Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 6
1.1. Проблема формирования и развития гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Роль игры в формировании и развитии личности дошкольника 10
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании гуманности в старшем дошкольном возрасте 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 20
2.1. Методологические основы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 41
Для формирования у дошкольников гуманных проявлений мы использовали методику проведения сюжетно-ролевых игр по нравственному развитию дошкольников Е.Смирновой. Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие. В приложении Д представлены примеры игр.
Мы наметили следующие пути работы: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.
Решение этих задач осуществлялось посредством включения гуманных проявлений в основное содержание сюжетно-ролевых игр детей. Ориентация на воссоздание эмоционально-нравственных отношений людей достигалась за счет введения гуманных проявлений в атрибутивные признаки роли.
Сначала необходимо было
внести новое в эмоционально-
Воспитатель разыгрывал определенные сюжетные линии: «Кукла Наташа заболела, ее надо полечить», «Как вылечить любимые игрушки», «Животные заболели», «Какого врача любят все». При этом на первый план выдвигалось внимательное, чуткое отношение к персонажам, выражаемое интонацией, мимикой, жестами.
Применяемые взрослым эмоционально-выразительные средства имели целью не только вооружить детей умениями высказать положительное отношение к объекту своего внимания, но и возбудить желание проявить его в обращении с игрушкой.
Эффективность образца определялась полнотой его воспроизведения детьми. Характерно, что некоторые компоненты ролевых взаимодействий отражались не только в заданной образцом роли, но и в других ролях, также предполагающих проявление заботы. Подобная интерференция говорит о том, что образец стал не средством простого копирования, а обобщенным способом выражения отношения. Были обнаружены различия в степени и глубине воспроизведения образа. Активные, эмоционально восприимчивые дети наиболее тщательно копировали игровые действия и манеру взрослого вести себя в демонстрируемой роли. Дети в роли мамы (папы) пользовались речевыми структурами, применяемыми взрослыми. Например, описывали внешний вид заболевшего ребенка фразами, взятыми из образца: «Машенька совсем не улыбается, глазки стали грустными, щечки раскраснелись, головка горячая».
На следующем этапе проверялась эффективность модели, задаваемой не взрослым, а сверстником. Мы исходили из описанного в литературе положения об усилении подражательности сверстнику в старшем дошкольном возрасте. Необходимо было проверить возможность внесения гуманных проявлений с помощью ребенка, умеющего выразительно проявлять свои эмоции. Так, по сюжету с центральной фигурой врача проводились игры «Больница», «Поликлиника» с разнообразными модификациями типа «Лесная больница» (для зверей).
Чтобы помочь ребенку вычленить в образе характерные для него особенности, черты, достойные подражания, мы старались раскрыть, показать подлинные мотивы поступков взрослых, учитывая, что для формирования у детей способов гуманных проявлений особенно важно, чтобы мотивация ролевого поведения соответствовала его нравственным образцам. Мотивация необходима в связи с тем, что на ее основе у ребенка возникает новая потребность — поступать гуманно.
После окончания психолого-
По при анализе результатов теста «Определение эмпатии» были выявлены низкий, средний, высокий и очень высокий урони уровни развития эмпатии в исследуемых группах. Полученные результаты мы отобразили в виде диаграммы (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 - Уровень развития эмпатии после эксперимента
Исходя из данных, представленных в рисунке 2.5, можно сказать, что по окончании эксперимента межгрупповые различия в развитии эмпатии очень различны. В экспериментальной группе наблюдается высокий рост развития эмпатии.
Представим общую картину проявления негативных личностных качеств в исследуемых группах после проведенного формирующего эксперимента (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Анализ проявления негативных личностных качеств
Негативные личностные качества |
Экспериментальная группа (%) |
Контрольная группа (%) | ||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Возбуждаемость |
18 |
22 |
60 |
40 |
35 |
25 |
Капризность |
10 |
30 |
60 |
30 |
50 |
20 |
Боязливость |
25 |
40 |
25 |
42 |
48 |
10 |
Плаксивость |
15 |
15 |
60 |
28 |
22 |
50 |
Злобность |
12 |
28 |
60 |
30 |
48 |
22 |
Завистливость |
10 |
20 |
70 |
30 |
33 |
37 |
Ревность |
15 |
25 |
60 |
20 |
33 |
47 |
Обидчивость |
15 |
15 |
70 |
40 |
35 |
25 |
Упрямство |
12 |
17 |
71 |
30 |
50 |
20 |
Жестокость |
2 |
8 |
80 |
15 |
27 |
58 |
Агрессивность |
15 |
20 |
65 |
32 |
50 |
18 |
Нетерпеливость |
20 |
14 |
66 |
40 |
35 |
25 |
Проанализировав полученные результаты проявления негативных личностных качеств в исследуемых группах после проведенного эксперимента можно констатировать наличие качественных изменений в экспериментальной группе: у дошкольников чувства приобрели значительно большую глубину и устойчивость; появилось умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств; стали активно формироваться социальные чувства; эмоциональная реакция детей стала максимально адекватна ситуации.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами подтверждена гипотеза о том, что организация взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной сюжетно-ролевой игре способствует становлению и развитию гуманности у детей старшего дошкольного возраста.
В результате нашего исследования
можно сделать следующие
Карта экспертного наблюдения
Ф.И.О. |
Возбуждаемость |
Капризность |
Боязливость |
Плаксивость |
Злобность |
Завистливость |
Ревность |
Обидчивость |
Упрямство |
Жестокость |
Агрессивность |
Нетерпимость |
Костя А. |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
Аня Б. |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
4 |
1 |
3 |
3 |
Рустам Г. |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Дима Г. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Артём К. |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Катя Л. |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Коля Л. |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Антон М. |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Никита П. |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Феликс П. |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Кирилл Р. |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 | |
Лера С. |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
Аня С. |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
Герман Х. |
4 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 | |
Маша К. |
5 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
Ваня Б. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
Римма Г. |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
1 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Кира Г. |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Олег К. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 | |
Катя Ш. |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Оля С. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Артем э. |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Никита Д. |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Игорь П. |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
5 |
Лиза Р. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
Вера С. |
4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Таня С. |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Игнат Х. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Маша Г. |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Катя А. |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |