Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 6
1.1. Проблема формирования и развития гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Роль игры в формировании и развитии личности дошкольника 10
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании гуманности в старшем дошкольном возрасте 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 20
2.1. Методологические основы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 41
В результате теоретической части нашего исследования можно сделать следующие выводы:
В нашем исследовании мы выдвинули предположение о том, что организация взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной сюжетно-ролевой игре способствует становлению и развитию гуманности у детей старшего дошкольного возраста. С целью подтверждения выдвинутой гипотезу, нами было проведено экспериментальное которое включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование проводилось на базе ДОУ «Радость» д. Ревятичи. В исследования приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа включала 15 детей, контрольная - такое же количество.
В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы, мы пытались выявить уровень развития осознания старшими дошкольниками нравственных норм, а также исследовать характер проявления негативных личностных образований. С этой целью нами были использованы следующие методики:
Для изучения представлений детей о нравственных и моральных качествах нами были подготовлены следующие вопросы:
При помощи следующей методики (Шкала негативных личностных проявлений (Й. Шванцары), мы попытались исследовать характер негативных личностных проявлений ребенка в группе. Проявления детей изучались с помощью экспертного опроса воспитателей. Состояния, переживания, проявления детей в коллективе группы оценивались от 0 до 4 баллов в течение трех дней по следующим характеристикам: возбуждаемость, капризность, боязливость, плаксивость, злобность, завистливость, ревность, обидчивость, упрямство, жестокость, агрессивность, нетерпеливость. В процессе наблюдения воспитателю надо было заполнять карту наблюдения (Приложение А), в которой выставлялись баллы ребенку, по мере проявления того либо иного качества. Набранные ребенком баллы суммировались, и выводился средний балл по каждой характеристики.
При определении уровня развития эмпатии использовался тест «Определение эмпатии», предложенный авторами Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [19]. Использовался следующий материал:
1). Карточки со схематическим изображением человеческих эмоций на лице (радость, спокойствие, грусть, удовольствие, страх, злость, насмешка, смущение, недовольство) (Приложение Б).
2) Карточки с реалистическим изображением лица (сожаление, радость, недоверие, испуг, восторг) (Приложение В).
Испытуемому предлагалось:
(1 серия) рассмотреть схематические
изображения человеческих эмоций; попытаться
изобразить каждую схему на своем
лице, затем – назвать
Формирующий эксперимент был направлен на развитие у дошкольников гуманных отношений, для этого мы наметили следующие пути: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней. Решение этих задач осуществлялось посредством включения гуманных проявлений в основное содержание сюжетно-ролевых игр детей. Ориентация на воссоздание эмоционально-нравственных отношений людей достигалась за счет введения гуманных проявлений в атрибутивные признаки роли. Для этого мы использовали методику проведения игр по нравственному развитию дошкольников Е.Смирновой и З.М. Богуславской. В экспериментальной группе проводилась работа в соответствии с разработанной нами программой. В контрольной группе аналогичных занятий проведено не было.
После окончания формирующего этапа эксперимента было проведено повторное тестирование уровня эмпатии и характера негативных личностных проявлений ребенка в экспериментальной и контрольной группах с целью отследить динамику возможных изменений в уровне сформированности данных качеств.
В результате анализа представлений детей о нравственных и моральных качествах нами были получены следующие результаты.
Раскрывая смысл категории
«дружба», дети говорили, что это
«люди дружат между собой». Очень
редко в ответах звучали
Полученные данные в исследуемой группе детей можно представить с помощью диаграммы (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Смысл категории «дружба»
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся»- эту группу мы можем определить, как обобщенное представление о качестве. Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой») – ссылка на самого себя. Третья группа представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо». Полученные результаты представлены диаграмме (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Смысл категории «зло»
Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают») - объяснение качества на основе собственного жизненного опыта. Некоторые дошкольники включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла» - объяснение одного качества через другое. Результаты представлены в диаграмме (Рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Смысл категории «добро»
Таким образом, анализируя данные, полученные в ходе данного этапа исследования, мы можем определить, что в данных группах дошкольников продолжают развиваться обобщенные представления нравственных нормах и эталонах, продолжают складываться понятия морали, складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам как злость, лживость, трусость. Исходя из данных, представленных в диаграммах 2.1,2.2, 2.3, можно сказать, что на начало эксперимента межгрупповые различия недостоверны, т.е. на начало эксперимента были подобраны однородные группы.
Представим общую картину проявления негативных личностных качеств в исследуемых группах (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Анализ проявления негативных личностных качеств
Негативные личностные качества |
Экспериментальная группа (%) |
Контрольная группа (%) | ||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Возбуждаемость |
48 |
32 |
20 |
45 |
30 |
25 |
Капризность |
30 |
50 |
20 |
32 |
48 |
20 |
Боязливость |
45 |
45 |
10 |
44 |
46 |
10 |
Плаксивость |
25 |
25 |
50 |
28 |
22 |
50 |
Злобность |
32 |
48 |
20 |
30 |
48 |
22 |
Завистливость |
30 |
30 |
40 |
33 |
30 |
37 |
Ревность |
25 |
35 |
40 |
24 |
33 |
43 |
Обидчивость |
45 |
35 |
20 |
40 |
35 |
25 |
Упрямство |
31 |
45 |
24 |
30 |
46 |
24 |
Жестокость |
12 |
28 |
60 |
15 |
27 |
58 |
Агрессивность |
35 |
55 |
10 |
32 |
50 |
18 |
Нетерпеливость |
40 |
34 |
26 |
41 |
30 |
29 |
Проанализировав полученные результаты проявления негативных личностных качеств в исследуемых группах, мы пришли к выводу: необходимо организовать активную работу по формированию способности к гуманному общению и развитию культуры поведения в данных группах школьников, с целью помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Достаточно часто можно было наблюдать наличие противостояния «Я – они», которое проявлялось в том, что ребенок пытался быть в центре внимания, или отказывался от роли лидера, не хотел играть с детьми, жаловался на них, конфликтовал, злился, капризничал и т.п., что проявлялось в демонстрации негативных личностных проявлениях.
В результате исследования уровня развития эмпатии в исследуемых группах и проведения анализа, были получены следующие данные: были выявлены низкий, средний и высокий уровни развития эмпатии в исследуемых группах (Приложение Г). Выполнение задания не вызвало у дошкольников затруднений, воспринималось как веселая игра. Полученные результаты мы отобразили в виде диаграммы (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Уровень развития эмпатии до эксперимента
Исходя из данных, представленных на рисунке 2.4, можно сказать, что на начало эксперимента межгрупповые различия в развитии эмпатии недостоверны, т.е. на начало эксперимента были подобраны однородные группы.
Из опыта работы в
ДОУ к сожалению хочется
Результаты предварительной
диагностики в исследуемых