Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:15, контрольная работа
Будет изложено путь эволюции психологии с древности, рассуждения о психологии с древности и по наши дни. Все это даст возможность сложить целостное понятие о психологии. Хотелось бы отметить, что психология имеет очень длительную историю, несмотря на то, что науке не так и много лет по сравнению с первым появлением человека. На самом деле психологические процессы происходили еще несколько миллионов лет назад и у динозавров, то есть можно сказать, что психология была всегда, когда живое существо получило в награду от природы мозг, и в котором начали происходить биолого-психологические процессы.
ВВЕДЕНИЕ
1. История понятия «психология». Определение психологии в разное время…4
2. Психология и другие научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.). .7
3.Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг.19 в. -настоящее время.)……………………………………………………………….……16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Принципиально
иное представление о душе было дано
Аристотелем в его
Ученик
Платона, последователь Аристотеля
Теофраст (372 – 287 гг. до н.э.) в трактате
«Характеры» дал описание 30 различных
характеров, развивая аристотелевское
представление об этом свойстве человека.
Его работа положила начало отдельной
линии в популярной психологии, которую
продолжили в эпоху Возрождения Монтень,
в эпоху Просвещения – Лабрюйер, Ларошфуко,
затем фон Книге, а в наше время – Карнеги.
Успехи,
достигнутые античными
С 5 по 14
в. в работах Боэция (480 – 524), Фомы
Аквинского, Дунса Скота (1256 – 1308) складывается
представление о личности. Важно
заметить, что мощное влияние христианской
теологии, основы которой включали философию
неоплатонизма, придавало этим работам
этико-теологический характер, приближая
его к линии, заложенной учением Платона.
Вершиной
и завершением этапа развития
психологического знания в рамках учения
о душе стала система взглядов Фрэнсиса
Бэкона (1561 – 1626). Исследования души составляли
часть единой науки о человеке, построение
которой планировал Бэкон. Новизна подхода
Бэкона состояла в отказе от умозрительного
решения вопросов о природе души и переходе
к эмпирическому изучению ее особенностей.
Однако это намерение не могло быть реализовано,
потому что в то время еще не были сформированы
представления ни об общенаучном методе,
ни о предмете исследования. Бэкон в соответствии
с традицией отделил науку о теле от науки
о душе, а в учении о душе выделил науку
о рациональной божественной душе и душе
нерациональной, чувствующей, телесной,
общей для человека и животных. Учение
Бэкона возродило идею гилозоизма: способностью
выбора обладают и живые, и мертвые тела
(например, магнит). Важные новые составляющие
учения о душе, введенные Бэконом, - представление
о роли общества и орудий в процессах познания.
Философская
теория познания, учения об опыте и
о сознании (середина 17 в. – середина
19 в.)
Представления
о душе радикально изменились после того,
как Рене Декарт (1596 – 1650) ввел понятие
«сознание». Оно рассматривалось как критерий,
различающий душу и тело. Интроспекция,
по мнению Декарта, настолько очевидна,
что была применена им для неоспоримого
доказательства самого существования
субъекта, сформулированного в виде афоризма
«мыслю, следовательно, существую». Согласно
критерию интроспекции, душой обладает
только человек, а животные не имеют души
и действуют подобно механическим устройствам.
Для объяснения собственно телесных действий
у животных и у человека Декарт ввел представление
о рефлексе, в котором был реализован принцип
механистического детерминизма. Суть
рефлекса, по Декарту, состоит в том, что
внешние воздействия посредством перемещения
животных духов по нервам приводят к движению
определенных мышц, которое и представляет
собой действие организма. Учение Декарта
составило основу нового психологического
знания, поскольку оно ввело представления:
- о доступности
внутреннего мира через
- о рефлексе
как механизме поведения;
- о ведущей
роли внешнего мира в
- о психофизической
проблеме и ее дуалистическом
решении.
Эти нововведения
надолго определили ход развития
философского учения о познании, а затем
послужили важным фактором при образовании
и развитии научных парадигм в психологии
.
К середине
17 в. опыт был принят как предмет
философской теории познания. Понятие
опыта включало идеи, ощущения, чувства
и результаты самонаблюдения. В это
время сложилось и стало доминировать
представление, что знание основывается
на опыте, а идем, которые составляют содержание
сознания, появляются на основе опыта.
Эта точка зрения восходит к сенсуализму,
учению, сложившемуся еще в античности,
согласно которому нет ничего в разуме,
чего раньше не было бы в чувстве. Именно
важнейшая роль представления об опыте
определила название целого направления
исследований в рамках философии познания
– эмпирическая психология. Этот термин,
введенный Христианом Вольфом (1679 – 1754),
подчеркивал задачу изучения конкретных
явлений психической жизни, используя
самонаблюдение, в отличие от рациональной
психологии, которая занималась вечной,
неизменной, бессмертной душой. Учение
о сознании формировалось в рамках философии,
и, даже используя результаты естественнонаучных
работ, оно не имело опытного характера
в современном смысле этого слова.
Основой
изучения сознания как у предшественников
Вольфа – Гоббса (1588 – 1679) и Локка
(1632 – 1704), так и у мыслителей, развивавших
это учение до второй половины 19 в. – Кондильяка
(1715 – 1780), Гербарта (1776 – 1841), Лотце (1817
– 1881), был именно прием интроспекции,
их объединяла идея об особой сущности
изучаемых явлений, постигаемых исключительно
самонаблюдением. И внешний, и внутренний
опыт доступны только самонаблюдению.
Лейбниц
(1646 – 1716) ввел в дополнение к понятию
«перцепция» термин «апперцепция»,
трактуя его как психическую
силу, детерминирующую
Ассоциативная
и эмпирическая психология в этот период
выступали как отрасли философской теории
познания и уже поэтому не могли находиться
в противоречии.
Именно
с развитием эмпиризма в
В конце
18 – начале 19 вв. психологическое
знание начинает выходить за пределы
философии – в языкознание, в
этнографию, в биологию и медицину.
Спенсер сформулировал принцип адаптации
организмов к среде, Дарвин наметил нетелеологическое
объяснение целенаправленности поведения,
изучил инстинктивное поведение и эмоции,
показал эволюционное происхождение некоторых
форм поведения человека, Гальтон поставил
вопрос о наследственности психологических
характеристик, английский невролог Джексон
успешно изучал закономерности локализации
и распределения обеспечения психических
функций различными структурами мозга.
Плодотворный контакт с физиологией и
анатомией был развит при разработке идей
Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное
представление приобрело конкретное анатомо-физиологическое
выражение в работах Прохазки, Белла и
Мажанди как рефлекторная дуга, по которой
нервной возбуждение распространялось
от рецептора к эффектору так, что сенсорный
стимул вызывал двигательную реакцию.
Сеченов на основе представления о рефлексе
сформулировал одну из основных программ
превращения психологии в научную дисциплину.
В этот
период важнейшей проблемой
Таким
образом, в период, когда психологические
знания формировались в недрах других
наук, произошел отказ от донаучного
представления о душе как нематериальной
бестелесной субстанции. Сознание и опыт
человека стали изучаться на основе самонаблюдения.
Сформировалась необходимость перехода
от философских исследований теоретико-познавательного
типа к конкретно-научным методам. Период
этот можно назвать допарадигмальным.
Для него характерны следующие явления:
1. Накопилось
множество наблюдений, которые были легко
доступны для исследователя (через самонаблюдение);
2. Была
затруднена оценка логических противоречий
и степени важности наблюдений. Как следствие,
любые полученные результаты считались
одинаково ценными и уместными;
3. Научные
парадигмы задавались школами, в которых
авторитет руководителя (основателя) перебивал
необходимость строгого соответствия
результатов основным требованиям к научному
знанию;
4. В допарадигмальный
период доминирующие взгляды менялись
очень редко. Даже учитывая тот факт, что
они уже были не достаточно жизнеспособны.
В период
развития психологического знания в
недрах других наук не произошло становления
необходимых составляющих структуры
научного знания – собственного предмета
и метода, таких институтов, как
специализированные лаборатории, научные
периодические издания, обеспечивающие
коммуникацию научного сообщества, не
существовало и самого сообщества профессиональных
психологов5.
3.
Психология как самостоятельная
научная дисциплина (60-е
гг. 19 в. – настоящее
время.)
В 60-х
гг. 19 в.начинается новый период развития
психологической науки. Для него характерны
следующие черты:
1. Появляются
новые научные парадигмы, институты и
психологические профессиональные сообщества;
2. Внутри
парадигм формируются представления о
предмете и методе исследования;
3. Согласовываются
предмет и метод психологии с общенаучными
нормами и ценностями;
4. Развиваются
контакты с другими науками, в результате
чего возникают новые парадигмы и отрасли
психологии;
5. Появляется
большое разнообразие и конкуренция парадигм.
Оформление
психологии как самостоятельной
научной дисциплины связано с
появлением первых научных программ,
созданных Вундтом и Сеченовым.
Программа Вундта ориентировалась
на общенаучный экспериментальный
метод. Но единственным прямым методом
психологии Вундт называл самонаблюдение,
так как предмет психологии – это непосредственный
опыт самого человека. Роль эксперимента
ограничивается лишь приданием результатам
исследований точности и надежности. Важнейшая
роль Вундта в становлении психологии
как самостоятельной научной дисциплины
состояла в том, что именно он организовал
первые специализированные институты
психологической науки. В 1879 г. Вундт основал
научную лабораторию в Лейпциге, а в 1881
г. – научный журнал «Философские исследования».
Вундт также учредил фиксированное членство
в научном психологическом сообществе,
благодаря проведению в Париже в 1889 г.
Первого международного психологического
конгресса. Интроспекция, предложенная
Вундтом в качестве метода психологии,
получила дальнейшее развитие в парадигме
структурной психологии, которую основал
Титченер (1867 – 1927), продолжатель идей
Вундта в США.
К концу
19 в. проявилось осознание, что интроспекция
не раскрывает основных сторон психики.
И изначально потому, что круг изучаемых
в психологии явлений не исчерпывается
феноменами сознания. А также интроспекция
может быть применима лишь к небольшому
числу объектов, соответствующих предмету
психологии .
Существенные
изменения в представления о
предмете и методе психологии были
внесены З. Фрейдом (1856 – 1939), который
основал парадигму психоанализа. До того,
как психоанализ превратился в версию
популярной психологии, он был направлен
на изучение личности и строился в соответствии
с такими принципами, как принцип детерминизма,
принцип развития, принцип активности,
источник которой, согласно учению Фрейда,
лежит внутри субъекта. Психоанализ отказался
от интроспекции как метода исследования.
Серьезнейший
переворот в представлениях о
предмете и методе психологии совершил
Уотсон (1878 – 1958). Датой рождения бихевиоризма
считают публикацию в 1913 г. статьи «Психология
с точки зрения бихевиориста». Согласно
этому направлению, психология является
объективной экспериментальной отраслью
естественных наук. Предметом психологии
называется поведение, которое понимается
как совокупность наблюдаемых мышечных,
железистых реакций на внешние стимулы.
Метод исследований - поведенческий эксперимент.
Информация о работе Формирование психологии как самостоятельной науки