Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:38, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть девиации как социально-педагогическую проблему.
Задачи:
Предпосылки девиации в подростковом возрасте;
Типы девиаций;
Причины девиантного поведения подростков;
Концепции девиации.
Введение ……………………………………………………………..……стр. 3
Предпосылки девиации в подростковом возрасте …………………..…стр. 5
Типы девиаций ……………………………………………………….…..стр. 8
Причины девиантного поведения подростков …………………………стр. 12
Заключение ……………………………………………………………….стр. 19
Литература ………………………………………………………………..стр. 20
Государственное общеобразовательное учреждение
Высшего профессиального образования
«Башкирский Государственный Педагогический Университет
имени.
Акмуллы»
Контрольная работа на тему:
«ДЕВИАЦИЯ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА»
Выполнил: Шипулин Павел Васильевич__
Проверил:
__________________________
Уфа
2011 год
Оглавление
Введение
……………………………………………………………..……
Предпосылки девиации в подростковом возрасте …………………..…стр. 5
Типы девиаций ……………………………………………………….…..стр. 8
Причины девиантного поведения подростков …………………………стр. 12
Заключение ……………………………………………………………….стр. 19
Литература
………………………………………………………………..стр.
20
Введение
Проблема различного рода девиаций, девиантного поведения в нашем современном обществе обострена как никогда. Мы часто видим на улице современных детей, которые уже в 3 – 5 классах начинают нецензурно выражаться. А когда эти дети вырастают они приходят в армию, где более сильные навязывают свои порядки и свои правила слабым. Дети не знают пощады и жалости, потому что для них это лишь игра и они не понимают и не осознают всей ответственности за свои деяния. Девиантное, то есть отклоняющееся поведение формируется у человека с момента попадания его в социум. Поэтому главная задача взрослых своевременно оказывать на ребенка влияние воспитательного характера с целью формирования правильного направления в развитии ребенка. Но для этого надо разобраться и понять, что такое девиации, предпосылки. причины и с чем может быть связано такое поведение.
В Большом энциклопедическом словаре девиация рассматривается как поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.). Но дать определение девиации достаточно трудно, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто представляются спорными. Девиантность определяется соответствием или не соответствием поступков социальным ожиданиям. Один и тот же поступок одновременно может считаться девиантным и не девиантным различными людьми, в разные эпохи. Критерии определения девиантности неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Можно выделить три компонента девиации:
- человек, которому свойственно определенное поведение;
- норма или ожидания, являющееся критериями оценки поведения как девиантного;
-
другая группа или организация,
Цель данной работы: рассмотреть девиации как социально-педагогическую проблему.
Задачи:
Предпосылки девиации
в подростковом возрасте.
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Вспомним
некоторые сведения из анатомии и физиологии,
психологии и педагогики, которые характеризуют
личность подростка. Анатомо-физиологические
особенности подростка характеризуются
неравномерностью его физического развития,
совершенствованием мускульного аппарата,
процессом окостенения скелета. Для подростка
характерно несоответствие в развитии
сердечно-сосудистой системы, когда сердце
увеличивается в объеме, в результате
чего начинает работать более мощно, а
диаметр кровеносных сосудов отстает
в развитии, что приводит к некоторым временным
расстройствам кровообращения, и т. д.
У подростков ярко выражена неустойчивость
нервной системы, которая не всегда способна
выдержать сильные или длительные раздражители,
что вызывает состояние крайнего возбуждения
или торможения, ведет к вспыльчивости,
апатии и т. д. Активное половое созревание
подростка происходит при заметном отставании
в социальном становлении подростка, что
влечет за собой социально-психологические
проблемы полового воспитания. В подростковом
возрасте у ребенка проявляется потребность
в познании самого себя. Ответ на вопрос
«Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет
интерес к самому себе, у него формируются
собственные взгляды и суждения; появляются
собственные оценки на те или иные события
и факты; он пытается оценить свои возможности
и поступки, сопоставляя себя со сверстниками
и их действиями.
В этом возрасте происходит временное
психологическое отдаление подростка
от семьи и школы, их значение в становлении
личности подростка снижается, тогда как
влияние сверстников усиливается. Зачастую
он стоит перед выбором между официальным
коллективом и неформальной группой общения.
Предпочтение подросток отдает той среде
и группе, в которой он чувствует себя
комфортно, где относятся к нему с уважением.
Это может быть и спортивная секция, и
технический кружок, но может быть и подвал
дома, где собираются подростки, общаются,
курят, выпивают и др. Как правило, в этом
возрасте у подростков возникают проблемы
со взрослыми, в частности с родителями,
Родители продолжают смотреть на своего
ребенка как на маленького, а он пытается
вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения
со взрослыми обычно характеризуются
повышенной конфликтностью, усиливается
критичность по отношению к мнениям взрослых,
но при этом становится более значимым
мнение сверстников. Изменяется характер
отношений со старшими: из позиции подчинения
подросток пытается перейти в позицию
равенства. Одновременно изменяется и
характер взаимоотношений со сверстниками,
появляется потребность в общении с целью
самоутверждения, что в неблагоприятных
условиях может привести к различным формам
отклоняющегося поведения; повышенный
интерес к вопросам интимной жизни человека,
что может приводить к асоциальным нарушениям
сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.
Все
это происходит на фоне изменения
эмоционально-волевой сферы. У подростка
проявляется эмоционально выраженное
стремление познания окружающей действительности,
стремление к общению со сверстниками,
потребность в дружбе на основе общих
интересов и увлечений. У подростка формируются
умения самообладания, самоуправления
своими мыслями и поступками, развиваются
настойчивость, упорство, выдержка, терпение,
выносливость и другие волевые качества.
Значительно изменяются интересы подростка
по сравнению с ребенком младшего возраста.
Наряду с любознательностью и стремлением
к творческой деятельности, для него характерна
разбросанность и неустойчивость интересов.
Таким образом, можно выделить характерные
особенности подросткового возраста:
эмоциональная незрелость, недостаточно
развитое умение контролировать собственное
поведение, соразмерять желания и возможности
в удовлетворении своих потребностей,
повышенная внушаемость, желание самоутвердиться
и стать взрослым.
Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в тоже время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.
Типы девиаций.
Подростков,
чье поведение отклоняется от принятых
в обществе правил, норм поведения, называют
трудными или трудновоспитуемыми. Под
трудновоспитуемостью понимается сопротивление
педагогическим воздействиям, которое
может быть обусловлено самыми разнообразными
причинами, связанными с усвоением некоторых
социальных программ, знаний, навыков,
требований и норм в процессе целенаправленного
обучения и воспитания.
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение
им норм и правил, установленных в обществе,
в науке рассматривается через явление,
которое называется девиация. Девиация
(отклонение) является одной из сторон
явления изменчивости, которое присуще
как человеку, так и окружающему его миру.
Изменчивость в социальной сфере всегда
связана с деятельностью и выражается
в поведении человека, которое представляет
взаимодействие его с окружающей средой,
опосредованное внешней и внутренней
активностью подростка. Как уже было сказано
ранее, поведение может быть нормальное
и отклоняющееся.
Нормальное поведение подростка полагает
взаимодействие его с микросоциумом, адекватно
отвечающее потребностям и возможностям
его развития и социализации. Если окружение
ребенка способно своевременно и адекватно
реагировать на те или иные особенности
подростка, то его поведение всегда (или
почти всегда) будет нормальным.
Отсюда
отклоняющееся поведение может
быть охарактеризовано как взаимодействие
ребенка с микросоциумом, нарушающее
его развитие и социализацию вследствие
отсутствия адекватного учета средой
особенностей его индивидуальностей
проявляющееся в поведенческом противодействии
установленным нравственным и правовым
общественным нормам.
Очевидно, что отклоняющееся поведение
является одним из проявлений социальной
дезадаптации. Говоря о детско-подростковой
дезадаптации, необходимо уточнить категории
детей, которые подвержены этому процессу:
- дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);
- дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;
- социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;
- подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;
Информация о работе Девиация как социально-педагогическая проблема