Формы работы с группой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:49, дипломная работа

Описание

Одним из главных направлений повышения качества образования является использование информационных технологий. Исходя из того, что «информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Применение новых информационных технологий для совершенствования учебного процесса в высшей школе
1.2 Технология интерактивного обучения
1.3 Формы и методы интерактивного обучения
1.3.1 Круглый стол, дискуссия, дебаты
1.3.2 Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
1.3.3 Деловые и ролевые игры
1.3.4 Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
1.3.5 Кластер
1.3.6 Знаю / Хочу узнать / Узнал (З/Х/У)
1.3.7 Синквейн
1.3.8 Стратегия "Fishbone"
1.3.9 Тренинги
1.3.10 Мастер класс

Работа состоит из  1 файл

диплом егор.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1             Применение новых информационных технологий для совершенствования учебного процесса в высшей школе

1.2             Технология интерактивного обучения

1.3             Формы и методы интерактивного обучения

1.3.1      Круглый стол, дискуссия, дебаты

1.3.2      Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

1.3.3      Деловые и ролевые игры

1.3.4      Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

1.3.5      Кластер

1.3.6      Знаю / Хочу узнать / Узнал (З/Х/У)

1.3.7      Синквейн

1.3.8      Стратегия "Fishbone"

1.3.9      Тренинги

1.3.10  Мастер класс


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1             Применение новых информационных технологий для совершенствования учебного процесса в высшей школе

Будущему педагогу нового тысячелетия необходимо обладать не только определенным объемом знаний, но и умением решать проблемы сегодняшней жизни, отличительной особенностью которой является все возрастающая насыщенность информацией разного рода. Поэтому они должны научиться эффективно использовать все возможности техники и технологий нового поколения при любой форме взаимодействия с ними. В  последнее   десятилетие   значительно   усилилось   влияние   новых информационных  технологий  на  учебно-воспитательный  процесс   в   учебных   заведениях.   Появилась необходимость обучения учащихся приемам и  способам  ведения  информационных архивов. Одной из основных целей  обучения становится  формирование информационной  культуры  учащихся.  Более  того,  для   многих   профессий появилась  необходимость  непрерывного  образования   на   протяжении   всей профессиональной жизни личности. Одним из главных направлений повышения качества образования является использование информационных технологий. Исходя из того, что «информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. 

    Основными характеристиками применения  современных  информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации  обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Во все времена особое значение при обучении будущих специалистов придавалось методике преподавания. По мере развития педагогической науки, совершенствовались методы и формы преподавания.

Таким образом, применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый преподаватель обязан работать во благо развития учащегося.  Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».


1.2 Технология интерактивного обучения

Применение современных информационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Уровень развития информационных технологий, современные концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования на всем протяжении жизни для адекватности современным условиям заставляет пересмотреть  и сами технологии, применяемые в образовательном процессе, выбирая из них, в первую очередь  те, которые

        повышают эффективность и качество обучения;

        обеспечивают  мотивы к самостоятельной  познавательной деятельности;

        способствуют  углублению  меж предметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Идет внедрение новой концепции обучения, помещающей студента в центр образовательного процесса, превращающего его из  пассивного слушателя в самого активного в этом процессе. Этому способствует и уровень современной компьютерной техники и программного обеспечения.

Каждый из студентов  имеет свой личный  индивидуальный подход к целям обучения  по каждому из изучаемых предметов (предыдущие знания, предыдущий опыт, предпочтения, хобби, интересы, мотивация). 

Интерактивные способы обучения  дают возможность  преподавателю визуализировать процесс усвоения учебного материала студентами.  Важным отличием мультимедиа технологии  от любой другой технологии является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных - текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся: речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио и визуальной информации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.

Наличие обратной связи, обусловленной использованием интерактивных технологий в процессе обучения, позволяет преподавателю для каждого из студентов выстраивать индивидуальные, уникальные траектории обучения. Причем развитие и движение студентов по этим траекториям сугубо индивидуальны и не синхронны.

Использование в учебном процессе интерактивных технологий трансформирует и роль преподавателя. Он становится менеджером учебного процесса, оказывая  адресную помощь студентам в случае необходимости,  и, формируя индивидуальные траектории изучения курса каждым из студентов в своем собственном темпе, в соответствии с календарно-тематическим планом курса.

В то же время у преподавателя возрастает количество времени для активного общения с учащимися в ходе учебного процесса, проведения индивидуальных консультаций по ходу изучения учебного курса, для контроля за успешностью обучения каждого студента. Внедрение  интерактивных технологий  в учебный процесс допускает реализацию групповых форм обучения, дающих умение работы в команде, работы в коллективе, важных для дальнейшей профессиональной реализации учащихся: студенты принимают на себя большую долю ответственности за успешность изучения курса и, должны признать, что это им нравится.

 

1.3Формы и методы интерактивного обучения

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познания студентами. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. Говоря простым языком, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.

Интерактивный метод в образовании сложился, утвердился и получил широкое распространение формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представлен рисунком (рис.1).

 

Рис. 1 - Интерактивный метод

 

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

                  пробуждение у обучающихся интереса;

                  эффективное усвоение учебного материала;

                  самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

                  установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

                  формирование у обучающихся мнения и отношения;

                  формирование жизненных и профессиональных навыков;

                  выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

                  Круглый стол (дискуссия, дебаты)

                  Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)

                  Деловые и ролевые игры

                  Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

                  Мастер класс

Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.


1.3.1Круглый стол, дискуссия, дебаты

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Информация о работе Формы работы с группой