Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:15, дипломная работа
Цель нашего исследования: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.
Введение……………………………………………………………..
Глава I. Методологические основы формирования у младших школьников познавательного интереса при изучении информатики …………………………………………………………..
1.1. Теоретические основы образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования их личностного развития с помощью уроков информатики…………………
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса ……………………………………
Выводы по I главе……………………………………………………….
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика" в образовательном процессе в начальной школе…………………………………………………………………….
2.1. Приемы стимуляции познавательного интереса к информатике…………………………………………………..
2.2. Влияние уроков информатики в начальной школе на развитие психических процессов……………………………
Выводы по II главе……………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………...
Литература ………………………………………………………………
- Компьютер можно сравнить
с роботом? Кто управляет
Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. Факультативные занятия по информатике в школе ведутся с 3-его класса с использованием универсальной учебной компьютерной среды ПервоЛого, разработанной в 1995 году российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc. Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины. В четвертом классе учащиеся работают над созданием собственных проектов: от простейших поздравительных открыток до интереснейших мультимедиа продуктов, таких как “Солнечная система”, “Природные зоны России”, “Созвездия северного полушария”, компьютерные игры, визуализированные фрагменты сказок и т.д.[25,14]
Третий вид стимуляции познавательного интереса в обучении определяется сопровождающими учебный процесс отношениями.
Коренное изменение отношения к ученику как субъекту учебного процесса, повышение активности школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к продуктивной системе образования через интерактивные формы обучения способствуют формированию у школьников познавательной активности, развивает их интеллектуальные и творческие способности.
Дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении предполагает переход от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. При этом основным способом сотрудничества учителя с учеником выступает процесс, при котором учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется в том, что каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда; в том, что он выбирает задачи по своему вкусу; в том, что творчество каждого ребенка получает признание и оценку; в том, что каждый из детей на самом деле уважаем, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Педагогика сотрудничества направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.
Развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся способствуют: соревнование как стимул познавательного интереса, связанный с отношениями между учениками; выдача заданий разного уровня сложности. Предлагаются домашние задания трех уровней сложности: первый – базовый (задание обязательное для выполнения всеми учениками класса); второй – повышенный, а третий уровень – сложный (задания выполняются по желанию). Каждое задание второго и третьего уровней оценивается дополнительной отметкой. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Прием “трудная задача”. Подготовлены задания (задачи) повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой желающий может взять одно из заданий (задач) и попробовать его выполнить (решить). Такая попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (задача решена) верно, в письменном виде с объяснением решения, ученик получает отличную отметку.
2.2. Влияние
уроков информатики в
Интеллектуальные способности
школьников на начальной ступени
образования формируются за счет
любознательности детей, пытливости их
ума. Одна из важнейших линий умственного
развития ребенка состоит в
Базой для проведения эксперимента были выбраны 3(4)а и 3(4)б классы средней школы № 26. Основой для выбора классов послужило то, что:
1) классы однородны в количественном отношении: в них обучается одинаковое количество учащихся;
2) текущая успеваемость в обоих классах примерно одинакова, о чем свидетельствуют результаты констатирующего среза;
3) оба класса занимаются по альтернативным программам «Гармония» (3а), «Школа 2100» (3б).
Критерием для определения уровня усвоения знаний был выбран коэффициент усвоения (КУ), который находится по формуле:
КУ= количество•правильно решений•заданий
количество заданий
Проведя на контрольном этапе эксперимента срезы, мы получили следующие данные:
В экспериментальном классе (3а), согласно СНПИ, практические занятия за компьютером продолжались не более 15-20 минут, уроки планировались следующим образом: 20-25 минут – теоретическая часть и работа в тетрадях; 15-20 минут – практическая работа за компьютером.
В контрольном классе
(3б) уроки проводилась без
В качестве критериев были взяты такие параметры, как мышление (тест “Анаграмма”), память (тест “Набор слов”) и выявление саморегуляции.
Тест “Анаграмма”.
Цель проведения данной методики: выявление у учащихся уровня мыслительной деятельности и овладение представлением об алгоритме.
Результаты.
Класс |
Уровни мышления на начало исследования | |||
Хороший |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий | |
3а |
15% |
39% |
21% |
15% |
3б |
17% |
37% |
22% |
14% |
Уровни мышления на конечном этапе | ||||
Хороший |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий | |
4а |
21% |
47% |
23% |
9% |
4б |
18% |
40% |
30% |
12% |
Исследование показало, что на начальном этапе уровень мыслительной деятельности в обоих классах примерно был на одном уровне. Промежуточное исследование по этому направлению показало, что в 4а классе на одну треть возросли показатели уровня мыслительной деятельности и закрепились знания, умения и навыки при работе с компьютером, учащиеся достаточно хорошо овладели такими понятиями как алгоритм. Это произошло за счет работы с программой “Исполнитель”, где ребята составляли алгоритм работы для трактора, которому нужно перевести груз в определенное место по сложной траектории.
Тесты “Набор слов”.
Задачей данного исследования – определение уровня механической памяти и умения использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами, управлять объектами на экране монитора.
Механическая память
Класс |
Результаты на начало исследования | ||
Высокий |
Нормальный |
Ниже среднего | |
3а |
22% |
47% |
31% |
3б |
21,5% |
49% |
29,5% |
Конечные результаты | |||
Высокий |
Нормальный |
Ниже среднего | |
4а |
25% |
62% |
13% |
4б |
25% |
50% |
25% |
Смысловая память
Класс |
На начало исследования смысловая память развита | |
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно | |
3а |
72% |
28% |
3б |
74% |
26% |
На конец исследования смысловая память развита | ||
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно | |
4а |
87% |
13% |
4б |
77% |
23% |
Анализируя данные по исследованию механической памяти, мы видим, что произошел резкий скачок увеличения механической памяти в 4а классе. Можно предположить, что это произошло за счет механического запоминания назначения клавиш. При работе с клавиатурой и мышью учащиеся овладели элементарными навыками компьютерной грамотности, что способствовало развитию механической памяти младшего школьника. При этом в 4а классе показатели смысловой памяти выше чем в 4б.
Тест “Саморегуляция”.
Цель данной методики: определение уровня саморегуляции при работе за компьютером. В результате все учащиеся разделились на три группы:
Класс |
Начальное исследование |
На конец исследования | ||
3а |
3б |
4а |
4б | |
Хорошая саморегуляция (учащиеся успешно справляются с заданием) |
9% |
11% |
17% |
13% |
Удовлетворительная |
22% |
27% |
46% |
28% |
Недостаточная саморегуляция (учащиеся сбиваются в |
69% |
62% |
37% |
59% |
Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что работа с компьютером развивает не только компьютерную грамотность, но и саморегуляцию в учебной деятельности.
В целом за время периода
работы учащихся с развивающими компьютерными
играми произошло овладение
Выводы по II главе
Опытно-экспериментальное исследование, включающее апробирование приемов стимуляции познавательного интереса на уроках информатики, позволило рассмотреть: