Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:21, дипломная работа
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников средствами развивающего обучения.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования словесно-логического мышления.
2. Выявить особенности формирования словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
3. Определить критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников.
4. Проанализировать практический опыт формирования словесно-логического мышления.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования словесно-логического мышления младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования словесно-логического мышления …………………………………………………………..7
1.2. Особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………………….…………………………….20
1.3. Критерии диагностики уровня сформированности словесно-логического мышления младших школьников………………..………………28
1.4. Анализ практического опыта формирования словесно-логического мышления младших школьников …………………….32
Выводы по первой главе…………………………………………………39
Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших средствами развивающего огбучения
2.1. Роль развивающего обучения в формировании словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………41
2.2. Использование приемов развивающего обучения на уроках как условие формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………47
2.3. Применение разноуровневых заданий и нестандартных задач как средство формирования словесно-логического мышления младших школьников………………………………………………………………………59
Выводы по второй главе ……………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………...71
Список литературы………………………………………………………..73
Приложения ………………………………………………………………77
Мы собрали желуди. Нашли или припасли заранее такие, которые погрызены мышами или поклеваны птицами. Рассказали о том, что мыши делают себе запасы на зиму, которые потом не всегда находят. А припрятанные в норки желуди прорастают, и весной появляются молодые деревца. Подчеркнули взаимосвязь жизненных циклов животных и растений, проявляющуюся в параллельности сезонных явлений (осенью созревают семена растений, чтобы дать новую жизнь; осенью животные делают запасы, чтобы выжить бескормной зимой).
Часть 3. Задание. Мы попросили детей нарисовать все прослеженные на занятии взаимосвязи для закрепления представлений об отношениях в мире природы.
Тема: «К. Паустовский, «Заячьи лапы»; И. Бунин, «Листопад»
Урок чтения.
Задачи урока: учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности; развивать творческое мышление, воображение, память, речь.
Этап урока, время.
1. Организационный момент (2 минуты).
- Проверьте, хорошо ли вы подготовились к уроку?
2. Проверка домашнего задания, индивидуальный опрос двух учащихся (6 минут).
- Дома вы подготовили выразительное чтение наиболее понравившегося вам отрывка из рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». Какой отрывок подготовил(а) ...?
- Почему ты выбрал(а) именно этот отрывок?
(В этот момент наиболее сильно переживал(а) за героев сказа.)
3. Работа над средствами языковой выразительности автора (7 минут).
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили, что автор не безразлично относится к событию, о котором рассказывает, к его участникам. Живой интерес этого человека подчеркивают высокохудожественные описания природы: жаркого лета, грозы, лесного пожара. Перечитывая описания природы, нужно обратить внимание на выразительные средства авторского языка.
- Найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко (с. 40 учебника «Родная речь». Книга для чтения во 2 классе: «Неслыханная жара...», с. 40: «Жаркий ураган дул…»)
- С чем сравниваются первые раскаты грома в описании грозы?
- Как вы понимаете выражения «ленивый гром», «бесшумные молнии исподтишка»?
- Природа не всегда бывает мирной и располагающей любоваться ею. В данном рассказе она - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить.
Найдите описание лесного пожара (с. 43: «Ветер перешел в ураган ...»)
Итак, природа - это тоже действующее лицо рассказа. «Неслыханная жара» усиливала страдания Вани и зайца. Само грозное явление природы - лесной пожар - послужило началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других людей.
Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и людей. Вот почему важно осторожно обращаться с огнем.
Средства и формы обучения: беседа.
4. Обобщение (2 минуты).
- О чем этот рассказ? Каковы его главные мысли?
(Необходимо бережно и аккуратно относиться к природе. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже приходят на помощь человеку).
5. Ознакомление с новым произведением. Первичное восприятие текста (7 минут).
- На смену жаркому лету приходит прохладная осень. Сейчас мы с вами совершим путешествие в лучшую пору осени - золотую осень. И поможет нам в этом отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад». Золотая осень была любима многими писателями, поэтами. А вот как изобразил ее художник И. Левитан. Он так и назвал свою картину: «Золотая осень».
- Какие краски использовал художник?
- Итак, сейчас мы познакомимся с прекрасным стихотворением.
Но прежде я хочу уточнить, все ли знакомы со значением слова «терем»? Как вы его себе представляете? (Высокий дом, с расписными ставнями, украшенной крышей.)
- Вот как изобразил терем художник В. Васнецов.
- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы попробуете ответить, почему И. Бунин сравнивает лес с теремом?
Первичное восприятие текста осуществляется в чтении учителя.
- Итак, почему же лес - «терем»? (Он, как терем, нарядный и пестрый - лиловый, желто-золотой, красный.)
- Какое настроение вызывает у автора лес-терем? (Лес он показывает веселым и сам радуется золотой осени.)
Средства и формы обучения:
Наглядность: книга И. Бунина «Листопад»; репродукции с картин И. Левитана «Золотая осень» и Васнецова «Сивка-Бурка».
6. Вторичное восприятие. Чтение и работа с текстом. (14 минут).
- А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает автор в понятие «терем», как он «построен» и где стоит.
Прочитаем первые 10 строк.
- Итак, отметим еще раз краски-слова, которые нам понадобятся для «постройки терема». (Ребята читают первые четыре строки, затем еще шесть строк, отмечают, что терем состоит из желтых елочек.)
- Как они стоят? Прочитайте. (Будто желтою резьбой блестят в лазури голубой). Смотрите внимательно, какая рисуется картина: березки, как желтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба. Что еще входит в наш терем? (Елочки стоят как вышки, они темно-зеленые.)
- Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Еще есть клены. Они тоже расписные. Какие же листья у кленов? (Золотые, красные, багряные, а некоторые даже бывают смешанные, желто-красные, очень красивые.)
Ну вот, почти готов наш терем, стены есть. А оконца! Что о них пишет поэт? (Между кленами в листве есть просветы в небо, как оконца.)
- Где же стоит наш терем? Найдите эти строки. (Дети читают.)
- Так где? (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора.)
- Очень хорошо! Посмотрим, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочитаем его. (Через поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят на солнце и похожи на сеть из серебра. И еще во дворе летает, поэт говорит - «играет», белый последний мотылек. Он похож на маленький белый лепесток. Он то летает, то замирает на паутинке.)
- Красив ли наш двор? Давайте еще раз соберем все краски для рисования. Какие цвета увидел автор? (Дети коллективно находят слова: лиловый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый.)
- Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта-художника! А теперь вспомним, что мы будем рисовать. (Голубое небо, редкие желтые березы на фоне неба, стройные зеленые елочки, в лесу между деревьями просветы - оконца, широкая поляна около леса, по ней тянется серебристая паутина, летает белый мотылек.)
- Прекрасно, ребята, молодцы! Но мы должны с вами изобразить еще тишину, «мертвое молчание», как говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки.)
- И вся картина залита солнцем. А без солнца краски не были бы такими яркими. Закрыли глаза. Представили себе всю картину целиком... А теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мертвое молчание». Давайте договоримся, как будем читать: быстро или медленно, спокойно? (Выбирайте последнее - осенью все явления происходят в медленном темпе, а ведь еще и восхищение от картины надо выразить.')
Учитель отмечает, что при чтении нужно выделять слова, которые отражают основные объекты картины: лес, березы, елочки, клены, оконца, поляна, паутина, мотылек.
Читается 1-я часть до обобщения: «Сегодня так светло кругом...» Когда убеждаются, что прочитали выразительно, с учетом всех требований, отрабатывается 2-я часть.
- Смотрите, ребята, дальше повторяются слова: сегодня так светло кругом, такое мертвое молчанье... Почему поэт их повторяет, что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что было очень светло и очень тихо). Поэт усиливает повтором этих слов свое впечатление от всей картины, подчеркивает ее исключительность и восхищается ею. Вот теперь прочитаем, подчеркнув эти слова. (Учащиеся читают текст несколько раз, пробуя интонацию).
- И последнее замечание. Это стихотворение, поэтому последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение: они рифмуются, и рифму надо показывать. И обратите внимание на следующие строки: ... на паутине замирает, пригретый солнечным теплом. Эта фраза читается на одном дыхании, потом делается пауза. Чтобы читать спокойно, торжественно, усильте паузы после слова «лес» и перед каждым перечислением красок леса: (на доске)
Лес/, точно терем расписной,/ Лиловый,/ золотой,/ багряный/ Веселой,/ пестрою стеной/ Стоит над светлою поляной. Учащиеся читают стихотворение полностью.
Средства и формы обучения: «Словесное рисование» (рисование по представлению).
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание (3 минуты).
- Ребята, открыли ли вы сегодня что-то новое для себя? Что наиболее интересным показалось вам в нашем уроке? Какой поэт помог совершить нам путешествие в осень? Какое его произведение? Дома сделайте дальнейшую разметку текста и выучите стихотворение наизусть. Урок окончен.
Тема: «Тонна. Центнер»
Урок математики.
Задачи урока: закрепление знаний учащихся об известных единицах массы; знакомство с новыми единицами массы; установление соотношения между тонной и килограммом, центнером и килограммом;
закрепление умений заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот; совершенствование умений читать, решать и проверять уравнения и практические задачи.
Дидактические средства: весы торговые до 1 кг; весы - безмен до 10 кг; весы лабораторные до 10 г; абаки, карточки-мешки.
Ход урока
1. Организационный момент. 2. Совершенствование вычислительных навыков. Устный счет (повторить таблицы умножения и деления).
Показать результат на абаках:
6-9 64 : 8 (отложили абаки)
7-6 50 : 5
8-7 49 : 7
9-9 63 : 9
6-8 72 : 8.
Решение круговых примеров:
90-5 720: 8 450
120-6 150:5.
3. Решение уравнений. Запиши, прочитай запись, реши и проверь. (3 ученика вызываются к доске; по очереди решают по одному уравнению.)
Неизвестное число увеличили на 200 и получили 560. Неизвестное число уменьшили на 200 и получили 560. Неизвестное число увеличили на 30 и получили 380. Четвертое уравнение записывают ученики самостоя-тельно, выполняют решение и проверку.
Из неизвестного числа вычли 70 и получили 230.
4. Устные фронтальные упражнения, подводящие к изучению нового материала:
Во сколько раз 1 меньше 10?
Во сколько раз 100 больше 1?
Во сколько раз 100 больше 10?
Сколько всего десятков в 100; в 10; в 1000?
5. Изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания учащихся.
- Давайте вспомним, какими единицами измеряют массу предметов, вещей (г, кг)? Сколько в 1 кг граммов? Во сколько раз 1 г меньше 1 кг, а 1 кг больше 1 г?
(На учительском столе 3 весов: торговые (до 1 кг), весы - безмен (пружинные) до 10 кг; весы лабораторные (аптечные) до 10 г, а также пучок моркови; пакет с яблоками и золотое кольцо.)
Как вы думаете, ребята, на каких весах можно взвесить эти предметы? (Выясняем, что на торговых весах взвесим морковь, на пружинных - пакет с яблоками, на лабораторных-— кольцо).
Произвели взвешивание и выяснили, что морковь весит 400 г, пакет с яблоками - 3 кг, кольцо - 2 г.
Вес какого предмета можно выразить в более мелких единицах? (3 кг яблок). Запишем 3 кг = 3000 г.
Предположим, что вы - фермеры, вырастившие богатый урожай зерновых и овощей. Излишки продукции вы хотите продать. Как вы думаете, какими весами будете пользоваться при взвешивании вашего урожая - из трех разновидностей? (Выясняем, что больше всего пригодными являются пружинные весы).
Сколько же времени потребуется, чтобы перевесить 5000 кг картофеля или несколько мешков лука? (Работа трудоемкая и займет много времени.)
Для взвешивания больших грузов используют более крупные единицы массы.
(Учитель открывает запись на доске) - тонну и центнер.
1 ц = 100 кг; 1 т = 1000 кг.
Учащиеся повторяют названия новых единиц массы и объясняют, сколько более мелких единиц составляют 1 т и 1 ц.
(Далее учитель дает трем ученикам карточки в виде мешков, на которых написано 50 кг.)
Задание 1-му ученику. Сосчитай, сколько мешков картофеля ты собрал со своего поля? (6 м). Сколько килограммов вмещает каждый мешок? (50 кг). Сколько всего килограммов картофеля ты собрал? 50 • 6 = 300 кг. Вырази массу своего урожая в более крупных единицах: 300 кг = 3ц.
Задание 2-му ученику. Ты вырастил лук. Сколько у тебя мешков с луком? (6). Сколько в каждом мешке килограммов лука? (50). Сколько же кг. лука ты собрал?
(50 * 8 = 400 кг.) Вырази свой урожай в более крупных единицах: 400 кг = 4 ц. Сколько килограммов не хватает до тонны? (600 кг.) Как узнал? (1000 - 400 = 600 кг.)
Задание 3-му ученику. Ты вырастил на бахче арбузы. Собрал и заполнил 3 грузовика грузоподъемностью 1000 кг. Сколько всего кг. арбузов собрал? (1000 • 3 = 3000 кг.) Сколько это будет центнеров? (30 ц, тонн - 3 т).
Запишите и выразите массу в граммах.