Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся.
Введение………………………………………………………………………........3
Традиционные формы организации обучения и их развития в дидактике.5
Инновационные формы обучения…………………………………………...12
Понятие о формах организации обучения и их классификация.……….....21
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список литературы……………………………………………………………..30
3. По цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся (М.И. Махмутов):
4. По преобладающему компоненту урока (В.И. Журавлев):
5. По дидактической цели (Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина и др.):
• урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;
• урок закрепления знаний;
• урок выработки и закрепления умений и навыков;
• обобщающий урок;
• урок проверки знаний , умений и навыков (контрольный урок).
Все выше перечисленные уроки можно разделить на: типичные (стандартные) и нестандартные уроки [24,c.304 ].
Существуют классификации форм обучения, делящие их по дидактическим целям на теоретические, комбинированные, практические, трудовые [дидактика].
Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной и др.
Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы, которые представлены в таблице №1 А.В.Хуторским:
1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;
2) коллективно-групповые
занятия по типу классно-
3)системы индивидуального-
Таблица №1
Группы и элементы одной классификации не являются логически и педагогически изолированными [ 5,c.108 ].
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников[24,c.303].
Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.):
- интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В.Шаталов.);
- межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;
- театрализированные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;
- уроки,
которые ещё не приобрели
- уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается в разных классах.
Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):
1. Урок - деловая игра.
2. Урок - пресс конференция.
3. Урок - соревнование.
4. Урок - консилиум.
5. Урок - зачет.
6. Урок-КВН.
7. Урок-суд.
8. Урок-аукцион.
9. Урок-экскурсия.
10. Урок-семинар.
11. Урок- театральное представление.
12. Урок-консультация.
13. Урок - блок-схема.
14. Урок-лекция[18,c.302].
Легко заметить, что в ряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Исходя из такой трактовки
термина "организация" И.М. Чередов
справедливо констатирует, что форма
организации обучения предполагает
"упорядочивание, налаживание, приведение
в систему" взаимодействия учителя
с учащимися при работе над
определенным содержанием материала.
Организация обучения преследует цель
обеспечить оптимальное функционирование
процесса управления учебной деятельностью
со стороны учителя. Построенная
на оптимальном сочетании
После того как каждый учащийся в своем темпе познакомился с новым материалом, уточняются и разбираются вопросы учащихся. На них отвечают наиболее подготовленные школьники. Учитель по мере необходимости уточняет, дополняет ответы учеников, отвечает на самые сложные вопросы, используя известные ему методы и приемы обучения. Затем начинаются практические занятия - упражнения, решения задач, лабораторные работы. Тут учитель оценивает уже не только знания, но и умения их применять. При этом он может привлекать на помощь слабым ученикам более сильных, создавая творческие группы, расширяя столь необходимые в этом возрасте деловые общения. По итогам практических работ выставляются оценки. Неисправившееся с заданием прорабатывают материал изучаемой темы в резервное время (внеурочное) вместе с учителем и сильными учениками. Вот в таком характере учебного занятия очень четко просматриваются формы организации учебной деятельности школьников, формы организации обучения[24,c.289].
Анализ научной литературы позволил нам заключить, что приведенный пример организации учебной работы означает, что одна и та же форма обучения (например, урок) может иметь различную модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы, организуемой учителем. Об этом убедительно свидетельствует история развития организационных форм обучения.
Заключение
Истории мировой педагогической
мысли и практике обучения известны
самые разнообразные формы
Критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившиеся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием многочисленных поисков и теоретиков педагогики, и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой - путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки. На сегодняшний день продолжается усовершенствование классно-урочной и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации, технизации обучения.
Рациональное сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и повышение самооценки. Одна и та же форма обучения может иметь различную модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы, организуемой учителем. Об этом убедительно свидетельствует история развития организационных форм обучения.
Список литературы
Информация о работе Форма организации процесса обучения: традиции и инновации