Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:07, реферат

Описание

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1 Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
1.2 Задачи и содержание словарной работы в детском саду
1.3 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
1.4 Лексические средства выразительности речи, доступные детям
1.5 Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
1.5.1 Дидактические игры и лексические упражнения – методы словарной работы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 73.47 Кб (Скачать документ)

Даниил К.

4

 

 

 

Дима Ж.

4

 

 

 

Ирина В.

4,7

 

 

 

Паша К.

4,3

 

 

 

Маша Т.

3,3

 

 

 

 

 

В среднем дети называли 3,8 прилагательных. Этот показатель выше предыдущего результата, показанного  ими в первой серии эксперимента. Превысили его четыре ребенка, у  остальных двух детей индивидуальный показатель ниже среднего. Из анализа  таблицы 2 можно сделать вывод, что  количество употребленных детьми прилагательных возросло. Это говорит о том, что  по картинке детям легче описать  предмет.

 

 

 

 

Рис.2 Качественное использование  прилагательных

 

 

 

Качественный анализ: возрастает количество прилагательных всех категорий  на 1 – 2 слова. По картинке детям легче  описать предмет, т.к. отчетливо проявляются  некоторые его признаки – цвет, форма, величина.

 

Но по-прежнему больше всего  оценочных прилагательных, а меньше – обозначающих материал, величину и форму.

 

Обратимся к анализу данных третьей серии – описание натурального предмета, результаты которой отражены в таблице 3

 

 

 

Таблица 3. Количество употребленных  прилагательных на основе восприятия натурального предмета

 

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний

 

Ваня М.

5,6

4,3

 

Даниил К.

5,3

 

 

 

Дима Ж.

3,6

 

 

 

Ирина В.

3,6

 

 

 

Паша К.

5,3

 

 

 

Маша Т.

2,6

 

 

 

 

 

Дети называли в среднем 4,3 прилагательных по представлению. Этот показатель выше предыдущего, представленного  в таблице 2. Превысили средний  показатель три ребенка, у остальных  детей индивидуальный показатель ниже среднего.

 

Анализ таблицы 3 показывает, что в третьей серии эксперимента дети назвали самое большое количество прилагательных.

 

Качественный анализ последней  серии детей экспериментальной  группы показывает значительное увеличение употребления прилагательных, обозначающих материал. На основе восприятия натурального предмета этот его признак легче  распознается детьми. Практически на том же уровне осталось употребление прилагательных, обозначающих цвет. Этот признак во всех трех методиках оставался  достаточно стабильным и часто употребляемым. Употребление оценочных прилагательных остается довольно высоким. Употребление разнофакторных прилагательных и прилагательных, обозначающих величину и форму остается практически на том же уровне

 

 

 

 

Рис.3 Качественное использование  прилагательных на основе восприятия натурального предмета в экспериментальной  группе

 

 

 

Во всех сериях эксперимента лидируют по количеству употребления оценочные прилагательные, затем  идут прилагательные, обозначающие цвет, причем это довольно часто употребляемая  категория прилагательных, которая  на протяжении всего эксперимента остается довольно высокой. Меньше всего дети употребили прилагательные, обозначающие материал, величину и форму. Но их количество постепенно увеличивается по мере того, как методика становится легче.

 

Таким образом, был проведен констатирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития активного словаря  прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. Эти данные позволяют нам сделать выводы об уровне развития активного словаря, которые можно сформулировать следующим  образом:

 

–количество употребленных  прилагательных детьми низкое, но оно  увеличивается по мере того как методика становится легче;

 

–наибольшие трудности наблюдались  у детей при назывании прилагательных по представлению;

 

–появляется больше прилагательных, обозначающих материал, величину и  форму, когда дети опираются на картинку или натуральный предмет;

 

Все это свидетельствует  о недостаточном уровне сформированности активного словаря прилагательных детей, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.

 

B. Формирующий эксперимент

 

Цель формирующего эксперимента – развивать активный словарь  прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.

 

Формирующий эксперимент  состоял из трех этапов:

 

1. Подготовительный этап.

 

Цель: подготовка базы для  развития словаря прилагательных. На этом этапе проводилась работа по развитию психических процессов, а  также обогащению словаря существительных  и глаголов.

 

2. Основной этап.

 

Цель: развитие активного  словаря прилагательных.

 

3. Закрепительный этап. Цель: проверка использования прилагательных  в самостоятельной речи.

 

Содержание формирующего эксперимента представлено в таблице :

 

Дети, принимавшие участие  в эксперименте с удовольствием  выполняли задания, радовались своим  правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить  ошибки.

 

Во время проведения формирующего эксперимента обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании  инструкции, особенно на первоначальном этапе, вызванные речевым нарушением, невнимательностью, привыканием к  экспериментатору.

 

В процессе выполнения заданий  некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в  простом повторении инструкции к  заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога.

 

Нужно отметить, что особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными  поощрениями, а также задания  соревновательного характера.

 

Таблица 4. Содержание эксперимента

 

Этап

Игры

Цель

 

1

2

3

 

подготовительный

1) «Где позвонили?»

Определение направления  звука

 

2) «Скажи, что ты слышишь»

Развивать внимание, учить  прислушиваться к звукам

 

3) «Тихо – громко»

Учить определять силу звучания; координация звучания с движением.

 

подготовительный

4) «Наседка и цыплята»

Учить соотносить число на карточке с определенным количеством  ударов.

 

5) «Слушай хлопки»

Учить детей внимательно  слушать педагога и действовать  по его инструкции.

 

6) Найди различия»

Учить обращать внимание на детали изображения.

 

7) «Дорисуй»

Учить рассматривать предмет, обращая внимание на его детали.

 

8) «Повтори за мной»

Развивать моторно-слуховую

 

память,

 

9) «Запомни слова по  рисункам»

Та же

 

10) «Запомни и воспроизведи»

Та же

 

11) «Выдели неподходящий  предмет»

Формирование операций анализа, синтеза, обобщения.

 

12) «Группировка предметов»

Формирование синтетической  деятельности, обобщения.

 

13)«Установи последовательность  событий»

Развивать умение устанавливать  причинно-следственные связи, делать обобщения.

 

14) «Отгадай загадку»

Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с, использованием наглядной опоры.

 

15) «Ассоциации»

Развитие ассоциаций.

 

16) Назови одним словом»

Учить называть обобщающее слово-существительное.

 

17) «Догадайтесь, каким будет  четвертое слово»

Учить восстанавливать смысловые  ряды слов.

 

18) «Назови части»

Активизировать словарь

 

существительных

 

19) «Объясни, что общее  у предметов»

Закреплять обобщающие слова

 

20) «Скажи наоборот»

Обогащать словарь антонимами-существительными

 

21) «Подбери предмет»

Учить подбирать предметы к названию действий

 

22) «Кто или что может  это сделать»

Та же

 

 

 

B. Контрольный эксперимент

 

Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития активного словаря прилагательных. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился после системы работы по увеличению объема активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного  возраста. Данные приводятся в сравнении  с первоначальными, полученными в ходе констатирующего эксперимента.

 

Первая серия – описание предмета по представлению, количественные данные отражены в таблицах 5,6.

 

 

 

Таблица 5. Количество употребленных  прилагательных по представлению

 

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

 

 

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

 

Ваня М.

3,7

3,8

3,6

4,4

 

Даниил К.

5,3

5,7

 

 

 

Дима Ж.

2,3

4

 

 

 

Ирина В.

3,3

4,7

 

 

 

Паша К.

3,7

4,3

 

 

 

Маша Т.

3,3

3,6

 

 

 

 

 

 

По данным этой серии, дети в среднем употребили 4,4 прилагательных по представлению. У двоих детей  индивидуальный показатель превышает  среднегрупповой, почти соответствует – у одного ребенка, у троих детей – ниже среднего.

 

Также необходимо отметить, что по сравнению с данными  аналогичной серии констатирующего  эксперимента, количество употребленных  прилагательных возросло. Качественные показатели представлены на рисунке 4

 

 

 

 

Рис.4 Качественное использование  прилагательных

 

 

 

Дети больше всего употребили прилагательных оценки, далее следуют  прилагательные, обозначающие цвет, а  прилагательных остальных групп  стало примерно равное количество. Т.е. после эксперимента детьми больше употреблялись по представлению прилагательные, обозначающие материал, величину и форму. Количественные результаты второй серии представлены в таблице 6.

 

 

 

Таблица 6. Количество употребленных  прилагательных на одну картинку

 

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

 

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

 

Ваня М.

3,3

4,1

3,8

4,7

 

Даниил К.

4

5,8

 

 

 

Дима Ж.

4

4,3

 

 

 

Ирина В.

4,7

5

 

 

 

Паша К.

4,3

4,7

 

 

 

Маша Т.

3,3

3,9

 

 

 

 

 

 

Таким образом, дети употребили в среднем 4,7 прилагательных на одну картинку. Качественные показатели второй серии отражены на рисунке 5.

 

 

 

 

Рис.5 Качественное использование  прилагательных

 

 

 

У детей возросло количество прилагательных цвета, немного понизилось количество оценочных прилагательных, когда дети опираются на картинку. Остальные группы прилагательных находятся  на примерно равном уровне.

 

Последняя серия – называние  прилагательных на основе восприятия натурального предмета. Количественные показатели приведены в таблице 7.

 

Результаты последней  серии показывают повышение среднего показателя у детей группы. Он составляет 5,2 прилагательных. Это наивысший  показатель во всем эксперименте.

 

 

 

Таблица 7. Количество употребленных  прилагательных на основе восприятия натурального предмета

 

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

 

 

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

 

Ваня М.

5,6

4,6

4,3

5,2

 

Даниил К.

5,3

6

 

 

 

Дима Ж.

3,6

4,7

 

 

 

Ирина В.

3,6

5,3

 

 

 

Паша К.

5,3

5,8

 

 

 

Маша Т.

2,6

4,3

 

 

 

 

 

 

Качественные показатели представлены на рисунках 6.

 

 

 

 

Рис.6 Качественное использование  прилагательных

 

 

 

У детей существенно изменилось соотношение групп прилагательных. Видно, что больше всего прилагательных цвета, затем прилагательных, обозначающих материал, и примерно столько же оценочных прилагательных и прилагательных величины и формы, разнофакторных прилагательных – 11 слов

 

Дети группы употребили примерно равное число прилагательных всех групп. Различия показателей после формирующего эксперимента представлены в таблице 8.

 

 

 

Таблица 8. Сравнительный  анализ количественных показателей

 

Группа

Экспериментальная

 

Серия

До

После

Динамика

 

По представлению

3,6

4,4

+0,8

 

По картинке

3,8

4,7

+0,9

 

Натуральный предмет

4,3

5,2

+0,9

 

 

 

Качественные показатели, т.е. распределение прилагательных по группам, увеличилось. Во всех сериях дети употребили больше прилагательных. Прилагательные оценки дети называли больше всего по представлению и  по картине, а на основе восприятия натурального предмета их количество снизилось и, напротив, прилагательных, обозначающих материал, величину и  форму было меньше в первой серии, а затем их количество возросло, причем намного.

 

Констатирующий этап показал, что дети употребили мало прилагательных всех категорий. Оценочных прилагательных было больше всего во всех сериях эксперимента. Меньше всего было прилагательных, обозначающих материал, величину и  форму. Но количество их употребления увеличивается по мере того, как  методика становится легче.

 

После серии дидактических  игр и упражнений качественные показатели возросли. Теперь дети употребили больше прилагательных всех категорий.

 

Таким образом, был проведен формирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития активного словаря  прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. Эти данные позволяют нам сделать следующие  выводы:

 

1)                количество употребленных прилагательных  детьми стал выше, причем различие  увеличивается, по мере того  как методика становится легче;

Информация о работе Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР