Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:21, дипломная работа
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.
2. Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
3. Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.
4. Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7
1.2. Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20
1.3. Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28
1.4. Анализ практического опыта формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………….32
Выводы по первой главе…………………………………………………39
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших средствами развивающего огбучения
2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41
2.2. Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………47
2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………59
Выводы по второй главе ……………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………...71
Список литературы………………………………………………………..73
Приложения ………………………………………………………………77
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа
студентки 3 курса ЗФО ПМНО
_____________
(подпись)
Новокузнецк 2012
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7
1.2. Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20
1.3. Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28
1.4. Анализ практического опыта формирования
Выводы по первой главе…………………………………………………39
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших средствами развивающего огбучения
2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41
2.2. Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников……………………………………………………
2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников……………………………………………………
Выводы по второй главе ……………………………………………….69
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения ………………………………………………………………77
Введение
В настоящее время особое значение имеет формирование словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приемы решения задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.
Формирование словесно-логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних - обычно переходит в разряд неуспевающих.
Возраст 6-9 лет очень ответственен в становлении словесно-логического мышления. Важно создать такие условия, которые обеспечивали бы полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются в начальной обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.
Учебные задания выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют ее характер. Поэтому преобладание репродуктивных заданий формирует у ребенка установку на восприятие знаний и способов действий, которые он приобрел раньше, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Проблемой развития словесно-логического мышления занимались многие ученые: Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, П.С. Блонский, М.А. Данилов, Л.В. Занков и др. Применительно к младшему школьному возрасту данной проблемой занимался Ж. Пиаже. Он установил, что мышление ребенка в 6-7 лет характеризуется «централизацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственной возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. В исследованиях П.Я. Гальперина и его сотрудников ребенка учили пользоваться специальным орудием для умственных операций – мерой и вспомогательными средствами для оценки величин в специальных заданиях.
Школа всегда должна давать учащимся не только знания, но и учить думать, формировать у них рациональные приемы познавательной деятельности. Сейчас, когда осуществляется переход на работу по новым программам, решение этой задачи особенно важно. Содержание новых программ создает большие возможности для умственного развития учащихся. В то же время успешное усвоение этого содержания требует сравнительно высокого уровня развития познавательной деятельности детей, прежде всего их словесно-логического мышления.
В результате исследования нами проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников нами было выявлено следующее противоречие:
- между большим объемом теории по проблеме и отсутствием практических методик, направленных на формирование словесно-логического мышления;
Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников.
Актуальность и значимость проблемы обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения».
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Объект исследования: процесс формирования словесно-логического мышления младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Гипотеза исследования: формирование словесно-логического мышления будет эффективным, если:
- учитывается роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников;
- используются приемы развивающего обучения в процессе учебной деятельности младших школьников;
- разработаны и применяются разноуровневые задания и нестандартные задачи в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.
2. Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
3. Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.
4. Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.
5. Выявить и научно обосновать психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- анкетирование;
- тестирование;
- психолого-педагогический эксперимент;
- математическая обработка данных и их качественный анализ.
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления
Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному. В результате ряда исследований выяснялось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, т.е. при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный материал. Особенно это проявляется на уроках математики, где от действий с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом. [7]
Мышление – это психический процесс отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания. [25] Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях и отношениях действительности, которые не могут быть восприняты его органами чувств. Мышление есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако мышление не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности – логического, математического и т.п. действий и операций. Таким образом, мышление человека имеет общественную природу. [3]
На протяжении почти всего XIX века научно-психологические представления о мышлении развивались под влиянием формальной логики и на основе субъективно-эмпирической ассоциативной психологии. Психологический анализ мышления сводился главным образом к выделению отдельных мыслительных процессов: абстракции и обобщения, сравнения и классификации. [16]
В начале ХХ века появились работы, систематизирующие накопленные прежде многочисленные данные о своеобразии мышления. Одно из направлений, сыгравшее важную роль в понимании происхождения мышления, составили экспериментальные работы, посвященные изучению предыстории человеческого мышления, его генетических корней в животном мире.
Большой вклад в теорию онтогенетического развития мышления внесли исследования Л.С. Выготского и психологов его школы, посвященные проблеме формирования мыслительных процессов. Значение этих исследований состоит в том, что развитие мышления рассматривается в них не как происходящее изнутри, спонтанно или на основе накопления ребенком только собственного индивидуального опыта, а как процесс овладения им системой общественно - исторически выработанных знаний, зафиксированных в значениях слов. [11]
К числу важнейших общетеоретических проблем мышления относится, прежде всего, проблема соотношения внутренней, мыслительной, и внешней, практической деятельности человека. Практическая деятельность не только служит критерием, позволяющим проверить адекватность результатов теоретической мысли, но и является также первоосновой, из которой вырастают правила и законы, которым подчиняется мышление человека. [11]
Приступим к рассмотрению понятийного аппарата исследования.
По определению Е.И. Рогова, мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. [7]