Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:21, дипломная работа
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.
2. Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
3. Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.
4. Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7
1.2. Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20
1.3. Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28
1.4. Анализ практического опыта формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………….32
Выводы по первой главе…………………………………………………39
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших средствами развивающего огбучения
2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41
2.2. Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………47
2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………59
Выводы по второй главе ……………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………...71
Список литературы………………………………………………………..73
Приложения ………………………………………………………………77
3. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.: Знание, 1983. – 96с.
4. Бирюкова, Л.А. Прием классификации при обучении математике [Текст] / Л.А. Бирюкова // Начальная школа. – 2006, № 5. – С. 36-39.
5. Бельткжова, Г. В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике [Текст] / Г. В. Бельткжова // Начальная школа. - №8. -2000. - С. 14-18.
6. Богданова, Т. Р. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т. Р. Богданова, Т. В. Корнилова. - М.: Педагогика, 199с.
7. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496с.
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 1999. – 320с.
9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /Сост. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
10. Вротенберг, В.С. Трудности детского мышления. Конкретное и абстрактное в детском мышлении [Текст] / В.С. Вротенберг. – М.: Просвещение, 1982. – 356с.
11. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1999. – 143с.
12. Гребцова, Н.И. Развитие мышления учащихся [Текст] / Н.И. Гребцова // Начальная школа. – 2004, № 11. – С . 24-26.
13. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учебных заведений [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 1999. – 464с.
14. Жалдак, Н.Н. Развитие логичности мышления у младших школьников [Текст] / Н.Н. Жалдак // Начальная школа. – 2009, № 7. – С. 77-82.
15. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. – М.: Просвещение, 1996. – 318с.
16. Крыжановская, Л.М. Психология мышления [Текст] / Л.М. Крыжановская. – М., 1996. – 344с.
17. Коротяев, Б. И. Учение – процесс творческий [Текст] / Б. И. Коротяев. – М., 1998.
18. Линева, Р.М. Активизация работы учащихся на уроках математики [Текст] / Р.М. Линева // Начальная школа. – 2007, № 4. – С. 36-39.
19. Мелхорн, Х. Г. Гениями не рождаются: общество и способности человека [Текст] / Х. Г. Мелхорн. – М., 1989.
20. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 240с.
21. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 368с.
22. Мельник, Н.В. Развитие логического мышления [Текст] / Н.В. Мельник // Начальная школа. – 2008, № 6. – С. 36-38.
23. Москаленко, В.Н. Развитие логического мышления детей посредством занимательности [Текст] / В.Н. Москаленко // Начальная школа. – 2007. № 9-10. – С. 31-36.
24. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Ин–т практической психологии, 1998. – 488с.
25. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 301с.
26. Общая психология. Курс лекций [Текст] / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995. – 448с.
27. Охитина, Л. Т. Психологические основы урока [Текст] / Л. Т. Охитина. – М., 1997.
28. Пасяева, К.З. Дидактический материал по развитию внимания, логического мышления на уроках обучения грамоте [Текст] /К.З. Пасяева // Начальная школа. – 2009, № 9. – С. 7-10.
29. Пентегова, Г.А. Развитие логического мышления на уроках математики [Текст] / Г.А. Пентегова // Начальная школа. – 2006, № 11. – С. 74-77.
30. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология [Текст] / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 1969. – 659с.
31. Постникова, Е.А. Приемы логического мышления при проведении наблюдений на уроках природоведения [Текст] / Е.А. Постникова // Начальная школа. – 2007, № 1. – С. 19-23.
32. Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся [Текст]. – Новокузнецк: ИПК, 2002. – 168с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720с.
34. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. – 175с.
35. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288с.
36. Талызина, Н.Ф. Формирование начальных понятий, развитие логичес-кого мышления учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина // Начальная школа. – 1997, № 1. – С. 72.
37. Теплов, Б.М. Практическое мышление [Текст] / Б.М. Теплов. – М., 1981. – 308с.
38. Тимашова, Л.С. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики [Текст] / Л.С. Тимашова // Начальная школа. – 2009, № 10. – С. 69-73.
39. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. – М.: Издательство Московского университета, 1984. – 272с.
40. Чекалева, Н. В. Развивающее обучение, как необходимая предпосылка становления творческой личности [Текст] / Н. Ф. Чекалева. – Омск., 1993.
41.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1989. – 560с.
Приложения
Приложение 1
Методика «Исключение лишнего».
Цель: исследование операций обобщения и отвлечения.
Задание: в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.
Слова для работы:
1) холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной;
2) роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус;
3) справедливость, доброта, искренность, зависть, честность;
4) треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник;
5) пословица, поговорка, басня, сказка, былина.
Оценка результатов: за каждый верный ответ 1 балл.
4 – 5 баллов – высокое умение обобщать,
2 – 3 балла – среднее умение обобщать,
0 – 1 балл – низкое умение обобщать.
Приложение 2
Методика «Придумай название каждой паре слов».
Цель: выявление умения обобщать.
Задание предлагается пять пар слов. Надо определить, что между ними общего (фраза должна содержать до трех слов)
Слова для работы:
1) русский язык – математика;
2) разность – частное;
3) землетрясение – смерч;
4) газ – жидкость;
5) зависть – трусость.
Оценка результатов: за каждый правильный ответ дается 1 балл.
4 – 5 баллов – высокое умение обобщать,
2 – 3 балла – среднее умение обобщать,
0 – 1 балл – низкое умение обобщать.
Приложение 3
Методика «Выделение существенных признаков».
Цель: исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных.
Задание: перед скобками слово, а в скобках еще пять слов. Найди два из них, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Слова для работы:
1) деление ( класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);
2) озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина);
3) огород ( забор, земля, растение, собака, лопата);
4) чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка);
5) игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила).
Оценка результатов: за каждую правильную пару слов дается 1 балл.
4 – 5 баллов – высокое умение выделять существенные признаки,
2 – 3 балла – среднее умение выделять существенные признаки,
0 – 1 балл – низкое умение выделять существенные признаки.
Приложение 4
Методика «Выделение общих и отличительных черт».
Цель: выявление умения сравнивать.
Задание: сравни понятия ОЗЕРО – РЕКА. На листе общие и отличительные черты выпиши в два столбика.
Оценка результатов: за каждую общую (отличительную) черту 1 балл.
4 – 5 баллов – высокое умение сравнивать,
2 – 3 балла – среднее умение сравнивать,
0 – 1 балл – низкое умение сравнивать.
Приложение 5
Методика «Установление причинно-следственных связей».
Цель: исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Задание: даны три слова. два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из четырех приведенных ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите это четвертное слово.
Слова для работы:
1) песня : композитор = самолет : ?
а) горючее; б) летчик; в) конструктор; г) аэродром.
2) школа : обучение = больница : ?
а) доктор; б) больной; в) лечение; г) учреждение.
3) ухо : слышать = зубы : ?
а) видеть; б) лечить; в) жевать; г) рот.
4) жара : засуха = дожди : ?
а) паводок; б) наводнение; в) осень; г) лето.
5) береза : дерево = стихотворение : ?
а) сказка; б) богатырь; в) поэзия; г) драма.
6) волк : пасть = птица : ?
а) воздух; б) клюв; в) соловей; г) яйцо.
7) библиотека : книга = лес : ?
а) береза; б) дерево; в) ветка; г) клен.
8) холодно : горячо = движение : ?
а) взаимодействие; б) покой; в) травма; г) идти.
9) молния : свет = жара : ?
а) солнце; б) трава; в) жажда; г) дождь.
10) слагаемое : сумма = множитель : ?
а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.
Оценка результатов: за каждое правильное слово 1 балл.
7 – 10 баллов – высокая способность устанавливать причинно-следственные связи,
4 – 6 баллов – средняя способность устанавливать причинно-следственные связи,
1 – 3 балла – низкая способность устанавливать причинно-следственные связи.
Приложение 6
Результаты первого констатирующего эксперимента учащихся
контрольного класса
Учащиеся | Критерии | |||
Умение сравнивать | Умение обобщать | Умение устанавливать причинно-следственные связи | Общий уровень | |
Петр Б. | высокий | высокий | высокий | высокий |
Жанна Д. | средний | средний | низкий | средний |
Андрей К. | низкий | низкий | средний | низкий |
Кирилл М. | низкий | низкий | средний | низкий |
Светлана П. | высокий | высокий | средний | высокий |
Дарья С. | средний | средний | низкий | средний |
Игорь С. | средний | низкий | высокий | средний |
Петр С. | высокий | высокий | высокий | высокий |
Ирина Т. | низкий | высокий | высокий | средний |
Ольга Т. | средний | средний | низкий | средний |
Инна У. | высокий | средний | высокий | высокий |
Мария У. | средний | высокий | высокий | высокий |
Сергей З. | средний | средний | средний | средний |
Анна В. | средний | низкий | средний | средний |
Олеся Г. | средний | средний | средний | средний |
Ксения М. | средний | высокий | высокий | высокий |
Марина Г. | низкий | низкий | средний | низкий |
Иван И. | средний | средний | средний | средний |
Данила С. | средний | средний | низкий | средний |
Мария Я. | средний | средний | средний | средний |
Сергей Ш. | средний | средний | средний | средний |
Никита Н. | низкий | низкий | средний | низкий |
Вера О. | низкий | низкий | средний | низкий |