Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 02:06, курсовая работа
Цели данной работы:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
Определение системы работы над формированием специальных читательских умений.
Задачи данной работы:
Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
Определить систему читательских умений, формируемую в ходе анализа художественного произведения.
В методике принято выделять следующие принципы анализа художественного произведения:
• принцип целенаправленности;
• принцип опоры на целостное, непосредственное,
эмоциональное восприятие прочитанного;
• принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей восприятия;
• принцип учета потребностей ребенка;
• принцип внимательного отношения к
тексту произведения;
• принцип единства формы и содержания;
• принцип избирательности;
• принцип целостности;
• принцип направленности анализа на
литературное развитие ребенка, на формирование
системы читательских умений, на совершенствование
навыка чтения.
Существует несколько подходов к анализу художественного произведения:
При работе над художественным произведением используются такие виды работ, как различные виды пересказов, составление плана текста и другие.
В методике чтения принято использовать такие приемы анализа, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие.
При организации работы над художественным произведением выбор вида анализа, вида работы над текстом, приема анализа определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Квалифицированный читатель не рисует словесных картин, не составляет плана рассказа, так как он воссоздает в воображении образ, устанавливает причинно – следственные связи, поскольку владеет соответствующими умениями. Младшие школьники, только овладевающие читательскими умениями, нуждаются в специальном обучении работы с текстом.
Система читательских умений
Современное литературоведение
рассматривает художественное произведение
как сложное системное
Рассмотрим частные читательские умения:
Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста.
Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.
Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский. [4; с.10] .
При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.
Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования». [5; с.182] .
Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.
В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.
Данное умение можно рассматривать
как составную часть каждого
из перечисленных выше умений, но в
учебных целях его полезно
выделить. Это позволит направить
внимание читателя на постижение авторской
позиции в самой ткани
Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
В реальном процессе восприятия
все читательские умения взаимно
обогащают друг друга. В основе полноценного
восприятия лежит умение воспринимать
изобразительно – выразительные
средства языка. Только постигнув их
образную окраску и осознав их
роль в произведении, можно воссоздать
в воображении описанные
Таким образом, каждое читательское
умение не формируется по отдельности,
все умения, образующие систему, формируются
одновременно при обращении к
каждому новому произведению, поскольку
более высокий уровень
Заключение
На основании анализа
Список литературы