Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:19, курсовая работа
Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций: целевых, социально-психологических, организаторских и управленческих.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…....3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Развитие классного руководства…………………………………………….6
1.2. Функции деятельности классного руководителя………………………….10
1.3. Направления работы классного руководителя…………………………… 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...21
Глава 2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Общая характеристика деятельности классного руководителя…………….22
2.2.Направления деятельности Светашовой Н.С. как классного руководителя……………………………..................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….......33
Задачи деятельности классного руководителя формулируются следующим образом:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание
благоприятных психолого-
- формирование здорового образа жизни;
- организация
системы отношений через
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация
системной работы с
- гуманизация
отношений между обучающимися, между
обучающимися и
- формирование
у обучающихся нравственных
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся [16].
Таким образом,
история классного руководства
в России насчитывает более 130 лет.
За это время изменились не только
функции и обязанности
1.2. Функции деятельности классного руководителя
Функция
– обязанность, круг
Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем [22, с. 474].
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х. Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций.
К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых.
Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.
Под социальной
защитой понимается целенаправленная,
сознательно регулируемая на всех уровнях
общества система практических социальных,
политических, правовых, психолого-педагогических,
экономических и медико-
Реализация
этой функции предполагает обеспечение
условий для адекватного
Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска [10, с. 476].
Для достижения
целей воспитания и социальной защиты
учащихся классный руководитель должен
решать ряд частных задач, связанных
с формированием отношений
Главное
назначение организаторской функции
- поддержка положительной
Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.
Третий
уровень функций классного
Реализация
диагностической функции
Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.
Функцию
целеполагания можно
Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятельности учащихся.
Логика
целеполагания отражается в процессе
планирования деятельности классного
руководителя. Планирование - это помощь
классного руководителя самому себе
и коллективу класса в рациональной
организации деятельности. Назначение
плана - упорядочение педагогической деятельности,
обеспечение выполнения таких требований
к педагогическому процессу, как
планомерность и
В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, тактическими, или рабочими.
Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.
Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя - это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.
Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:
- организации
в классе учебно-
- оказании
помощи ученику в решении
- установлении
контактов с родителями и
В
Методических рекомендациях «
1. Организационно-координирующие:
- обеспечение
связи общеобразовательного
- установление
контактов с родителями (иными
законными представителями)
- проведение
консультаций, бесед с родителями
(иными законными
- взаимодействие
с педагогическими работниками,
- организация
в классе образовательного
- организация
воспитательной работы с
- стимулирование
и учет разнообразной
- взаимодействие
с каждым обучающимся и
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление
взаимодействия между
- содействие
общему благоприятному
- оказание
помощи обучающимся в
3. Аналитико-прогностические:
- изучение
индивидуальных особенностей
- определение
состояния и перспектив
4. Контрольные:
- контроль
за успеваемостью каждого
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем, как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.
1.3. Направления работы классного руководителя
Информация о работе Функции и направления деятельности классного руководителя