 

       Большой проблемой во многих  странах стал чрезмерно избыточный  перечень специальностей и специализаций,  причем как в Европе, так и  в Украине. Существуют также  значительные различия между  учеными степенями, получаемыми  в университетах и академиях.  Для обеспечения стандартизации  степеней и специализаций планируется  перейти на двухуровневую систему  образовательно-квалификационных уровней:  бакалавр и магистр. Бакалавр  – это специалист, который может  работать по специальности или  продолжить образование, перейдя  на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает  наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.

      3. Учреждение кредитной системы  по Европейской кредитно - трансфертной  системе (ECTS). Кредитами называются  условные единицы, в которых  определяется объем образования.  За каждой такой единицей стоит  определенное количество освоенных  понятий, связей между понятиями,  наработанные навыки, то есть  общая трудоемкость полученных  знаний и умений, включая самостоятельную  работу студентов и сдачу ими  промежуточных и итоговых экзаменов,  другие виды учебной работы. Для  получения европейского диплома  бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра  – дополнительно 60-120 часов. Именно  систему кредитов рассматривают  как средство повышения мобильности  студентов при переходе с одной  учебной программы на другую, включая программы последипломного  образования. ЕСТS станет многоцелевым  инструментом признания и мобильности  студента, средством реформирования  учебных программ, а также средством  передачи кредитов высшим учебным  заведениям других стран. Аккумулирующая  кредитная система дает возможность  учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но  и участие его в научных  исследованиях, конференциях, предметных  олимпиадах и т.д. В отдельных  странах как условие начисления  кредитов выдвигают следующее  требование: учебная нагрузка должна  включать 50% и более самостоятельной  работы студента. Благодаря накопительной  системе кредитов студент сможет  поступить в университет одной  страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения  университет или избранную специальность;  закончить обучение на любом  этапе, получив степень бакалавра  или магистра, продолжить образование  в удобный для себя период  жизни. 

Информация о работе Болонский процесс