Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 02:06, курсовая работа
Цели данной работы:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
Определение системы работы над формированием специальных читательских умений.
Задачи данной работы:
Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
Определить систему читательских умений, формируемую в ходе анализа художественного произведения.
Введение
Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».
Вопросами сознательного чтения также занимались М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Т.А. Ладыженская и другие.
Методика чтения и анализа
художественных произведений встала на
путь экспериментальных
Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Цели данной работы:
Задачи данной работы:
Основные понятия
Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.
Принципы анализа
Виды анализа текста –
разнообразные подходы к
Приемы анализа текста – это средства постижения художественного произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта.
Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе
Художественная литература – одно
из важнейших средств
Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль. [1; с.9]
Художественная литература
способствует целенаправленному
В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки. [7; с.2131]
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. [2; с.17].
Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. [6; с.9].
На примерах простых,
доступных рассказов дети учатся
понимать содержание произведения, его
основную мысль, знакомятся с действующими
лицами, их характерами и поступками,
оценивают данные поступки. В элементарной
форме дети получают представление
об изобразительных средствах
''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни'' [16; с.594]. И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка [11; с.9].
Таким образом, художественная
литература решает не только образовательные,
но и воспитательные задачи развития
личности учащихся. Чтение художественных
произведений способствует формированию
нравственных представлений и воспитанию
чувств и эмоций у младших школьников.
У ребят расширяются конкретные
представления об отношении к
товарищам. Это помощь друг другу
в совместных делах, в учебе, игре,
посильном труде, в беде, внимательное
отношение к окружающим (родным,
товарищам, знакомым и незнакомым людям),
проявление честности и
Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. ''Искусство, - писал психолог Л.С. Выготский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию'' [3; с.325].
Приобщение младшего школьника
к классике художественной литературы
формирует эстетическое отношение
ребенка к жизни, развивает его
интерес к литературному
Эмоционально верно
Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.
Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками
С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. ''Жизненная практика, - указывает С.Л. Рубинштейн, - заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую ''теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого''. [14; с.226].
Восприятие представляет
собой достаточно сложный процесс.
Так, М.Р. Львов отмечал, что если
произведения изобразительного искусства,
музыки воспринимается непосредственно
органами чувств, то читатель воспринимает
графические знаки, напечатанные на
бумаге. Только посредством включения
психических механизмов мозга эти
графические знаки
Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Оморокова, Н.Г. Морозова.
М.Р. Львовым были подробно
описаны психологические
Л.Н. Рожина писала, что ''полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена. [13; с.4].
Психологи считают, что учащиеся начальных
классов проявляю два типа отношения
к художественному миру произведения.
Первый тип отношения – эмоционально-
Таким образом, возрастная динамика
понимания художественного
Уровень восприятия ребенком литературного
произведения устанавливается на основе
анализа результатов