Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:07, реферат
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1 Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
1.2 Задачи и содержание словарной работы в детском саду
1.3 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
1.4 Лексические средства выразительности речи, доступные детям
1.5 Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
1.5.1 Дидактические игры и лексические упражнения – методы словарной работы
Заключение
Список использованной литературы
2)
наименьшее число
3)
качественные показатели
4)
появляется больше
5)
дети после формирующего
Заключение
Итак, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.
При организации совместных
специальных игр ребенку
Обогащение и активизацию
словаря необходимо начинать с самого
раннего возраста ребенка. А в
дальнейшем нужно еще более
Задача воспитателя
В ходе экспериментального исследования выяснилось:
–констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития
активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста;
–наибольшее число прилагательных дети называли на основе восприятия натурального предмета, а наименьшее – по представлению;
–при описании натуральных предметов наблюдается большее число прилагательных, обозначающих цвет, материал, величину и форму, а при описании по представлению на первый план выходят разнофакторные и оценочные прилагательные;
–с целью повышения объема активного словаря мы провели
серию дидактических игр и упражнений.
Данные, приведенные в таблице 8, показывают увеличение показателей уровня развития активного словаря прилагательных после проведенной нами системы дидактических игр и словесных упражнений. Эти данные позволяют говорить об эффективности предложенной нами системы.
Список использованной литературы
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика
развития речи и обучения
2.
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь
задач речевого развития детей
на занятиях // Воспитание умственной
активности у детей
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.
5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в общении детей. – М., 2001
6.
Антипова Ж. Что? Где? Когда?:
О работе по формированию
7.
Бельтюков В.И. Пути
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2‑е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
9.
Бондаренко А.К. Словесные
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
11. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
12. Воспитание
и обучение детей с
13. Выготский Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.
14. Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
15. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. – М.: Просвещение, 1987.-207 с.
16. Гербова В. В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ.-1970.
17. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
18. Громова
О.Е. Методика формирования
19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.
21. Жукова Н.С.Формирование устной речи. – М., 1994
22. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с.
23. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с.
24. Захарова
А.В. Опыт лингвистического
25. Иваненко
А.П. Словарная работа в
26. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980
27. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999
29. Левина
Р.Е. Воспитание правильной
30. Левина
Р.Е., Никашина Н.А. Общее
31. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
32. Методика
развития речи детей
33. Развитие
речи детей дошкольного
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
35. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
36. Харченко
В. К. Семантика слова в
37. Чилигрирова Л, Спиридонова Б. Играя, учимся М., 1993
38. Швачкин Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л., 1948. С.94-95.