Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся.
Введение………………………………………………………………………........3
Традиционные формы организации обучения и их развития в дидактике.5
Инновационные формы обучения…………………………………………...12
Понятие о формах организации обучения и их классификация.……….....21
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список литературы……………………………………………………………..30
Министерство
образования Саратовской
ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»
КУДАШЕВА ИЛЬМИРА ТАГИРОВНА
Студент 3И1 группы
Специальность 050202 «Информатика»
Форма организации процесса обучения: традиции и инновации
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
Колоколова Елена
Владимировна, преподаватель
ВОЛЬСК, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и др.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Личностно-ориентированная
педагогика выдвигает на передний план
нетрадиционные подходы к организации
процесса обучения в современной
школе. Содержание образования составляет
систему знаний, умений, навыков, черт
творческой деятельности, мировоззренческих
и поведенческих качеств
Современная школа далеко не полностью использует большие возможности урока в организации учебной работы учащихся, в воспитании идейно-нравственных качеств школьников, подготовке их к жизни, труду, трудовой профессиональной деятельности и др. При этом указывается, что основной причиной этому является недостаточность разработки теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе обучения. В связи с актуальностью проблемы была выбрана тема настоящего исследования: «Формы организации обучения: традиции и инновации».
Цель курсовой работы: выявление таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и инновационных системах обучения.
Задачи:
1.Традиционные формы организации обучения и их развитие в дидактике
Истории мировой педагогической
мысли и практике обучения известны
самые разнообразные формы
В связи с этим учеными выделены такие основания для классификации форм организации обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Заметим, что эта классификация не является строго научной и далеко не всеми учеными-педагогами признается. Вместе с тем надо признать, что такой подход к классификации форм организации обучения позволяет немного упорядочить их разнообразие[5].
Самой старой формой учебного
процесса, берущей свое начало в
глубокой древности, является индивидуальная
форма обучения. Суть ее заключается
в том, что учащиеся выполняют
задания индивидуально, в доме учителя
или ученика. Помощь учителя выступала
либо непосредственно, либо косвенно,
оказываемая ученику через
Индивидуальная форма организации обучения была единственной в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах широко использовалась до XVIII века. Последующие периоды развития общества она доминировала в практике семейного воспитания состоятельных слоев общества (например, в дворянских семьях, в зажиточных семьях, других слоев общества)[23,c.289].
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в собственную деятельность учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Разумеется, индивидуальное обучение предполагает наличие учителя с высокой педагогической квалификацией.
Однако, наряду с перечисленными достоинствами индивидуальное обучение страдает и рядом недостатков, за что уже в XVI веке оно было подвергнуто резкой критике. К числу этих недостатков следует отнести, прежде всего, его неэкономичность, некоторую ограниченность влияния учителя, вызванную тем, что, как правило, функция учителя сводилась к даче задания ученику и проверке его выполнения. Недостатком также является ограниченность сотрудничества с другими учениками, что отрицательно сказывалось на процесс социализации обучаемого, формирования умения работать в коллективе. Вот почему значение индивидуального обучения, начиная уже с XVI века, неуклонно снижается и постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса[24,c.288].
Суть этой формы заключается
в том, что занятия учитель
ведет уже не с одним учеником,
а с целой группой
Как индивидуальная, так
и индивидуально-групповая
На рубеже XV и XVI столетий
в Европе наблюдается всплеск
новых потребностей в образовании.
Они вызваны развитием
Важнейший из них являются:
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.
Классно-урочная система
обучения со дня ее обоснования и
по настоящее время занимает умы
ученых-педагогов всего мира. Она
подвергнута обстоятельному анализу
и описанию со всеми своими достоинствами
и недостатками в многочисленных
фундаментальных трудах по дидактике
и методикам преподавания отдельных
учебных предметов, а также в
трудах по педагогической психологии.
Авторы этих трудов едины в том, что
классно-урочная система
Ее достоинства: четкая организационная
структура, обеспечивающая упорядоченность
всего учебно-воспитательного
Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др. Работа в навязанном темпе, — отмечала Е.Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, - это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч.Куписевич, навязывает учащимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы. В итоге одни учащиеся переводятся в следующий класс, а другие - пусть слабые только по какому-либо одному предмету - остаются на второй год, хотя при лучшей организации работы они могли бы с успехом устранить имеющиеся пробелы. В немалой степени второгодничество обязано также жестокости расписания еженедельных занятий в школе, навязывающего всем детям одинаковый темп работы независимо от их возможностей[24,c.244].
В настоящее время повсеместно, как видим, идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации, технизации обучения. Такова история развития организационных форм обучения.
Из этого беглого
Информация о работе Форма организации процесса обучения: традиции и инновации