Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:15, дипломная работа
Цель нашего исследования: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.
Введение……………………………………………………………..
Глава I. Методологические основы формирования у младших школьников познавательного интереса при изучении информатики …………………………………………………………..
1.1. Теоретические основы образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования их личностного развития с помощью уроков информатики…………………
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса ……………………………………
Выводы по I главе……………………………………………………….
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика" в образовательном процессе в начальной школе…………………………………………………………………….
2.1. Приемы стимуляции познавательного интереса к информатике…………………………………………………..
2.2. Влияние уроков информатики в начальной школе на развитие психических процессов……………………………
Выводы по II главе……………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………...
Литература ………………………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ВЫПУСКНАЯ
ФОРМИРОВАНИЕ
УСТОЙЧИВОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
КАК ПУТЬ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧЕНИКА
Стерлитамак 2007
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Методологические основы формирования у младших школьников познавательного интереса при изучении информатики ………………………………………………………….. |
8 |
1.1. Теоретические основы образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования их личностного развития с помощью уроков информатики………………… |
8 |
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса …………………………………… |
13 |
Выводы по I главе………………………………………………………. |
19 |
Глава II. Опытно-экспериментальная
работа по формированию познавательной
активности, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся в предметной области
"Информатика" в образовательном
процессе в начальной школе………………………………………………………………… |
21 |
2.1. Приемы стимуляции
познавательного интереса к |
21 |
2.2. Влияние уроков информатики в начальной школе на развитие психических процессов…………………………… |
37 |
Выводы по II главе……………………………………………………... |
44 |
Заключение ………………………………………………… |
45 |
Литература ………………………………………………… |
47 |
Приложение…………………………………………………… |
50 |
Введение
“Чем ярче проявляет себя индивидуальность,
тем больше она стремится к единению со всем сущим”.
Р.Тагор
Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы. Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей? На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов.
Создавая условия для интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, современный учитель должен ориентироваться на мысль Л.С. Выготского о единстве интеллектуальных и аффективных (эмоциональных) процессов. Развитие этой идеи можно найти в трудах С.Л. Рубинштейна, который приходит к заключению, что «мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоции – единством эмоционального и интеллектуального»[33,158]. Поэтому в развитии личности ребенка необходимо создавать гармоничное равновесие в развитии его эмоций и интеллекта. Развитие интеллекта должно обогащать эмоциональную сферу ребенка.
Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что влияет на формирование познавательного интереса. Формирование учебной деятельности часто не совпадает с игровыми потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им. Одним из условий более плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной является использование компьютерных технологий. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным средством обучения. Единства в решении этого вопроса среди авторов программ и учебников пока не выявлено. Применение графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный фон на уроках. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний. С другой стороны этот метод о6учения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые формы и методы обучения для активизации познавательного интереса.
Актуальность проблемы: формирование познавательного интереса к обучению представляет особую значимость при изучении информатики. Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры воображения и т. д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, память.
Таким образом, практика
проведения уроков с использованием
информационно-компьютерных технологии
способствует совершенствованию и
активизации учебного процесса, созданию
положительной мотивации
Все вышесказанное побудило
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения информатике младших школьников.
Предмет исследования: решение проблемы влияния компьютерных игр (программ) на развитие психических процессов, таких, как мышление, механическая память, саморегуляция у младшего школьника.
Цель нашего исследования: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.
Гипотеза исследования: реализация пути зарождения и развития интереса к знаниям, связанного с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия на основе изучения информатики.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи.
1. Сделать исторический
обзор использования младшими
школьниками в своей
2. Изучить научно-методические основы проблемы.
3. Исследовать влияние
компьютерных программ на
4. Разработать уроки
информатики, фрагменты уроков
с элементами информатики
при изучении учебного
5. Дать практические
рекомендации студентам-
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Теоретическая значимость: на основе аналитической работы по изучению успешности познавательного развития учащихся в начальной школе установлено, что развития мышления на ранних этапах обучения в значительной степени зависит от содержания мыслительной деятельности, от того, какие предметы и явления окружающего мира познает ребенок; и в этом отношении роль компьютерных программных продуктов неоценима.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенные нами фрагменты уроков, уроки, мероприятия способствуют развитию психических процессов, формированию основных компонентов компьютерной грамотности в учебной деятельности, могут быть использованы в учебной деятельности.
Наше исследование было проведено в Муниципальном Общеобразовательном Учреждении «Средней Общеобразовательной Школе № 26» Городского округа г. Стерлитамака Республики Башкортостан, в котором участвовали дети младших классов: 3(4)-а класса – экспериментальный класс, в котором уроки информатики проводились использованием компьютеров и компьютерных обучающих программ (классный руководитель: Кузьмина Е.С. – учитель высшей категории, педагогический стаж 17 лет), и 3(4)-б контрольный класс, в котором уроки информатики проводились без использования компьютеров.
Этапы работы над данным исследованием:
1 этап – изучение педагогической и методической литературы по данной проблеме (октябрь-декабрь 2006г.);
2 этап – изучение
опыта учителей, разработка уроков,
способствующих развитию
3 этап - проведение эксперимента (март-октябрь 2007г.);
4 этап - обобщение и систематизация исследования, оформление
выпускной работы (сентябрь-октябрь 2007г.).
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НФОРМАТИКИ
1.1. Теоретические основы образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования их личностного развития с помощью уроков информатики.
В Концепции модернизации
российского образования на период
до 2010 года сказано: “Базовое звено
образования –
Приведение педагогических технологий в соответствие с реалиями информационного общества выдвигает новые подходы и средства мониторинга педагогического процесса. Попытки введения компьютера в учебную деятельность охватывают различные стороны организации учебного процесса школы. Меняется концепция информатизации образования. Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира, особое значение приобретает формирование системно-информационной картины мира учащихся как мировоззренческая основа успешной личности в новых условиях.
Начальная школа – это период бурного развития ребенка, время интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям, стремления самостоятельно дойти до сути явлений. Исследования психологов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, С.Д. Дерябко и др.) доказали возможность формирования у младших школьников достаточно высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям. Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения детей к миру и самим себе на основе единства чувственного и рационального познания.
Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7 – 8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности, к обобщению и абстрагированию. Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением [6,24].