Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:15, контрольная работа
Будет изложено путь эволюции психологии с древности, рассуждения о психологии с древности и по наши дни. Все это даст возможность сложить целостное понятие о психологии. Хотелось бы отметить, что психология имеет очень длительную историю, несмотря на то, что науке не так и много лет по сравнению с первым появлением человека. На самом деле психологические процессы происходили еще несколько миллионов лет назад и у динозавров, то есть можно сказать, что психология была всегда, когда живое существо получило в награду от природы мозг, и в котором начали происходить биолого-психологические процессы.
ВВЕДЕНИЕ
1. История понятия «психология». Определение психологии в разное время…4
2. Психология и другие научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.). .7
3.Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг.19 в. -настоящее время.)……………………………………………………………….……16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ
– ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ЭКОНОМИКИ
И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
на тему:
«Формирование
психологии как самостоятельной
науки»
Вариант
№ 3
Елизавета
Николаевна Буланова
Санкт-Петербург, 2011
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. История понятия «психология». Определение психологии в разное время…4
2. Психология и другие научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.). .7
3.Психология
как самостоятельная
научная дисциплина (60-е
гг.19 в. -настоящее время.)……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список
литературы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОРТРЕТ
ВВЕДЕНИЕ
В своей работе я рассмотрю путь формирования психологии как самостоятельной науки, отмечу этапы развития психологии. Будет рассмотрено зарождение понятия психология, будет просмотрен путь превращения психологии в самостоятельную науку.
Будет изложено путь эволюции психологии с древности, рассуждения о психологии с древности и по наши дни. Все это даст возможность сложить целостное понятие о психологии. Хотелось бы отметить, что психология имеет очень длительную историю, несмотря на то, что науке не так и много лет по сравнению с первым появлением человека. На самом деле психологические процессы происходили еще несколько миллионов лет назад и у динозавров, то есть можно сказать, что психология была всегда, когда живое существо получило в награду от природы мозг, и в котором начали происходить биолого-психологические процессы.
Поэтому
изучение истории психологии- это
изучение эволюции самого человека и
его развития понимания о собственной
душе и мыслях.
1.
История понятия
«психология». Определение
психологии в разное
время.
Издавна,
благодаря общественным потребностям
человеку приходилось различать и учитывать
индивидуальные психические особенности
людей. Уже тогда люди стали задумываться
над существованием некоего духовного
начала, которое направляло их поведение.
Первые теории, пытающиеся объяснить поведения
человека появились в древности, и для
этого привлекали внешние факторы, например
некую «Тень», обитающую в теле и покидающую
его после смерти, или Богов, которых считали
ответственными за все действия людей.
В более позднее время греческие философы,
особенно Аристотель, выдвигали идею о
существовании души. Они считали, что душа
едина с телом и контролирует мысли и чувства,
а те, в свою очередь, опираются на опыт
всей жизни. Аристотель в трактате «О душе»
заложил основы психологии как самостоятельной
области знаний. Так первоначально психология
выступала как наука о душе.
Психология
(от греч. psyche – душа и logos – учение,
наука) – наука о закономерностях развития
и функционирования психики как особой
формы жизнедеятельности1. Психология
в течение нескольких столетий свои изучаемые
явления обозначала общим термином «душа»
и занималась этим в рамках философии.
Сведения об указанных явлениях накапливались
и во многих других направлениях исследований,
а также в различных сферах практики (в
особенности медицинской и педагогической).
С середины 16 в. благодаря широко развернувшейся
экспериментальной работе психология
начала обособляться и от философии, и
от физиологии.
Психология,
как особая научная дисциплина, зародилась
в недрах философии, и поэтому
находится с ней в родственных
отношениях. Психологическое «измерение»
личности очень сложно выделить и
изучить, не ориентируясь на философское
учение о человеке, специфике его бытия
(индивидуального и общественного), о природе
человеческого сознания и деятельности.
Становление
психологии как науки имеет длительный
период, но достаточно короткую историю.
С Древней Греции идут попытки объяснения
психических явлений. Психика и душа рассматривались
как непременный атрибут природы: все
имеет душу, а она, в свою очередь, является
источником движения и развития. Душа
– это независимая от физического тела
субстанция, которая оказывает влияние
на судьбу человека, его здоровье, успех.
Такой подход получил название анимизма
(от лат. anima – душа, дух). В дальнейшем представления
о природе психики развивали Демокрит
и Платон. Демокрит – родоначальник материалистических
взглядов на психику. Он считал, что душа
состоит из атомов. Дал объяснение явлению
причинности и показал, что не бывает беспричинных
явлений. Платон, напротив, говорил о первичность
идей и вторичности материального мира.
Он считал, что любое познание – это процесс
воспоминания души. От Платона берет начало
философия идеализма. Великие умы античности
предполагали, что существует связь психики
и мозга. Они считали, что психика зависит
от окружающей среды, и различали устойчивые
индивидуальные признаки психики человека.
В средние
века, в условиях тотального господства
религии, был запрет на изучение человека.
И все же, начиная с 15 в., продолжилось развитие
психологической мысли, и было оно связано
с расцветшей механикой. Первым законы
механики применить к психике пытался
Декарт. Он сравнил работу организма с
техническими устройствами. А также полагал,
что животное бездушно, а его поведение
– это реакция на внешнее воздействие.
Декарт ввел понятия рефлекса и сознания,
но «разорвал» их. Спиноза предпринял
попытку преодолеть дуализм Декарта. Он
хотел создать учение о человеке как целостном
существе. Он выделял 3 основных мотива
деятельности человека: влечение, радость,
печаль. На основе этих мотивов проявляются
разнообразные эмоциональные состояния.
Локк развил идеи чувственных источников
познания мира. Его учение называется
сенсуализм, поскольку он утверждал, что
в разуме нет ничего, что не прошло бы через
органы чувств.
В 18 в. французские
философы Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк
впервые выдвинули идеи о социальной
детерминации психики человека. Эти идеи
легли в основу части положений современной
психологии.
В начале
19 в. появились новые подходы к
психике. Наметился посыл для
формирования психологии как науки.
В числе предпосылок можно
выделить развитие анатомии и физиологии
нервной системы. Во второй половине 19
в. знания из области биологии, физиологии,
медицины стали основой для создания научной
психологии.
2.
Психология и
другие научных дисциплин
(4 – 5 вв. до н. э. – 60-е
гг. 19 в.)
С позиции
методологии науки история психологии
может быть описана как последовательность
этапов становления представлений о предмете,
методе и объяснительных принципах в рамках
научных парадигм, в последовательности
их возникновения, сосуществования, конкуренции
и смены на разных стадиях формирования
психологии как единой самостоятельной
научной дисциплины.
В истории
психологии есть период, когда она
формировалась в недрах других научных
дисциплин, и период, когда происходило
ее становление как
Для периода
формирования психологии в рамках других
научных дисциплин характерно:
1. Несамостоятельность
психологического знания. Это знание представлялось
как одна из частей философских и медицинских
учений. Сначала оно было в виде учения
о душе, затем – философской теории познания,
учений об опыте и сознании;
2. Отсутствие
сообществ, которое разделяло бы общие
взгляды на предмет и метод изучения;
3. Умозрительный
характер исследований. В этот период
совершенно отсутствовал экспериментальный
подход к исследованиям.
Этому
периоду предшествовало возникновение
и развитие представлений о душе
в рамках религиозных систем и
ритуалов, обеспечивающих единство и
существование первобытных
Учение
о душе (5 в. до н. э.
– начало 17 в. н. э.)
Учение
о душе имеет свою основу в рамках
древнегреческой философии и
медицины. Наука в Древней Греции
зародилась в связи с двумя
обстоятельствами:
1. Наука
является особой областью человеческой
деятельности. Образовалась она в независимости
от религии и существовала отдельно от
нее;
2. Упорядоченность
космоса (всего сущего) считалась основанной
не на власти сверхсущества, а на законе.
Греки чрезвычайно почитали закон, и даже
верховные боги были подчинены ему.
Новые
представления о душе не являлись религиозными,
не было основаны на традициях. Эти представления
были полностью светскими, открытыми для
всех и доступными для рациональной критики.
Цель построения учения о душе состояла
в выявлении свойств и закономерностей
ее существования, т.е. учение о душе имело
отчетливый номотетический характер.
Другим
событием, которое оказало влияние
на развитие учения о душе, был переход
от стихийного и иррационального
анимизма, согласно которому все события
совершаются под влиянием душ
природных объектов, к гилозоизму – философскому
учению, в основе которого лежит представление
о неотделимости жизни от материи, о жизни
как всеобщем свойстве материи. Это учение
ввело исходное положение о целостности
наблюдаемого мира. Хотя эта точка зрения,
разделяемая, в частности, Декартом, ведет
к панпсихизму (представление об одушевленности
объектов и живой, и неживой природы), гилозоизм
включает душу в сферу действия естественных
законов, делает доступным ее изучение.
Таковы были начальные условия формирования
учения о душе и его исходные положения.
Развитие именно этих положений надолго
определило историю становления психологического
знания3.
Важнейшие
направления развития представлений
о душе связаны с учениями Платона
(427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 –
322 гг. до н.э.). Платон разделил материальное
смертное тело и нематериальную бессмертную
душу. Индивидуальные души представляют
собой несовершенные образы единой универсальной
мировой души. Каждая из душ обладает частью
универсального духовного опыта, который
она припоминает, и в этом заключается
суть индивидуального познания. Это учение
заложило основы философской теории познания
и определило ориентацию психологического
знания на решение собственно философских,
этических, педагогических и религиозных
проблем.
Информация о работе Формирование психологии как самостоятельной науки