Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа
Изучение и анализ психолого–педагогической литературы показывают, что у детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).
«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
Пояснительная записка
На сегодняшний день одним
из ведущих приоритетов в
Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.
Дети с нарушениями речи
в большей степени нуждаются
в формировании
Недоразвитие
речевых средств снижает
Условиями развития
социальная ситуация развития ребенка;
формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Коммуникативная коррекция,
К особенностям
коммуникативной
- наличие развернутой
фразовой речи с элементами
недоразвития лексики,
- характерно неточное
понимание и употребление
- словарный запас ниже чем у детей без речевой патологии;
- трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
- недостаточная дифференциация звуков на слух;
- низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
- нарушение фонематического восприятия;
- снижение потребности
в общении, несформированность
способов коммуникации (диалогической
и монологической речи), незаинтересованность
в контактах, неумение
Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.
Изучение и анализ психолого–педагогической
литературы показывают, что у
детей с ОНР отмечаются такие
психологические особенности
Характеризуя
состояние изученности
В исследованиях педагогов,
психологов рассматривается
В структуре коммуникативной компетентности дошкольника с ОНР выделены внешние и внутренние характеристики:
Внешние
Внутренние
- общение со взрослым,
- формирование коммуникативных навыков,
- формированиемотивационной
включенности в речевое
- развитие произвольной
регуляции сенсомоторной (
Коммуникативная
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Дошкольнику, что бы стать
Из обязательного
содержания образовательных
сотрудничать;
слушать и слышать;
воспринимать и понимать информацию;
говорить самому.
Коммуникативная
компетентность дошкольника во
многом определяется развитием
речи. Речь – одна из важнейших
психических функций, “зеркало”
Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. У таких детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно- бытовой тематики, качественно не полноценен. Дети используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.
Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста межличностные отношения рассматриваются как динамическая игровая деятельность. Важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях: игротерапия, психологический игротренинг, сказкотерапия, изотерапия, ритмопластику, музыкальная терапия, ролевые игры, дидактические игры и т.д..
Цель технологии: формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР на основе интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер в воспитательно-образовательном процессе.
Основные задачи:
1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
2. Обучать способам
конструктивного
3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.
4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.
5. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
Формирование коммуникативных способностей детей в ДОУ осуществляется при условиях:
-наличия базы, создание
условий для работы с детьми
, организацию предметно-
-использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками;
- взаимосвязи работы
всех педагогов ДОУ (
-работе с родителями,
т.к. без участия родителей
невозможно заложить фундамент
коммуникативной культуры у
Задача педагога - вырастить здорового ребёнка, умеющего адаптироваться в социуме, владеющего коммуникативными навыками. разработать комплекс педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ОНР
Пути реализации:
- совместно с медицинским
сопровождением обеспечить
– развивать социальный
интеллект дошкольников, т.е. способствовать
их правильному пониманию
– обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;
– развивать у замкнутых и неуверенных в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность;
– закреплять в духовном сознании ребенка с ОНР групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения;
– целенаправленно создавать личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости;
– включать изолированных
и отверженных детей в
– одобрять, обсуждать любые проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам;
– обеспечивать каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.
Особенности технологии: