Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:23, курсовая работа
Изучение и анализ психолого–педагогической литературы показывают, что у детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).
-преемственность лучших
традиций отечественного и
-интегрированный подход в организации воспитательно-
- формирование у дошкольников
активной жизненной позиции в
познании ок ружающего мира
через чувственно-
-активизация
интеллектуально-
Методы, приемы, средства реализации
технологии: индивидуальные и групповые
консультации, семинары, семинары-практикумы,
педагогические советы, обобщение
и распространение опыта
Ожидаемые результаты: получить положительные тенденции в развитии навыков общения у детей с общим недоразвитием речи, а также увеличения уровня коммуникативной готовности к школьному обучению в целом.
Деятельность в рамках технологии:
1.Обсуждение проблем
2.Создание консультативной
3.Повышение квалификации по
внедрению современных
Работа по данной технологии позволяет:
. - повысить профессиональную культуру педагогов;
- создать позитивное
отношение к применению и
- формировать активную жизненную позицию в познании ок ружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизировать
Технология состоит из трех этапов:
1 этап – развитие мотивационно - потребностной сферы
Задача - создать мотивацию общения и приобретения коммуникативных умений.
На первом этапе (2009-2010гг.) осуществлялся
теоретический анализ проблем
формирования коммуникативных
Для исследования особенностей
развития коммуникативной
«Педагогические условия развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР» рассматривается система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи
2 этап - ознакомление
со средствами и способами
общения и формирование коммуни
Задача - формировать представления о правилах эффективного общения.
На
втором этапе (2010-2011 гг.) были определены
и апробированы содержание, средства
и приемы формирования
Основные методы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые активно были использованы нами в работе: развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); беседа; сказкотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; психогимнастика моделирование и анализ ситуаций и др.
Проводимые
занятия по развитию
Процесс
развития коммуникативной
С целью оптимизации работы педагогов детского сада по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР мною и педагогом - психологом проводилось психолого-педагогическое просвещение педагогов работа по изучению: возрастных особенностей дошкольников с ОНР; оптимальных путей организации общения между детьми с ОНР; принципов коммуникации детских групп; методов работы с родителями.
С этой целью использовались такие формы работы как лекции, беседы,
групповые консультации,
анкетирование, подбор психолого-педагогической
литературы, а так же тренинги профессионально-педагогической компетентности,
межличностного общения.
Помимо
проведения специально
Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Считаю первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей. С этой целью организовывались родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, проводится анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации («Развиваем способности детей», «Развитие творческого воображения и мышления детей», «И тогда он будет говорить»…), совместные праздники, выставки, конкурсы; сотрудничество с родителями в реализации групповых проектов («От песчинки до ракушки», «Детское кафе», «Путешествие денежки», «Музей часов», «Сырный домик» и др.).
3 этап. Организация педагогической
деятельности по формированию
коммуникативных умений у
Задачи : формировать
коммуникативные умения у
Третий этап (2010-2011 гг.) направлен на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Формированию ключевых компетентностей будет способствовать предметно-развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений. Эффективность созданных педагогических условий в наибольшей степени способствуют эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок.
Детям с
общим недоразвитием речи
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетенции называются: диалог (Е. А. Белова, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова), создание сюжетных ситуаций (И. О. Рыжкова, В. Ф. Толстова, З. Я. Футерман), организация самостоятельной деятельности (H. H. Галигузоьа, O. E. Смирнова), игровые ситуации (Н. Е. Короткова, С. Л. Новоселова); развивающие и дидактические игры и др.
В группах имеются игровые, физкультурные, музыкальные уголки. После дневного сна проводятся профилактические мероприятия: воздушные процедуры, точечный самомассаж, имеются ножные массажеры.
Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.
Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, старалась ориентироваться на воспитательно-образовательные задачи игровой деятельности:
– Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию.
– Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
– Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.
– Воспитывать доверительное отношение друг другу.
– Развивать невербальное воображение, образное мышление.
игровые методы, направленные
на развитие коммуникативных навыков
детей дошкольного возраста имеют
своей основной целью активизацию
коммуникации в детской группе:
- для совершенствования у детей общаться без слов;
- для совершенствования
умения ясно и четко
- для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации;
- для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения;
- для закрепления
Тесные связи установлены
Игры-драматизации, предполагает
тесную взаимосвязь педагога и воспитателя,
так как основой для
Итог:
В ходе систематической, целенаправленной работы произошли изменения показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников, посредством использования системы работы, собственного активного и заинтересованного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.
Результаты позволили
– введение специальных коррекционно-педагогических приёмов, направленных на повышение социальной компетентности ребёнка, в основные разделы программы;
– реализация личностно
– ориентированного подхода в
общении педагогов с детьми, основанного
на принципах гуманистической
– создание условий для формирования позитивности и адекватности самовосприятия и коррекции неадекватной самооценки;
– создание положительно окрашенной, радостной, доброжелательной атмосферы в ДОУ.
В результате
коррекционного воздействия
Литература:
Азарова, Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе [Текст] / Т.В. Азарова, М.Р. Битянова // Мир психологии, № 1,1996. - С. 147 - 170.
Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, № 6, 2006. - С. 13 - 15.