Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:07, реферат

Описание

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1 Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
1.2 Задачи и содержание словарной работы в детском саду
1.3 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
1.4 Лексические средства выразительности речи, доступные детям
1.5 Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
1.5.1 Дидактические игры и лексические упражнения – методы словарной работы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 73.47 Кб (Скачать документ)

 

2)                наименьшее число прилагательных  наблюдалось у детей при назывании  прилагательных по представлению;

 

3)                качественные показатели превышают  показатели после формирующего  эксперимента;

 

4)                появляется больше прилагательных, обозначающих материал, величину  и форму, когда дети опираются  на картинку или натуральный  предмет;

 

5)                дети после формирующего эксперимента  стали употреблять практически  равное количество прилагательных  всех групп .

 

 

 

Заключение

 

 

 

Итак, развитие речи и словаря  детей, овладение богатствами родного  языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

 

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка  в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и  коллективных), в которых воспитатель  ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в  свободном общении. В этих ситуациях  расширяется словарь, накапливаются  способы выражения замысла, создаются  условия для совершенствования  понимания речи.

 

При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада»  в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

 

Обогащение и активизацию  словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в  дальнейшем нужно еще более усовершенствовать  его и увеличивать. Только у ребенка  обладающего богатым словарным  запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь.

 

Задача воспитателя максимально  оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные  методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Исходя из вышеперечисленного можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.

 

 

 

В ходе экспериментального исследования выяснилось:

 

–констатирующий эксперимент  показал низкий уровень развития

активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного  возраста;

 

–наибольшее число прилагательных дети называли на основе восприятия натурального предмета, а наименьшее – по представлению;

 

–при описании натуральных  предметов наблюдается большее  число прилагательных, обозначающих цвет, материал, величину и форму, а  при описании по представлению на первый план выходят разнофакторные и оценочные прилагательные;

 

–с целью повышения  объема активного словаря мы провели

серию дидактических игр  и упражнений.

 

Данные, приведенные в  таблице 8, показывают увеличение показателей  уровня развития активного словаря  прилагательных после проведенной  нами системы дидактических игр  и словесных упражнений. Эти данные позволяют говорить об эффективности  предложенной нами системы.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.           Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному  языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

 

2.           Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь  задач речевого развития детей  на занятиях // Воспитание умственной  активности у детей дошкольного  возраста.- М, 2003. - с.27-43.

 

3.           Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

 

4.           Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.

 

5.           Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.  Как преодолеть трудности в  общении детей. – М., 2001

 

6.           Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного  запаса у детей с ОНР // Дошкольное  воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38

 

7.           Бельтюков В.И. Пути исследования  механизма развития речи // Дефектология. – 1984. – №3. – с. 24–32

 

8.           Бондаренко А.К. Дидактические  игры в детском саду: Кн. Для  воспитателя дет. сада. – 2‑е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

 

9.           Бондаренко А.К. Словесные игры  в детском саду. Пособие для  воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.

 

10.       Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

 

11.       Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.

 

12.       Воспитание  и обучение детей с расстройствами  речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999. – 247 с.

 

13.       Выготский  Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.

 

14.       Гвоздев  А.Н.Вопросы изучения детской речи. – М., 1961

 

15.       Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. – М.: Просвещение, 1987.-207 с.

 

16.       Гербова В. В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ.-1970.

 

17.        Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.

 

18.       Громова  О.Е. Методика формирования начального  детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. –  176 с.

 

19.       Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.

 

20.       Жукова  Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.

 

21.       Жукова  Н.С.Формирование устной речи. – М., 1994

 

22.       Занятия  по развитию речи в детском  саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с.

 

23.       Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 79 с.

 

24.       Захарова  А.В. Опыт лингвистического анализа  словаря детской речи. – Новосибирск, 1975.С.3-5

 

25.       Иваненко  А.П. Словарная работа в детском  саду. – Запорожье, 1975

 

26.       Иванова  Н.П. Лексические упражнения в  детском саду // Умственное воспитание  детей дошкольного возраста. –  М., 1980

 

27.       Кольцова  М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979

 

28.       Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999

 

29.       Левина  Р.Е. Воспитание правильной речи  у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.

 

30.       Левина  Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие  речи // Основы теории и практики  логопедии. – М., 1968.

 

31.       Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.

 

32.       Методика  развития речи детей дошкольного  возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с.

 

33.       Развитие  речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984.

 

34.       Рубинштейн  С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

 

35.       Тихеева  Е.И. Развитие речи детей. / Под  ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

 

36.       Харченко  В. К. Семантика слова в детской  речи: проблемы и наблюдения//Детская  речь как предмет лингвистического  изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987

 

37.       Чилигрирова Л, Спиридонова Б. Играя, учимся М., 1993

 

38.       Швачкин Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л., 1948. С.94-95.

 


Информация о работе Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР