Чтение художественных произведений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения

Работа состоит из  1 файл

Чтение художественных произведений в начальной школе.doc

— 575.50 Кб (Скачать документ)

Аналогичным образом во время достаточно детального описания портрета бабушки подчеркивается ее доброта и приветливость.

Наиболее трудным представляется пересказ произведения Г.Б. Остера ''Как получаются легенды''. Во всех примерах творческого пересказа, описанных выше, учащиеся должны были создать портрет героя или придумать начало, концовку к рассказу. Но чтобы пересказать произведение Г.Б. Остера от учащихся требовалась интеграция ряда умений: придумать начало к своему рассказу, оценить его героев, передать содержание от лица одного из героев или от своего собственного лица как автора, сделать концовку  к рассказу. Но смотря на всю трудность задания ребята с увлечением выполнили его. Большинство легенд, созданных ребятами, были поучительны и несли в себе воспитательный потенциал.

Творческие пересказы предлагались учащимся в качестве домашнего задания для устного выполнения, однако некоторые ребята выполняли это задание письменно (см. Приложения 4-6).

Как известно, в книге ''Родная речь'' нет вопросов к тексту каждого художественного произведения; предлагаемые  вопросы И задания относятся к  целому разделу. Учитель составляет свою систему вопросов и заданий. В ходе экспериментального обучения учащимся экспериментального классами ставить вопросы к содержанию художественного произведения. Такая работа повышала вдумчивость чтения, очень оживляла работу и способствовало лучшему уяснению содержания читаемого.

Таким образом, было проведено экспериментальное обучение, включающее различные виды творческого пересказа, направленные на повышение уровня восприятия художественного произведения учащимися второго класса.

3.3     Результаты экспериментального обучения.

С целью определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного произведения, была проведена контрольная срезовая работа.

Данная работа предполагала  решение следующих задач:

1.     Выявить уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками.

2.     Сопоставить результаты проведенной срезовой работы с данными первого констатирующего эксперимента.

Для выявления уровней восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста был взят рассказ Н.Н. Носова ''Федина задача''. Учащимися предлагалось письменно ответить на пять вопросов. Каждый вопрос второго констатирующего среза направлен на выявление тех же умений, что и при первом констатирующем срезе:

1.)  умение оценивать героев произведения,

2.)  умение определять мотивы и последствия поступков героев,

3.)  умение видеть динамику эмоций и передавать ее в слове,

4.)  умение осваивать идею произведения.

Ниже приводится список вопросов, предложенных учащимся:

1.   Какими словами вы можете охарактеризовать Федю? Какой он?

2.   Как поступил Федя после того, как не смог решит задачу? Мог ли он поступить по-другому? Как?

3.   Менялось ли ваше отношение к главному герою по ходу чтения? Почему?

4.   Почему Федя не смог сам решить задачу?

5.   О чем хотел сказать автор в своем произведении?

Ответы учащихся на данные вопросы оценивались по тем же критериям, что и при первом констатирующем срезе. При оценке письменных ответов использовалась та же бальная шкала.

Анализ ответов учащихся на первый вопрос показал, что 100 % учащихся экспериментального класса и 88 % учащихся контрольного класса дали точную оценку героя произведения с использованием двух и более прилагательных – характеристик. Учащиеся обосновывали свой ответ ссылкой на конкретные поступки героя, чего нельзя было наблюдать в первом констатирующем срезе. Оценка героя не носила односторонний характер. Учащиеся указывали, что мальчик был ''прилежным'', ''ответственным учеником'', но в то же время ''он берется сразу за два дела'', ''не может сам довести начатое дело до конца'',  ''у него нет силы воли''. Произошедшие изменения позволяют судить о повышении уровня восприятия художественного произведения.

Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение оценивать героя, представлены в таблице.

Классы

Количество учащихся (в %), проявляющих умение в точной, неоднозначной оценке героя.

Количество учащихся (в %), не проявляющих умение в точной, неоднозначной оценке героя.

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Эксперимент.

88

100

12

-

Контрольный

80

88

20

12

 

 

Умение определять последствия поступков персонажей показали 96 % учащихся экспериментального класса и 88 % учащихся контрольного класса. Они совершенно верно указали, что ''когда Федя не смог решить задачу, он взял задачник под мышку и пошел к другу, чтобы он помог ему''. При этом учащиеся предлагали различные варианты поведения главного героя: ''Федя мог выключить телевизор и решить задачу сам'' или ''он мог досмотреть концерт, выключить телевизор и сделать уроки''. Умение определять последствия поступков персонажей свидетельствует о том, что учащиеся четко осознают, как события художественного произведения связаны друг с другом.

Результаты ответов на вопрос, определяющий способность видеть последствия поступков героев, представлены в таблице.

Классы

Количество учащихся (в %),  способных видеть последствия поступков героев.

Количество учащихся (в %), не способных видеть последствия поступков героев.

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Эксперимент.

88

96

12

4

Контрольный

84

88

16

12

Отношение к главному герою рассказа менялось по ходу чтения у 92 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса. Данные ученики отмечали, что сначала им ''мальчик понравился'', ''за него можно было порадоваться, потому что он пришел домой и сразу сел за уроки      '', ''он сам обрадовался, что никого нет дома, и никто не помешает ему делать уроки''. Но потом отношение ребят к главному герою изменилось. Федя оказался ''несамостоятельным, потому что он не смог обойтись без помощи друга'', ''он даже не старался думать, а только читал задачу много раз''. Некоторым ребятам даже стало ''жалко Федю, потому что он оказался неусидчивым учеником и во всем обвинял других, а не себя''.

Все вышесказанное позволяет судить о том, что учащиеся способны в слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении.

Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение видеть динамику эмоций, представлены в таблице.

Классы

Количество учащихся (в %), способных видеть динамику эмоций.

Количество учащихся (в %), не способных видеть динамику эмоций.

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Эксперимент.

80

92

20

8

Контрольный

92

96

8

4

При определении мотивов поступков героев установлено, что 96 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса ориентируются не на житейское представление о причинах того или иного поступка, что было свойственно для них во время первого констатирующего среза, а на изображение героя автором. Это свидетельствует о повышении уровня восприятия художественного произведения.

Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение определять мотивы поступков героев, представлены в таблице.

Классы

Количество учащихся (в %), способных определять мотивы поступков героев.

Количество учащихся (в %), не способных определять мотивы поступков героев.

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Эксперимент

84

96

16

4

Контрольный

88

96

12

4

Информация о работе Чтение художественных произведений в начальной школе