Функции и направления деятельности классного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций: целевых, социально-психологических, организаторских и управленческих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…....3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Развитие классного руководства…………………………………………….6
1.2. Функции деятельности классного руководителя………………………….10
1.3. Направления работы классного руководителя…………………………… 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...21
Глава 2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Общая характеристика деятельности классного руководителя…………….22
2.2.Направления деятельности Светашовой Н.С. как классного руководителя……………………………..................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….......33

Работа состоит из  1 файл

Функции и направлениядеятельности классного руководителя.docx

— 55.62 Кб (Скачать документ)

Задачи деятельности классного руководителя формулируются  следующим образом:

- формирование  и развитие коллектива класса;

- создание  благоприятных психолого-педагогических  условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и  раскрытия его потенциальных  способностей;

- формирование  здорового образа жизни;

- организация  системы отношений через разнообразные  формы воспитывающей деятельности  коллектива класса;

- защита  прав и интересов обучающихся;

- организация  системной работы с обучающимися  в классе;

- гуманизация  отношений между обучающимися, между  обучающимися и педагогическими  работниками;

- формирование  у обучающихся нравственных смыслов  и духовных ориентиров;

- организация  социально значимой, творческой  деятельности обучающихся [16].

Таким образом, история классного руководства  в России насчитывает более 130 лет. За это время изменились не только функции и обязанности классного  руководителя, но и само понятие  классного руководства в школе. Основным направлением профессиональной деятельности современного классного  руководителя является внеклассная  работа. В настоящее время выделяют такие приоритетные направления  внеклассной работы, как осуществление  возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между  классным руководителем и учениками  в ходе сотрудничества в общем  деле и ответственного отношения  к нему, постоянное побуждение человека к самовоспитанию и самообразованию.

 

1.2. Функции деятельности классного руководителя

 

 Функция  – обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий (операций). Функции педагогического  процесса – назначение, роль, ради  которых возникает и существует  организованный и целенаправленный  педагогический процесс. К ним  относят: образовательную, воспитывающую,  развивающую и социализирующую  [10, с.377].

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся  между ними взаимоотношений, строя  отношения с каждым ребенком с  учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного  руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого  потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых  и достаточных условий для  активизации усилий детей по решению  собственных проблем [22, с. 474].

Содержание  деятельности классного руководителя определяется его функциями как  руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. В  соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х. Шакуровым, целесообразно  выделить три уровня функций.

К первому  уровню относятся педагогические и  социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых.

Эти функции  направлены на создание условий для  социального развития учащихся, ориентированы  на помощь ребенку, как в решении  его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной  жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий  окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них  приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях  общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических  мер, обеспечивающих нормальные условия  и ресурсы для физического, умственного  и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация  этой функции предполагает обеспечение  условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических  условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это  деятельность не только непосредственного  исполнителя, но и координатора, помогающего  получить детям и их родителям  социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная  защита как функция классного  руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию  к существующим социально-экономическим  условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные  проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и  трудности, которые перед ним  могут возникнуть.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в  деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо  трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей  и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип  дифференцированного подхода к  различным категориям детей, и приоритет  должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска [10, с. 476].

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных  с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация  коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций - социально-психологических, к которым  относится, прежде всего, организаторская.

Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской  инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы  и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.

Важной  на этом уровне представляется функция  сплочения коллектива, выступающая  не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом  целей. Одной из задач классного  руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Третий  уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это - управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация  диагностической функции предполагает выявление классным руководителем  исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и  анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности  результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя  диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую  цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика  из инструмента изучения личности может  превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать  как совместную с учащимися выработку  целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Цели  воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами  социальных отношений, в которые  включается ребенок, а частные связаны  с организацией деятельности учащихся.

Логика  целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного  руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как  планомерность и систематичность, управляемость и преемственность  результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного  руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей  зависит от их возраста. Планировать  следует то, что ведет к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, тактическими, или рабочими.

Основная  цель функции контроля и коррекции  в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного  развития воспитательной системы.

Реализация  функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных  результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в  процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так  и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя - это  не столько контроль со стороны администрации  школы, сколько самоконтроль с целью  коррекции. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

Обязанности классного руководителя заключаются  в следующем:

- организации  в классе учебно-воспитательного  процесса, оптимального для развития  положительного потенциала личности  учащихся в рамках деятельности  общешкольного коллектива;

- оказании  помощи ученику в решении острых  проблем (предпочтительно лично,  можно привлечь психолога);

-   установлении  контактов с родителями и оказании  им помощи в воспитании детей  (лично, через психолога, социального  педагога).

 В  Методических рекомендациях «Об  осуществлении функций классного  руководителя педагогическими работниками  государственных общеобразовательных  учреждений субъектов российской  федерации и муниципальных общеобразовательных  учреждений» указываются следующие  функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

-  обеспечение  связи общеобразовательного учреждения  с семьей;

- установление  контактов с родителями (иными  законными представителями) обучающихся,  оказание им помощи в воспитании  обучающихся (лично, через психолога,  социального педагога, педагога  дополнительного образования);

- проведение  консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями)  обучающихся;

- взаимодействие  с педагогическими работниками,  а также учебно-вспомогательным  персоналом общеобразовательного  учреждения;

- организация  в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного  потенциала личности обучающихся  в рамках деятельности общешкольного  коллектива;

- организация  воспитательной работы с обучающимися  через проведение «малых педсоветов»,  педагогических консилиумов, тематических  и других мероприятий;

- стимулирование  и учет разнообразной деятельности  обучающихся, в том числе в  системе дополнительного образования  детей;

- взаимодействие  с каждым обучающимся и коллективом,  класса в целом;

- ведение  документации (классный журнал, личные  дела обучающихся, план работы  классного руководителя).

2. Коммуникативные:

- регулирование  межличностных отношений между  обучающимися;

- установление  взаимодействия между педагогическими  работниками и обучающимися;

- содействие  общему благоприятному психологическому  климату п коллективе класса;

- оказание  помощи обучающимся в формировании  коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

- изучение  индивидуальных особенностей обучающихся  и динамики их развития;

- определение  состояния и перспектив развития  коллектива класса.

4. Контрольные:

- контроль  за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных  занятий обучающимися [16].

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который  непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение  проблем, как у всех учащихся, так  и у каждого из них в отдельности.

 

 

 

 

 

1.3. Направления работы классного  руководителя

Информация о работе Функции и направления деятельности классного руководителя