Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:49, дипломная работа
Одним из главных направлений повышения качества образования является использование информационных технологий. Исходя из того, что «информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Применение новых информационных технологий для совершенствования учебного процесса в высшей школе
1.2 Технология интерактивного обучения
1.3 Формы и методы интерактивного обучения
1.3.1 Круглый стол, дискуссия, дебаты
1.3.2 Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
1.3.3 Деловые и ролевые игры
1.3.4 Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
1.3.5 Кластер
1.3.6 Знаю / Хочу узнать / Узнал (З/Х/У)
1.3.7 Синквейн
1.3.8 Стратегия "Fishbone"
1.3.9 Тренинги
1.3.10 Мастер класс
1.3.5. Кластер
Разбивка на кластеры. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера).
Грозди – графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Учащиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены учителем). Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.
Информация записывается.
Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть предположения учащихся, расширить знания по данной теме, предлагается текст.
Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).
Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых.
На стадии рефлексии работа с кластерами завершается. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.
После составления кластера просим учащихся установить связи между гроздьями кластера, ответ обосновать.
Использование в качестве основных технических (мультимедийных) средств компьютера и интерактивной доски значительно обогащает дидактические возможности каждого из приемов.
Прием «Кластер» предполагает предварительную подготовку учителя: ключевое понятие урока (допустим «Имя существительное») записывается в центре страницы, вокруг располагаются 8 – 10 пустых квадратов. Учитель просит называть возникающие у учеников слова-ассоциации с заданным понятием («именование», «предмет», «реальность», «абстрактность», «склонение», «связь с другими словами» и т.д.), фиксирует их в пустых квадратах в порядке озвучивания. Затем объекты-ассоциации выделяются, перемещаются, при помощи функции доски, окрашиваются, таким образом, производится их систематизация по группам на основе общности признаков («значение», «грамматические признаки»). Результат проведенной операции – наглядное представление ключевого понятия урока и его параметров; ученики, опираясь на визуально-словесную информацию, структурированную на экране, формулируют задачи урока.
1.3.6 Знаю / Хочу узнать / Узнал (З/Х/У)
З/Х/У – один из видов графических организаторов, позволяющий провести исследовательскую работу по какой-либо теме.
Таблица З/Х/У
Что мы знаем по данной теме?
Что хотели бы узнать?
Что мы узнали?
Цель: подготовка к восприятию и осмыслению новой информации.
Пошаговое описание метода
Вывешиваем подготовленную на ватмане таблицу З/Х/У.
Проводим мозговой штурм по избранной теме.
Используя метод блиц-опроса, заполняем графу «Что мы знаем по данной теме».
Таким же путем заполняем графу «Что хотели бы узнать».
Предлагаем раздаточный материал, содержащий основные положения по избранной теме (т.е. ответы на поставленные вопросы)
После ознакомления с предложенной информацией (10-12 мин) возвращаемся к графе («Что хотели бы узнать»), определяем, на какие вопросы найдены ответы и записываем в графу «Узнали».
В эту же графу заносим новую информацию, не предусмотренную учащимися в колонке «Что хотели бы узнать».
Далее выясняем, насколько верными оказались знания учащихся в графе «Что мы знаем».
Если метод проводится впервые, необходимо написать на доске (листе бумаги) следующие ограничения (для занятия, рассчитанного на 80 мин.).
мозговой штурм - 6 мин.
блиц-опрос - 4 мин.
ознакомление с раздаточным материалом - 10-12 мин.
обсуждение и заполнение таблицы З/Х/У - 15 мин.
С новой информацией можно ознакомить учащихся традиционной лекцией (15-20 мин.).
Если вопросы из колонки («Что хотели бы узнать» остались без ответа, обсудите (сами рекомендуйте), куда учащиеся могут обратиться для получение ответов.
После обретения определенных навыков данный метод можно будет проводить в малых группах автономно.
1.3.7Синквейн
Творческая форма рефлексии – Синквейн
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
Россия
Православная, самоубийственная
Убивающая и воскрешающая
Поцелуй на морозе
Жизнь
Пар
насыщенный и ненасыщенный
взаимные превращения претерпевает.
Народ за ними наблюдает и думает:
"Природа"
Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.
1.3.8Стратегия "Fishbone"
Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.
Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:
1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, учитель записывает формулировку проблемы.
2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями.
3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.
При анализе достаточно сложных проблем лист с промежуточными результатами работы может оставаться висеть на стене в классе, что позволит периодически возвращаться к разрешению возникших противоречий.
Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
1.3.9 Тренинги
Тренинг – это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого – это залог успеха деятельности всей группы.
В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой – практическому обучению самой теории («теория из живой практики»).
Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы. Подготовка включает в себя:
– работу над планом – сценарием тренинга;
– работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг;
– самоподготовку преподавателя;
– распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге.
Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их коррекции. Социально-психологический тренинг – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.
1.3.10Мастер класс
Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Форма работы мастер-класса зависит от наработанного мастером стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интереснейшего мероприятия.Мастер-классы способствуют личностной ориентации студента, формированию его художественных вкусов и культурных интересов, вводят молодого человека в мир гуманитарной культуры.
Мастер-класс характеризируется следующим:
метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
создание условий для включения всех в активную деятельность;
постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Целью проведения мастер-класса является:
-профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента.
В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности студента самостоятельно и нестандартно мыслить. В контексте мастер-класса профессиональное мастерство означает прежде всего умение быстро и качественно решать образовательную задачу в практическом поле выбранного предмета
Задачами являются:
преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности.
обучение профессиональному языку той или иной науки (экономической, юридической, искусствоведческой и т.д.).
передача продуктивных способов работы - прием, метод, методика или технология.
адекватные формы и способы представления своего опыта.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. В большинстве своем, она основывается как на педагогической интуиции преподавателя ("учителя"), так и на художественной восприимчивости студента ("ученика"). Мастер-класс - это двусторонний процесс, и отношения "учитель-ученик" являются совершенно оправданными. Поэтому мастер-класс нередко называют школой
Определение алгоритма проведения мастер-класса:
идея;
подготовка, постановка цели, задач;
план;
найти личность мастера (подбор команды);
подбор информации;
реализация проекта;
показ своей презентации (методов, приемов работы);