Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:38, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть девиации как социально-педагогическую проблему.
Задачи:
Предпосылки девиации в подростковом возрасте;
Типы девиаций;
Причины девиантного поведения подростков;
Концепции девиации.
Введение ……………………………………………………………..……стр. 3
Предпосылки девиации в подростковом возрасте …………………..…стр. 5
Типы девиаций ……………………………………………………….…..стр. 8
Причины девиантного поведения подростков …………………………стр. 12
Заключение ……………………………………………………………….стр. 19
Литература ………………………………………………………………..стр. 20
- подростки сексуально распущенного поведения;
- подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
Девиации
включают в себя девиантное, делинквентное
и криминальное поведение. Девиантное
поведение — один из видов отклоняющегося
поведения, связанный с нарушением соответствующих
возрасту социальных норм и правил поведения,
характерных для микросоциальных отношений
(семейных, школьных) и малых половозрастных
социальных групп. То есть этот тип поведения
можно назвать антидисциплинарным. Типичными
проявлениями девиантного поведения являются
ситуационно обусловленные детские и
подростковые поведенческие реакции,
такие как: демонстрация, агрессия, вызов,
самовольное и систематическое отклонение
от учебы или трудовой деятельности; систематические
уходы из дома и бродяжничество, пьянство
и алкоголизм детей и подростков; ранняя
наркотизация и связанные с ней асоциальные
действия; антиобщественные действия
сексуального характера; попытки суицида.
Делинквентное поведение, в отличие от
девиантного, характеризуется как повторяющиеся
асоциальные проступки детей и подростков,
которые складываются в определенный
устойчивый стереотип действий, нарушающих
правовые нормы, но не влекущих уголовной
ответственности из-за их ограниченной
общественной опасности или недостижения
ребенком возраста, с которого начинается
уголовная ответственность.
Выделяются следующие типы делинквентного поведения:
- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;
- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материалы выгоду;
- распространение и продажа наркотиков.
Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции. Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.
Негативные
формы девиаций являются социальной
патологией: пьянство и алкоголизм,
токсикомания и наркомания, проституция,
суицид, правонарушения и преступность.
Они дезорганизуют систему, подрывают
ее основы и наносят значительный ущерб,
в первую очередь, личности самого подростка.
Необходимость в регулировании поведения
людей всегда будет оставаться актуальной,
так как существует неразрешимое противоречие
между потребностями человека и возможностями
их удовлетворения. Стремление к удовлетворению
материальных или духовных потребностей
является тем внутренним мотивом, который
побуждает людей с недостаточно развитой
социальной ориентацией к поступкам и
действиям, не соответствующим общепринятым
нормам поведения. Также факторами отклоняющегося
поведения могут стать психологическая
невосприимчивость личности к установленным
обществом социальным нормам или генетическая
предопределенность отклонения.
В
зависимости от типа нарушаемой нормы
отклоняющееся поведение
- видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
-
уровню или масштабности
-
внутренней структуре
-
ориентированности отклонения
Причины девиантного
поведения подростков.
Отклоняющееся
поведение имеет сложную
Биологические
факторы выражаются в существовании
неблагоприятных
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Психологические
факторы, в которые включаются наличие
у ребенка психопатологии или акцентуации
(чрезмерное усиление) отдельных черт
характера. Эти отклонения выражаются
в нервно-психических заболеваниях, психопатии,
неврастении, пограничных состояниях,
повышающих возбудимость нервной системы
и обусловливающих неадекватные реакции
подростка. Дети с явно выраженной психопатией,
которая является отклонением от норм
психического здоровья человека, нуждаются
в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера,
что является крайним вариантом психической
нормы, чрезвычайно уязвимы для различных
психологических воздействий и нуждаются,
как правило, в социально-медицинской
реабилитации наряду с мерами воспитательного
характера. В каждый период развития ребенка,
формируются некоторые психические качества,
черты личности и характера. У подростка
наблюдается два процесса развития психики:
либо отчуждение от той социальной среды,
где он живет, либо приобщение. Если в семье
ребенок чувствует недостаток родительской
ласки, любви, внимания, то защитным механизмом
в этом случае будет выступать отчуждение.
Проявлениями такого отчуждения могут
быть: невротические реакции, нарушение
общения с окружающими, эмоциональная
неустойчивость и холодность, повышенная
уязвимость, обусловленные психическими
заболеваниями выраженного или пограничного
характера, отставанием или задержкой
психического развития, разными психическими
патологиями. Характерологические подростковые
реакции, такие как отказ, протест, группирование,
являются, как правило, следствием эмоционально
зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы
нравственных ценностей подростка сфера
его интересов начинает принимать преимущественно
корыстную, насильственную, паразитическую
или потребительскую направленность.
Для таких подростков характерен инфантилизм,
примитивность в суждениях, преобладание
развлекательных интересов. Эгоцентрическая
позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного
отношения к существующим нормам и правам
другого человека приводит к «отрицательному
лидерству», навязыванию физически более
слабым сверстникам системы их «порабощения»,
браваде криминальным поведением, оправдыванию
своих действий внешними обстоятельствами,
низкой ответственности за свое поведение.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
- учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
- школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
- социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
- криминализации среды свободного времяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15-летнего возраста, что позволяется законом «Об образовании», выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;
-
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной
семье с систематическим употреблением
алкоголя, наркотиков, аморальным образом
жизни, криминальным поведением родите
лей, проявлениями маломотивированной
«семейной жестокости» и насилия.
Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением
называют широкий спектр действий, наносящих
вред ребенку со стороны людей, которые
его опекают или заботятся о нем. Эти действия
включают мучения, физическое, эмоциональное,
сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные
наказания или ограничения, влекущие физический
ущерб для ребенка. Жестокому обращению
дети подвергаются в семье, на улице, в
школе, детских домах, больницах и других
детских учреждениях. Дети, которые подверглись
таким действиям, лишены чувства безопасности,
необходимого для их нормального развития.
Это приводит к осознанию ребенком того,
что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой
вид жестокого обращения с детьми ведет
к самым разнообразным последствиям, но
их объединяет одно — ущерб для здоровья
ребенка или опасность для его жизни и
социальной адаптации.
Тип реагирования детей и подростков на
жестокое обращение зависит от возраста
ребенка, черт его личности, социального
опыта. Наряду с психическими реакциями
(страх, нарушение сна, аппетита и пр.),
наблюдаются различные формы нарушения
поведения: повышение агрессивности, выраженная
драчливость, жестокость или неуверенность
в себе, робость, нарушение общения со
сверстниками, снижение самооценки. Для
детей и подростков, подвергшихся сексуальному
насилию (или посягательству), характерно
также и нарушение сексуального поведения:
нарушение полоролевой идентификации,
страх перед любыми видами проявления
сексуальности и др. Важным представляется
то, что большинство детей, переживших
в детстве жестокое обращение (насилие)
взрослых, склонны воспроизводить его,
выступая уже в роли насильника и мучителя.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное
развитие ребенка показывает, что у большой
группы детей нарушены условия их ранней
социализации. Часть из них пребывает
в условиях стрессовых ситуаций с риском
физического или психического насилия,
ведущих к различным формам девиации;
другие — вовлечены в преступную деятельность
с формированием устойчивых форм делинквентного
или криминального поведения.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
Информация о работе Девиация как социально-педагогическая проблема