Формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 6
1.1. Проблема формирования и развития гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Роль игры в формировании и развитии личности дошкольника 10
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании гуманности в старшем дошкольном возрасте 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 20
2.1. Методологические основы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 41

Работа состоит из  1 файл

гуманность у дошкольников.doc

— 722.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к  числу тех вечных вопросов, которые  пронизывают собой всю историю  развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое  конкретное содержание. Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

Теоретическая важность исследования гуманных отношений в дошкольном возрасте обусловлена местонахождением этой проблемы на стыке ведущих областей научного знания: общей, социальной и возрастной психологии, этики, педагогики и др., проблематика каждой из которых развивается в настоящее время относительно изолированно. Установление конструктивных связей между ними позволит их взаимообогатить и вскрыть новые факты и закономерности, открывающие широкие перспективы их дальнейшего осмысления и практического применения.

Эта общая методологическая установка  отечественной психологии приводит к постановке проблемы гуманных отношений  как проблемы анализа гуманных отношений  в совместной деятельности. Это значит, гуманное отношение это отношение  к другому, как к себе самому, через отношение к совместной деятельности.

Теоретическая разработка проблем  формирования и развития гуманности, осуществляемая такими отечественными исследователями незаслуженно мало затронула область изучения гуманных отношений на ранних этапах онтогенеза, в частности, в дошкольном возрасте. Между тем, именно в этот период начинают закладываться ростки тех форм гуманных отношений как социально позитивных проявлений заботы, взаимопомощи, уважения, солидарности в группе.

Особое место в системе взаимоотношений детей отводится сюжетно-ролевой игре, являющейся, по определению Д.Б. Эльконина, «школою произвольного поведения ребенка», «школой морали в действий» [31, c. 38]. Вслед за Л.С. Выготским, отечественные исследователи придают сюжетно-ролевой игре важное значение в обеспечении дружеских взаимоотношений детей, поскольку именно в игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои действия с другими, подчиняться правилам, оказывать помощь. Таким образом, коллективная деятельность детей оказывается не просто вплетенной в ткань самих исследований детских взаимоотношений в качестве необходимого условия их существования, но и выступает как средство формирования гуманных отношений, поэтому для нас представляется актуальным исследование формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Объект исследования: гуманность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза исследования: организация взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной сюжетно-ролевой игре способствует становлению и развитию гуманности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста;

2) раскрыть роль игры в формировании и развитии личности дошкольника;

3) охарактеризовать особенности формирования гуманности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры;

4) выявить эффективные  пути и средства формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста сотрудничества у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы; тематические занятия, наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, анализ.

Исследование проводилось  на базе ДОУ «Радость» д. Ревятичи. В исследования приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1. Проблема формирования и развития гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе

 

Отечественные исследователи  конкретизируют принцип гуманности во взаимоотношениях людей, обращаясь к отношениям солидарности, взаимопомощи, соучастия, активного «сопереживания общих ценностей». Представления о гуманных отношениях в отечественных исследованиях, как правило, отличаются активным, действенным характером и выражаются в конкретной помощи индивидов друг другу, их взаимной заботе, соучастии в делах и переживаниях.

Дошкольный возраст, первые годы жизни ребенка, возраст «первоначального складывания личности» по мнению А.Н. Леонтъева является тем важнейшим периодом, когда ребенок приобретает определенные навыки общения [15, c. 59], когда происходит усвоение им этических норм, когда формируется произвольное, «личностное» поведение [9], приобретается умение действовать в интересах других людей [29], т.е. именно в эти годы зарождается чувство гуманности. В исследованиях отечественных психологов и педагогов принцип гуманности принимает формы сотрудничества и взаимопомощи, дружбы, доброжелательности, положительных взаимоотношений, отзывчивости.

По мнению некоторых психологов, детерминанты гуманного отношения детей друг к другу следует искать в особенностях семейного воспитания. Этот факт сам по себе не вызывает сомнения, ибо где, как не в семье, как не в первоначальном диадном общении с матерью формируются образцы отношений к «значимым другим», которые, закрепившись, становятся определенными свойствами личности. Первоначальное общение со взрослым психологически иное, чем последующее общение со сверстником, в частности, во взаимодействии со сверстником ребенок, из исполнителя нормы превращается в ее носителя. Поэтому в группе сверстников в условиях детского сада во многом определяется общая коллективистическая ориентация ребенка. Отсюда важность исследования реальных групп и тот интерес педагогов и психологов к изучению системы «ребенок - группа сверстников»

Говоря об исследовании мотивации  гуманного и нравственного поведения дошкольников (поведения в пользу группы), нельзя не назвать имена Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.В. Менджерицкой и др. [7, 8, 21]. Исследования А.В. Запорожца и Я.З. Неверович знаменуют собой очень важный этап изучения гуманных мотивов дошкольников: от овладения ими знаниями о нормах поведения в коллективе, не имеющими еще достаточной побудительной силы, до стремления детей своими моральными поступками заслужить положительную оценку взрослого и, наконец, появление потребности в благополучии других людей [8].

Особую роль в становлении гуманного  отношения к другим людям приобретают  особые «умные» эмоции, являющиеся своеобразным единством «аффекта и интеллекта» (по Л.С. Выготскому) и выполняющие роль «эмоционального воображения», предчувствия ситуации, которая может возникнуть в результате действий ребенка и оценки значения этих последствий для себя и для других людей [7].

Мотивация гуманного поведения обнаруживает связь с определенным уровнем осознанности, произвольности, причем не всегда осознанность синонимична «моральности», т.е. ребенок первоначально может овладеть определенными нормами поведения и лишь впоследствии осознать их нравственный смысл.

Известно, что произвольное, моральное поведение возникает у ребенка в 3 - 4 года и к старшему дошкольному возрасту следование моральным нормам приобретает относительно устойчивый и независимый характер; подобное поведение у ребенка развивается вне зависимости от развития у него чувства сопереживания, по данным других исследователей, напротив — развитие чувства сопереживания является стимулом для усвоения норм поведения и нравственных качеств личности ребенка.

В противовес методологическим позициям западных исследований, исходящих из «постулата непосредственности» к проблемам гуманных отношений детей, отечественная психология, понимая содержательную предметную деятельность как детерминанту отношений между людьми, реализует свои ведущие теоретические принципы: принцип деятельности и принцип опосредствованности.

Гуманистическая ориентация воспитания личности ребенка осуществляется, прежде всего, в процессе практики общения  и взаимодействия сначала со взрослым, затем со сверстником, в процессе совместной деятельности. Именно в совместной деятельности создаются предпосылки коллективных взаимоотношений, умения действовать в интересах других, обеспечивается гуманистическую направленность воспитательных воздействий.

В плане разработки проблемы гуманного отношения у дошкольников нельзя не отметить работы, отличающиеся социально-психологическим подходом, т.е. делающим предметом изучения детскую группу как таковую. Традиция рассмотрения детского коллектива как средства и условия формирования личности ребенка оказалась чрезвычайно плодотворной, в настоящее время в этом плане работают Т.А. Репина, К.Я Вольцис, Я.Л. Коломинский и др. Этот список может быть пополнен многочисленными экспериментальными исследованиями межличностных отношений в реальных детских группах, в которых устанавливаются положительные (гуманные) отношения между детьми.

Формирование у детей  эмпатийных способностей - умения выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы  они были понятны другим, и принимать  иную точку зрения, умения достойно выйти из конфликтной ситуации и т. п. - основа гуманного отношения к окружающим людям. Определяющими факторами в психическом развитии являются: признание взрослыми уникальности личности каждого ребенка; учет индивидуальных и возрастных особенностей; деятельность; общение [6].

В то же время, вопрос о «гуманизации» отношений детей не может быть решен однозначно, ибо некоторые данные, подкрепленные житейскими наблюдениями, свидетельствуют в пользу вывода о том, что не всякая совместная деятельность способствует оптимизации отношений между детьми. Широко известны групповые игры, «коллективные» по форме, но «асоциальные» по своей гуманистической и общественной сути; они, как правило, порождают конфликтные отношения недоброжелательства, зависти, отчуждения в детской группе. Следовательно, при изучении групповой деятельности детей недостаточно всходить лишь из абстрактно структурных характеристик, необходимо учитывать и содержательный, общественно ценный ее аспект.

В старшем дошкольном возрасте система личных взаимоотношений детей уже во многом определяется их собственными ценностными ориентациями. Эта система определенным образом отражает и характер ценностных ориентации взрослых — воспитателей и родителей. Но старший дошкольник уже преимущественно ориентируется на нравственные качества ровесника, имеющие значение не только лично для него, но и для окружающих. В этом находит свое отражение социальное развитие ребенка, возникновение у него внутренней общности с группой, первое проявление чувства гуманности [27].

Наблюдения за старшими дошкольниками показывают, что они  далеко не одинаково относятся к  своим товарищам по группе: к одним  тянутся и хотят всегда быть рядом  с ними, особенно в нерегламентированной взрослым деятельности; других выбирают для выполнения совместной работы, а к третьим равнодушны. Одни дети — признанные лидеры группы, другие, наоборот, всегда в тени. Если первые без труда налаживают хорошие отношения с большинством товарищей, то вторые всегда общаются в небольшом кругу сверстников. Таким образом, личные взаимоотношения существенно влияют на формирование дошкольника. Личные взаимоотношения наиболее ярко проявляются в небольших детских объединениях, строящихся преимущественно на чувстве взаимной симпатии, эмоциональной привязанности. В таких объединениях дошкольники учатся проявлениям чуткости, отзывчивости, заботы о другом, т. е. здесь берут свое начало первые ростки гуманного отношения к окружающим людям.

Таким образом, гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности она проявляется в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь к другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии – умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности – к сочувствию и сопереживанию; в толерантности – терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Произвольное, моральное поведение возникает у ребенка в 3 - 4 года и к старшему дошкольному возрасту следование моральным нормам приобретает относительно устойчивый и независимый характер Высокая восприимчивость детей старшего дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного формирования гуманности и нравственного воспитания. В старшем дошкольном возрасте система личных взаимоотношений детей уже во многом определяется их собственными ценностными ориентациями. Старший дошкольник уже ориентируется на нравственные качества ровесника, имеющие значение не только лично для него, но и для окружающих. В этом находит свое отражение социальное развитие ребенка, возникновение у него внутренней общности с группой, первое проявление чувства гуманности.

1.2. Роль игры в формировании  и развитии личности дошкольника

 

Игра представляет собой  уникальный феномен действительности. Ее многоплановость и полифункциональность вызывает глубокий интерес в различных  областях знаний.

Психологи относят игру к интрогенному поведению, т.е. поведению, детерминированному внутренними факторами личности, в отличие от экстрогенного поведения, определяемого внешней необходимостью.

Информация о работе Формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре