Формирование психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание

Будет изложено путь эволюции психологии с древности, рассуждения о психологии с древности и по наши дни. Все это даст возможность сложить целостное понятие о психологии. Хотелось бы отметить, что психология имеет очень длительную историю, несмотря на то, что науке не так и много лет по сравнению с первым появлением человека. На самом деле психологические процессы происходили еще несколько миллионов лет назад и у динозавров, то есть можно сказать, что психология была всегда, когда живое существо получило в награду от природы мозг, и в котором начали происходить биолого-психологические процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. История понятия «психология». Определение психологии в разное время…4
2. Психология и другие научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.). .7
3.Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг.19 в. -настоящее время.)……………………………………………………………….……16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ  – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

на тему:

«Формирование психологии как самостоятельной  науки» 

Вариант № 3 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнил:студент 1 курса заочного отделения

                                                                                                                                 Лепихин М.А.

                                                                              Группа № 135,специальность  менеджмент 

                                                                                                         № зачетной книжки 108382  

                                      Преподаватель:

Елизавета Николаевна Буланова 
 

Санкт-Петербург, 2011

ПЛАН 

ВВЕДЕНИЕ 

1. История понятия «психология». Определение психологии в разное время…4

2. Психология и  другие научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.). .7

3.Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг.19 в. -настоящее время.)……………………………………………………………….……16 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список  литературы  

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В своей  работе я рассмотрю путь формирования психологии как самостоятельной  науки, отмечу этапы развития психологии. Будет рассмотрено зарождение понятия психология, будет просмотрен путь превращения психологии в самостоятельную науку.

Будет изложено путь эволюции психологии с  древности, рассуждения о психологии с древности и по наши дни. Все  это даст возможность сложить целостное понятие о психологии. Хотелось бы отметить, что психология имеет очень длительную историю, несмотря на то, что  науке не так и много лет по сравнению с первым появлением человека. На самом деле психологические процессы происходили еще несколько миллионов лет назад и у динозавров, то есть можно сказать, что психология была всегда, когда живое существо получило в награду от природы мозг, и в котором начали происходить биолого-психологические процессы.

Поэтому изучение истории психологии- это  изучение эволюции самого человека и  его развития понимания о собственной душе и мыслях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История понятия  «психология». Определение психологии в разное время. 

Издавна, благодаря общественным потребностям человеку приходилось различать и учитывать индивидуальные психические особенности людей. Уже тогда люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведения человека появились в древности, и для этого привлекали внешние факторы, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Они считали, что душа едина с телом и контролирует мысли и чувства, а те, в свою очередь, опираются на опыт всей жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе. 

Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности1. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). С середины 16 в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии. 

Психология, как особая научная дисциплина, зародилась в недрах философии, и поэтому  находится с ней в родственных  отношениях. Психологическое «измерение»  личности очень сложно выделить и  изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности. 

Становление психологии как науки имеет длительный период, но достаточно короткую историю. С Древней Греции идут попытки объяснения психических явлений. Психика и душа рассматривались как непременный атрибут природы: все имеет душу, а она, в свою очередь, является источником движения и развития. Душа – это независимая от физического тела субстанция, которая оказывает влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Такой подход получил название анимизма (от лат. anima – душа, дух). В дальнейшем представления о природе психики развивали Демокрит и Платон. Демокрит – родоначальник материалистических взглядов на психику. Он считал, что душа состоит из атомов. Дал объяснение явлению причинности и показал, что не бывает беспричинных явлений. Платон, напротив, говорил о первичность идей и вторичности материального мира. Он считал, что любое познание – это процесс воспоминания души. От Платона берет начало философия идеализма. Великие умы античности предполагали, что существует связь психики и мозга. Они считали, что психика зависит от окружающей среды, и различали устойчивые индивидуальные признаки психики человека. 

В средние века, в условиях тотального господства религии, был запрет на изучение человека. И все же, начиная с 15 в., продолжилось развитие психологической мысли, и было оно связано с расцветшей механикой. Первым законы механики применить к психике пытался Декарт. Он сравнил работу организма с техническими устройствами. А также полагал, что животное бездушно, а его поведение – это реакция на внешнее воздействие. Декарт ввел понятия рефлекса и сознания, но «разорвал» их. Спиноза предпринял попытку преодолеть дуализм Декарта. Он хотел создать учение о человеке как целостном существе. Он выделял 3 основных мотива деятельности человека: влечение, радость, печаль. На основе этих мотивов проявляются разнообразные эмоциональные состояния. Локк развил идеи чувственных источников познания мира. Его учение называется сенсуализм, поскольку он утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. 

В 18 в. французские  философы Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк  впервые выдвинули идеи о социальной детерминации психики человека. Эти идеи легли в основу части положений современной психологии. 

В начале 19 в. появились новые подходы к  психике. Наметился посыл для  формирования психологии как науки. В числе предпосылок можно  выделить развитие анатомии и физиологии нервной системы. Во второй половине 19 в. знания из области биологии, физиологии, медицины стали основой для создания научной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Психология и   другие научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.)  

С позиции  методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе и объяснительных принципах в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии как единой самостоятельной научной дисциплины. 

В истории  психологии есть период, когда она  формировалась в недрах других научных  дисциплин, и период, когда происходило  ее становление как самостоятельной  научной дисциплины. 

Для периода  формирования психологии в рамках других научных дисциплин характерно: 

1. Несамостоятельность психологического знания. Это знание представлялось как одна из частей философских и медицинских учений. Сначала оно было в виде учения о душе, затем – философской теории познания, учений об опыте и сознании; 

2. Отсутствие сообществ, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения; 

3. Умозрительный характер исследований. В этот период совершенно отсутствовал экспериментальный подход к исследованиям. 

Этому периоду предшествовало возникновение  и развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и  ритуалов, обеспечивающих единство и  существование первобытных обществ. Представления о душе давали объяснения таким явлениям, как сон, сновидения, состояния транса, действия запретов (табу), овладение магическими умениями, смерть и т.д. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в неизменном придании им таинственности, сакральности. Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа 2. 

Учение  о душе (5 в. до н. э. – начало 17 в. н. э.)  

Учение  о душе имеет свою основу в рамках древнегреческой философии и  медицины. Наука в Древней Греции зародилась в связи с двумя  обстоятельствами: 

1. Наука является особой областью человеческой деятельности. Образовалась она в независимости от религии и существовала отдельно от нее; 

2. Упорядоченность космоса (всего сущего) считалась основанной не на власти сверхсущества, а на законе. Греки чрезвычайно почитали закон, и даже верховные боги были подчинены ему. 

Новые представления о душе не являлись религиозными, не было основаны на традициях. Эти представления были полностью светскими, открытыми для всех и доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования, т.е. учение о душе имело отчетливый номотетический характер. 

Другим  событием, которое оказало влияние  на развитие учения о душе, был переход  от стихийного и иррационального  анимизма, согласно которому все события  совершаются под влиянием душ  природных объектов, к гилозоизму – философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи. Это учение ввело исходное положение о целостности наблюдаемого мира. Хотя эта точка зрения, разделяемая, в частности, Декартом, ведет к панпсихизму (представление об одушевленности объектов и живой, и неживой природы), гилозоизм включает душу в сферу действия естественных законов, делает доступным ее изучение. Таковы были начальные условия формирования учения о душе и его исходные положения. Развитие именно этих положений надолго определило историю становления психологического знания3. 

Важнейшие направления развития представлений  о душе связаны с учениями Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Платон разделил материальное смертное тело и нематериальную бессмертную душу. Индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой универсальной мировой души. Каждая из душ обладает частью универсального духовного опыта, который она припоминает, и в этом заключается суть индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем. 

Информация о работе Формирование психологии как самостоятельной науки