Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся.
Введение………………………………………………………………………........3
Традиционные формы организации обучения и их развития в дидактике.5
Инновационные формы обучения…………………………………………...12
Понятие о формах организации обучения и их классификация.……….....21
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список литературы……………………………………………………………..30
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), методов, зависимых от технической среды обмена информацией[5,c.108].
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению[2].
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
Дистанционное обучение занимает
всё большую роль в модернизации
образования. Согласно приказу 137 Министерства
образования и науки РФ от 06.05.2005
«Об использовании
Использование в системе
открытого образования
• во-первых, это мгновенная передача информации с помощью электронной почты (консультирование профессорами, пересылка методических рекомендаций, текстовых и гипертекстовых учебников);
• во-вторых, он-лайн лекции, общение на форумах, чатах, конференциях, как с преподавателями, так и с коллегами-студентами позволяют оперативно решать многие образовательные задачи;
• в-третьих, электронные учебные курсы, размещаемые образовательными учреждениями, как в сети Интернета, так и на компакт-дисках (CD), содержат не только тексты, но и необходимые иллюстрации (анимацию, видео и т.д.), вопросы для проверки знаний, гиперссылки на справочные материалы;
• наконец, электронное обучение предполагает использование студентом всех интеллектуальных ресурсов всемирной сети Интернета[21,c.204].
Формы дистанционного обучения:
Для веб-занятий используются
специализированные образовательные
веб-форумы — форма работы пользователей
по определённой теме или проблеме
с помощью записей, оставляемых
на одном из сайтов с установленной
на нем соответствующей
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)[5.c,243].
Анализ научной литературы позволил нам заключить, что в настоящее время идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации, технизации обучения. Исторический анализ показывает, что наиболее устойчивой оказалась классно-урочная система и что она действительно является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы.[23,c.231-232]
3.Понятие о формах организации обучения и их классификация
Дискуссии вокруг проблемы
форм организации учебного процесса
в школе не утихают на страницах
педагогической литературы. И это
не случайно. Четкого определения
в педагогической науке понятий
"форма организации обучения"
или "организационные формы
Тщательный анализ различных позиций в определении данного понятия, предпринятый И.М.Чередовым, свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение. Поводом к такому выводу послужило определение данного понятия И.Я. Лернера. Он пишет: "Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом" [20, с. 223].
В науке понятие "форма" рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие "форма" трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием [16,c.285].
Форма - это наружный
вид, внешнее очертание,
Применительно к обучению,
форма - это специальная конструкция
процесса обучения, характер этой конструкции
обусловлен содержанием процесса обучения,
методами, приемами, средствами, видами
деятельности учащихся. Эта конструкция
обучения представляет собой внутреннюю
организацию содержания, которым
в реальной педагогической действительности
выступает процесс
Следовательно, форму обучения
надо понимать как конструкцию отрезков,
циклов процесса обучения, реализующихся
в сочетании управляющей
При этом, некоторые ученые-педагоги, в частности М.И. Махмутов считает, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово "форма" - "форма обучения". В первом своем различии "форма обучения" означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроке. В этом своем значении термин "форма обучения" отличается от термина "форма организации обучения", обозначающего какой-либо вид занятия - урок, предметный кружок и т.п. [13,с. 49].
Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учениками.
Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный вид занятия – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т.д. Эти формы называются внешними. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников [24,c.298].
В.И. Андреев выделяет внутренние формы организации обучения, в качестве основания для классификации, выбирая структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения. К внутренним формам организации обучения относятся: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий [1,c.343].
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. А.В.Хуторской в своих исследованиях, выделил различные научные подходы к классификации уроков в зависимости от их признаков, взятых за основу:
1. по содержанию и способу проведения (Казанцев И.Н.). По первому критерию уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. А внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий – уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы, лабораторное занятие, практическое занятие, зачет, контрольная работа и т.д.
2. По логическому содержанию и этапам обучающей деятельности (С.В. Иванов):
Информация о работе Форма организации процесса обучения: традиции и инновации